Яркие участники Салона независимых.

А.Руссо, А.Модильяни, В Кандинский


Анри Руссо "Художник и модель"
Анри Руссо "Художник и модель"

 

Анри Руссо

«На выставке имеется почти полное собрание произведений бедняги Руссо. Руссо был слабоумным, полуграмотным человеком, служил где-то сержантом в колонии, потом мелким таможенным чиновником. Когда открылся Салон независимых, придурковатый малый выставил там свою мазню». А.В.Луначарский.

Анри Руссо по прозвищу Таможенник (1844-1910), известный французский живописец–самоучка, музыкант, родился в Лондоне в семье ремесленника. За долги их дом был продан в 1851 году, и семья уехала из Лаваля, а мальчик остался в школе-интернате до 1860 года. С детства Анри интересовался музыкой и поэзией. В 1863 году Руссо стал помощником в адвокатской конторе в Анжере, но по настоянию родителей вступил в армию. В 1864 году молодой новобранец подвергся аресту за незначительное дисциплинарное нарушение. В течение нескольких лет Руссо прослужил в армии полковым музыкантом. В годы франко-прусской войны был призван в свой полк, участвовал в битве при Сен-Прива. В 1868 году оставил военную службу и переселился в Париж, служил у судебного пристава.

В 1869 году Руссо удачно и по большой любви женился на дочери торговца мебелью из Сен-Жермена. Своей жене посвятил вальс, названный в её честь «Клеманс», который стал очень популярным в разных странах Европы. Супруги имели 9 детей и счастливо бы прожили в браке девятнадцать лет, однако несчастья преследовали постоянно их семью: из девяти детей семеро умерли. В 1888 году от туберкулёза умерла и жена художника, неповторимая и любимая Клеманс.

Проработав несколько лет на городской таможне (с 1871 года), Руссо стал серьёзно интересоваться рисованием. Только в 38 лет он отважился показать свои произведения Ф.Клеману. Через два года, в возрасте сорока лет, Руссо «временно» вышел в отставку и занялся живописью. Ему удалось получить разрешение на копирование картин в Лувре, где художник стал изучать произведения старых мастеров. В 1885 году впервые участвовал в «Салоне независимых», где выставил свои работы «Итальянский танец» и «Заход солнца». В течение 25 лет (с 1885 по 1910 годы), вплоть до смерти, художник постоянно выставлял свои картины в «Салоне независимых». Особенностью художественной манеры живописца было следующее: он писал палочкой, а не кистью, поэтому краски ложились на холст весьма оригинально.

Через два года после смерти жены Руссо пишет водевиль в трёх актах «Посещение Всемирной выставки».

В 1893 году Руссо вышел на пенсию и полностью посвятил себя искусству. В этот период он изображал сцены из жизни парижских окраин, экзотические пейзажи, джунгли.

В 1899 году художник женился во второй раз на Ж.Нури. В этот же год он написал драму в 5 актах «Месть русской сироты».

В 1901 году он основал Филотехническую ассоциацию и руководил ею. Собрания ассоциации происходили на квартире художника. Свои счета он, как правило, оплачивал в окрестных лавочках своими пейзажами. После смерти художника в округе отыскалось великое множество этих работ, которые сразу же стали дорогими. В 1905 году Руссо участвовал в выставке фовистов. Последней картиной Руссо стало полотно «Сон» (1910. Нью-Йорк. Музей современного искусства), восторженно принятое критикой, до этого часто иронизировавшей над художником. Интересно, что П.Пикассо и В.Кандинский всегда стремились покупать его картины. Пикассо в картинах этого художника привлекало сильное эмоциональное воздействие на зрителя. В.Кандинский видел в Руссо великолепного абстракциониста, в 1912 году в своём альманахе «Синий всадник» он поместил ряд иллюстраций художника.

Судьба Анри Руссо – тяжела и несправедлива. В 1908 году его неожиданно обвиняют в подделке чека на огромную сумму – на 21 тысячу франков, признают виновным и сажают в тюрьму. Для погашения долга художник распродаёт картины на 8 тысяч франков. Умер от отравления в больнице Нелер.

Выдающийся румынский скульптор К.Бранкуши в 1913 году на могиле Анри Руссо поставил памятник своей работы.

Амадео Модильяни

«Я помню, как один из крайних художников показал мне портрет своей жены. Он разложил этот портрет на полу, и я увидел, что он представлял из себя какой-то несуразный ковёр». А.В.Луначарский.

