Радиоведущий "Милицейской волны" Илья Романов рассказывает...


РГ«МиЛ». Каким был Ваш путь на радиостанцию «Милицейская волна»?

Илья Романов. В далёком детстве, когда я слушал радио, мне казалось, что там работают какие-то волшебные люди, избранные. После учёбы – я по специальности инженер, окончил Университет имени Тимирязева – и непродолжительной работы в должности менеджера, я принял решение пойти на курсы в Московскую школу радио, по окончании которых устроился ведущим на интернет-радио. Эта станция позиционирует себя как первое экологическое радио. Экология здесь подразумевается в широком смысле: нужно любить природу, следить за собой, за своим здоровьем, за культурой речи и внутренне себя совершенствовать. Спустя какое-то время у меня появилась возможность попасть на стажировку в более крупное издание, - радиостанцию «Милицейская волна». Раньше мне казалось, что русский формат песен для меня будет очень далёким. А теперь понимаю, что это очень удобный формат, потому что тебе не надо переводить песни с иностранных языков, ты понимаешь, о чём в них поётся, и тебе становится намного проще с ними работать. Зарубежный контент тоже присутствует на нашей радиостанции, но не в таком количестве, как на других.

РГ«МиЛ». Какими главными качествами должен обладать радиоведущий?

Илья Романов. Человек не должен быть излишне самовлюблённым, потому что радио – это такое место, где невозможно работать без взаимовыручки. Тебя могут попросить выйти в другую смену, и ты при этом не должен говорить, что эта смена, скажем, хуже или она менее интересна, - надо всё равно помочь. На радиостанцию часто приходят знаменитые люди, звёзды, которые не отказались бы от чашки чая или кофе, и нет ничего страшного, если ведущий сделает себе и этому гостю какой-нибудь горячий напиток. Многие к этому относятся с долей презрения, считают, что это должен делать специально обученный человек – ассистент или гостевой менеджер. А я нашим студийным гостям всегда предлагаю чай, по-моему, это правильно. Не все радиостанции требуют от ведущих чрезмерной артистичности. Надо быть просто открытым и хотеть что-то сказать людям, - пускай это будет не что-то очень умное, а просто слова, которые могут поддержать или поднять настроение. Если, например, кто-то из слушателей просит у тебя совет, ты должен его искренне дать, может быть даже рассказать какие-то свои секреты.

РГ«МиЛ». Главные должностные обязанности радиоведущего?

Илья Романов. Основная должностная обязанность – это прийти вовремя. И уже потом – склеить эфир, наполнить эфир перебивками между песнями с обозначениями радиостанции, рекламой, какими-то программами. Существуют определённые рамки эфира, в которые ведущий должен попасть.

РГ«МиЛ». Что представляет собой рабочее место радиоведущего?

Илья Романов. Рабочее место радиоведущего представляет собой умный микшерный пульт. На некоторых радиостанциях всю работу на кнопках делает звукорежиссёр, а ведущий просто сидит и говорит в микрофон. На «Милицейской волне» ведущий делает всё сам. И в этом, я считаю, огромный плюс, потому что, например, ведущий ещё может что-то говорить, а звукорежиссёр уже поставит песню в эфир, и произойдёт некоторая накладка.

РГ«МиЛ». Какой возраст радиоведущего считается оптимальным?

Илья Романов. Мне, например, 24 года, и это считается такой типичный возраст для ведущего.

РГ«МиЛ». Дикция радиоведущего – это природная способность? Существует ли некий эталон голоса радиоведущего?

Илья Романов. Дикция ведущего – это способность, которую можно натренировать, и даже если человек испытывает проблемы с дикцией или неправильно интонирует, то, усиленно работая над собой, он со временем это исправит. Эталона, я считаю, нет, и всё зависит от формата радиостанции. Если, например, это молодёжная радиостанция, а на ней будет вещать низкий, бархатный голос, то, скорее всего, это окажется не к месту. Всё-таки молодёжь хочет веселиться, и для них лучше пригласить ведущего с высоким, даже крикливым голосом.

РГ«МиЛ». Радиоведущие проговаривают скороговорки перед эфиром?