Амадео Модильяни (1884-1920) – итальянский художник, прожил недолгую, но наполненную ярким творчеством жизнь.

Модильяни родился в Ливорно. Его дед был преуспевающим банкиром римского кардинала, но ко времени рождения Амадео банк «прогорел», а отец – биржевый маклер – разорён. С раннего детства мальчик страдал тяжёлой формой туберкулёза и не мог даже посещать школу. Он много читал, учился в домашних условиях. Его мать писала романы и научные исследования в области итальянской литературы. Особенно Амадео интересовался философией, всё это объясняли тем, что по линии матери он был далёким потомком Спинозы.

А.Модильяни "Невеста и жених"
А.Модильяни "Невеста и жених"

 

Свои первые уроки живописи будущий художник брал у Г.Микели. Модильяни больше привлекала скульптура, однако работать в этой области ему не позволяли здоровье и дороговизна материалов. В возрасте 17 лет из-за болезни он был вынужден уехать на Капри. После относительного выздоровления врачи разрешили ему совершить путешествие по Италии для изучения искусства старых мастеров. В 1902 году Модильяни поступил на учёбу сначала во Флорентийскую академию, затем в Венецианскую, но обучение было прервано по ряду причин: здоровье, высокая оплата и др. Он продолжал самостоятельно изучать творчество А.Карраччи (художник конца 16 – начала 17 веков) и особенно сиенские примитивы. Живопись сиенских художников стала одной из основ его искусства. В 1906 году Модильяни стал жить в Париже, здесь он познакомился с творчеством П.Сезанна, Т.Тулуз-Лотрека, А.Матисса, М.Утрилло и П.Пикассо. Тогда же состоялось его знакомство с замечательным румынским скульптором К.Брынкуши. Они оказали большое влияние на творчество друг друга. Скульптуры Модильяни, как правило, исполнены из песчаника. Они представляют собой либо фигуры в виде столбов, кариатид, колонн, как бы освобождающиеся от всех условностей, решённые мощно, обобщённо и выразительно; либо головы, простые и ясные по форме. Они свидетельствуют об интересе скульптора к первобытному искусству.

Модильяни жил в парижском общежитии для бедных художников, которое называлось «Улей». Здесь царила атмосфера доверия и товарищества.

Художник не примкнул ни к одному из распространённых в то время течений. Он не создавал сюжетных картин или натюрмортов. Изображение обнажённой женской натуры было главной темой его творчества. В 1906-1919гг. он написал 26 полотен с изображением женщин, иногда возбуждённых, иногда сонных и неприступных. Они выставлялись в галерее Берта Вейля. Экспозиция вызвала грандиозный скандал: почтенная публика потребовала вмешательства полиции. Полотна были признаны непристойными и запрещены для дальнейшего показа.

Особое место в творчестве Модильяни занимали портреты. Он не писал их на заказ, находил свои модели среди «близких по духу людей». Художник создал свой стиль живописи: его картинам свойственна удлинённость форм и удивительная эмоциональность.

Выставка в «Салоне независимых», на которой он представил свои картины в 1910 году, не принесла художнику успеха. Больной Модильяни уехал из Парижа в Ливорно к матери. Едва поправив своё здоровье, вернулся в Париж и продолжил яростную борьбу за право на существование его стиля в изобразительном искусстве. Он стал преподавать, последние пять-шесть лет жизни художника – это расцвет его творчества и окончательное формирование собственного стиля в живописи. Всё это время верным другом и очаровательной женой Модильяни была его юная ученица и страстная поклонница таланта Жанна Эбютери После смерти Модильяни от туберкулёза она покончила с собой.

Амадео Модильяни писал: «Именно человеческое существо интересует меня. Его лицо – высшее творение природы. Я им пользуюсь неустанно».

Василий Кандинский

«На выставке много произведений русских художников. Увы нам! Сии господа принадлежат к худшим среди худших. Я уж не говорю о Кандинском. Этот человек, очевидно, находится в последнем градусе психического разложения». А.В.Луначарский.

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), выдающийся русский художник, теоретик «беспредметного искусства», родился в Москве в семье купца первой гильдии. В 1871 году семья переехала в Одессу, где отец управлял чайной фабрикой. В 1876-1885 годы Кандинский учился в одесской гимназии. В 20 лет молодой человек поступает на юридический факультет Московского университета, который успешно заканчивает в 1892 году. К тридцати годам он стал вполне успешным юристом: публиковался в различных научных изданиях, получил предложение возглавить кафедру в Дерпте. Кандинский много путешествовал по империи для написания своего научного труда в области права и политической экономики.

 

Неожиданно для всех, в 1897 году он решает посвятить себя живописи. В связи с этим он уезжает в Мюнхен (1897-1898гг.), где становится студентом школы А.Ашбе. В 1900 году он вместе с П.Клее поступает в Королевскую академию к Ф.Штуку. С этого времени жизнь Кандинского связана исключительно с искусством. Первая из известных картин художника – «Одесский порт» (конец 1890-х годов) выставлялась в экспозиции Товарищества южнорусских художников в Одессе и в московском Товариществе художников.

В 1901 году Кандинским было основано художественное объединение «Фаланга», в школе которого он стал преподавать сам. За четыре года существования «Фаланги» в её двенадцати выставках участвовали мастера разных стран, связанных с искусством модерна. Творчество Кандинского этого периода отличается полистилизмом. Он работал в технике ксилографии, создавая произведения в духе «Сецессиона» и неоимпрессионизма: картины «Шлюз» (1901), «Водопад» (1902) и др. Период натурального пейзажа в творчестве художника исключительно важен: он наметил основные черты его будущей живописной манеры. В эти годы Кандинский работал в России, Голландии, Италии, Париже и Тунисе, но чаще всего он жил в Мюнхене.

С 1902 года Кандинский регулярно участвовал в выставках берлинского «Сецессиона», а с 1904 – парижского Осеннего салона. К этому времени сформировался его стиль. В первой большой картине Кандинского – «Пёстрая жизнь» (1907) – проявились основные черты творческого почерка художника. В 1909 году Кандинский создал «Новое объединение художников». В выставках этого объединения участвовали П.Пикассо, Ж.Брак, А.Руо, Ван Донген, Вламинк и другие. 1911 год был одним из самых трудных периодов в жизни художника. Он развёлся со своей любимой женой – кузиной А.Чемякиной. Ему пришлось покинуть из-за многочисленных разногласий «Новое объединение художников».

С энтузиазмом Кандинский взялся за создание ещё одного объединения – «Синий всадник». В рамках этого объединения были организованы две интересные выставки, которые явились событиями культурной жизни Европы. В альманахе объединения «Синий всадник» нашли отражение истоки искусства 20 века. К этому времени нападки на абстакционизм Кандинского стали такими сильными и многочисленными, что художники с международной репутацией, такие, как П.Клее, Ф.Леже, Х.Арп, Г.Аполлинер, выступили с публичным протестом против «распоясавшейся» критики.

В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны художник был вынужден покинуть Германию и через Швейцарию, Италию и Балканы вернулся в Россию. Длительное время он не писал картин. В 1917 году Кандинский женился на Нине Андриевской, ставшей верной спутницей художника до конца его дней.

После революции он вёл активную деятельность по перестройке художественной жизни России. Его назначили членом Отдела изобразительных искусств Наркомпреса. Преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1919 году Кандинский стал соучредителем Музея живописной культуры в Москве. Принимал участие в создании 22 провинциальных музеев. В 1921 году уехал в Германию для создания международного отдела Российской академии художественных наук. Получил приглашение преподавать в БАУХАУЗЕ. Обосновался в Берлине. После его закрытия нацистами уехал во Францию.

Отказавшись от предметного изображения, Кандинский разработал три типа абстрактных картин, которые легли в основу его дальнейшего творчества: импрессии, импровизации и композиции. Именно в композиции творчество Василия Кандинского достигло наибольшего воплощения.

Ровно сто лет назад, в 1916 году, в Стокгольме состоялась персональная выставка Василия Кандинского, на которой, в частности, были представлены работы, созданные им в Швеции в период с декабря 1915 по март 1916 года.

В 1989 году в Мальмё известным исследователем творчества Кандинского Вивьен Эндикотт Барнетт при поддержке «Общества Кандинского» (во главе с его президентом госпожой Клод Помпиду) была организована выставка «Кандинский и Швеция. Мальмё 1914. Стокгольм 1916».

Из Советского Союза на этой выставке было представлено четырнадцать живописных работ художника из собраний Государственной Третьяковской галереи, Гос. Русского музея, Гос. Эрмитажа, Гос. Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и др. В разделе графики впервые были показаны ранее неизвестные акварели Кандинского из музейных коллекций и частных собраний и интереснейшие документы, освещающие шведский период творчества и деятельности художника. В связи с открытием выставки прошёл научный симпозиум «Новые перспективы в изучении творчества Кандинского», в котором участвовали исследователи из разных стран мира. В докладах говорилось о новых открытиях, раскрывались новые аспекты и подходы в изучении творчества одного из крупнейших мастеров 20 века. Каждый из докладов был посвящён определённому периоду творчества художника. Например, шведский учёный доктор Бенгт Ларкнер, занимающийся проблемами интернационального авангарда в Швеции в 1914-1925 годах, посвятил свой доклад обзору шведской критики относительно выставки Кандинского. Доктор Петер Верго, известный английский исследователь, возглавляющий отдел истории искусств в Университете Эссекса, посвятил своё сообщение проблемам взаимоотношений двух крупнейших объединений в искусстве экспрессионизма – «Мост» и «Синий всадник». Доклад Барнетт, сделанный на основе анализа и изучения материалов выставки, был, в частности, посвящён вопросу параллельного существования абстрактных и предметных работ в творчестве художника. Новые материалы о творческой биографии Кандинского последних лет жизни содержались в докладе ведущего научного сотрудника Музея современного искусства (Центра им.Ж.Помпиду) Христиана Деруэ, занимающимся архивными документами. От Советского Союза выступала искусствовед Наталия Автономова, её доклад был посвящён творческой и организационной деятельности художника после его возвращения из Швеции в Россию.

В.Кандинский "Смутное"
В.Кандинский "Смутное"

 

До середины 80-х годов 20 века в Советском Союзе университетская программа по истории искусства предполагала изучение экспрессионизма, фовизма и кубизма в порядке факультативных занятий и исключительно частной инициативе «продвинутых» педагогов. К искусству конца 19- начала 20 веков подходили крайне выборочно. За пределами внимания студентов художественных вузов оставался, например, стиль «модерн». Однако именно на грани этих веков в искусстве произошло формирование новой пластической системы мышления в разных видах искусства. Только к концу 20 века в нашей стране «произошла реабилитация авангарда 20-х годов прошлого века». В 90-е годы были организованы выставки К.Малевича, В.Кандинского, П.Филонова, вызвавшие большой общественный резонанс.

Кандинский – один из родоначальников абстракционизма. Как известно, изобразительное искусство, помимо его постоянной углублённости в мир человеческих эмоций и драм, выполняет и другую функцию, создавая свою для каждой эпохи систему восприятия. Появление новых визуальных систем, отработанных и закреплённых в искусстве, в композиционных нормах построения целого, отмечает рождение новых эпох.

Беспредметность искусства Кандинского – особый для 20 века путь осмысления общих для эпохи представлений о мире и волнующей её соподчинённости земного и космического начал. «Поднимаясь» в пространство между небом и землёй, Кандинский проникает в нечто более существенное, нежели то, что открывает перед нами внешний – констатирующий взгляд, где всё подчинено одноплановой, последовательной логике.

Более ста лет назад о творчестве великого Кандинского писали: «Отторжённость» от земли, свободное движение форм, как бы освобождённых от предметных оболочек, позволяют художнику выявить в них скрытую силу бесконечно меняющегося внутреннего состояния – конфликты, контакты, безудержные всплески эмоций… Возникающий в картинах Кандинского как бы второй, бестелесный мир предстаёт насыщенным превращениями. Жизненные ситуации начинают звучать пронзительней, больней, обнажённей. И всё же при всём драматизме, повышенной эмоциональности состояний, запечатленных в холстах Кандинского, его произведения вызывают чувство какой-то беспредельной гармонии, включённости в бесконечное движение жизни. И это, пожалуй, самое сильное в его работах, заставляющее ощущать грандиозность и величие не только мировой природы, но и самого художника».

В своём творчестве и прежде всего в своих теоретических размышлениях художник пытался решить задачу – изменить условия эмоционального существования человека, средствами искусства создать пространство, обладающее силой духовного воздействия, способное освободить человека от бремени начал, разрушающих его личность.

С этой целью художник изучает особенности эмоционального воздействия всех первоэлементов, которыми оперирует изобразительное искусство, - цвета, линии, формы, переводит свой индивидуальный опыт работы с ними на язык теории. Кандинский говорит: «Искусство перестаёт учить, назидать, просвещать, постигать истину. Его задача – возродить в человеке «утончённость» души».

Концепция искусства, созданная Кандинским, предполагает прежде всего помогать человеку приобрести и удержать в себе духовное равновесие.

В этом году исполняется сто лет со дня создания одной из самых знаменитых картин художника. – «Москва. Красная площадь. 1916. Холст. Масло». В.Кандинский.

Материал подготовлен редакционным коллективом