Илья Романов. У нас в студии висят большие листы, на которых напечатаны скомпонованные в единую скороговорку множество известных скороговорок – на горе трава, на траве дрова и так далее. Новички произносят их перед эфиром, но со временем это перестаёт быть актуальным. У радиоведущих присутствует такое понятие, как разминка рта. Когда ты, например, приходишь с мороза, то надо сделать несколько упражнений, а то будет заплетаться язык, и вообще будет некомфортно и тяжело говорить.

РГ«МиЛ». То, что говорит радиоведущий между песнями – заранее продуманные фразы или импровизации?

Илья Романов. Лучше отрепетировать свою «импровизацию» несколько раз, чем придумывать её из головы в момент выхода в эфир, который длится примерно 15 секунд, а сказать тебе нужно очень многое. У ведущего есть просто выходы в эфир между песнями, а есть направленные выходы, когда люди хотят услышать от него определённую информацию, к примеру прогноз погоды или ситуацию на дорогах. Ведущий на своё усмотрение ранжирует эту информацию. И, если мы говорим о пробке, то кто-то может оценивать её в километрах, а я считаю важным критерием – то количество времени, которые люди в ней потеряют.

РГ«МиЛ». На радиостанции «Милицейская волна» существует топовое время, и какое время наиболее популярно у ведущих?

Илья Романов. На радиостанции существуют прайм-таймы, в основном это где-то с 7-8 утра до 11 и с 6 вечера до 8-9. Вот это время очень ценится у ведущих, хотя считается довольно-таки тяжёлым для работы. Потому что, чтобы вести эфир с 7 утра, надо вставать, так сказать, с первым петухом. А когда все друзья едут домой, тебе приходится ехать на работу. Но, тем не менее, это считается самым лучшим временем, когда тебя может услышать большое количество людей. Мне лично нравится вести ночной эфир, и я всеми руками и ногами держусь за ночь. Я такая заядлая сова и мне очень комфортно работать ночью, а когда приходится подменять кого-то днём, то я просто умираю в эти часы! Обычно я ложусь спать в 8 утра и просыпаюсь в 4 дня – и, если удаётся соблюдать этот режим, то я отлично себя чувствую!

РГ«МиЛ». На чём Вы добираетесь до работы, к ночному эфиру, и обратно домой?

Илья Романов. На работу я добираюсь на метро, а обратно – есть такой замечательный ночной автобус, который довозит меня практически до дома. Иногда бывает, что в автобусе я еду совершенно один, особенно, если это выходной день – суббота или воскресенье. После эфира как-то не очень уже хочется слушать музыку или залезать в интернет, поэтому в дороге я либо читаю, либо просто сижу в тишине и смотрю на пейзаж за окном. Автобус идёт через весь центр, и можно смотреть в окно и думать, как тебе повезло жить в Москве и кататься каждое утро через центр столицы.

РГ«МиЛ». Сколько человек обслуживает эфир в штатном режиме?

Илья Романов. Как правило, у нас на радиостанции за эфиром следит один человек, ведущий, но обслуживает эфир большое количество людей. На всякие случаи форс-мажора, например, проблемы с сетью или электричеством, у нас всегда есть люди, запускающие план В, план С и так далее по алфавиту, поэтому эфир у нас не прервётся ни при каких обстоятельствах.

РГ«МиЛ». Как происходит выбор песен, которые прозвучат в эфире?

Илья Романов. У нас существует так называемая музыкальная база, за пределы которой мы при всём желании выйти не можем. На радио есть такая должность – музыкальный редактор, вот он ставит песни в плей-лист, и мы уже не можем в плей-листе что-то менять. Поэтому приходится разрушать миф, когда люди думают, что радиоведущий ставит песни в эфир на своё усмотрение. Существуют программы по заявкам, и там ведущий уже ставит те песни, которые заказывают слушатели, опять-таки не выходя за пределы музыкальной базы радиостанции. Для этой программы существует несколько негласных правил. Например, в ночное время нельзя на протяжении всех 60 минут ставить танцевальную музыку, должна прозвучать какая-то лиричная песне. Как правило, не ставят исполнителя, который уже звучал незадолго до программы по заявкам или стоит в плей-листе сразу после программы. Иногда исключения могут составлять суперхиты, которые за 24 часа прозвучат в эфире раз десять, как в плей-листе, так и по заявкам.

РГ«МиЛ». Какие ещё существуют заблуждения относительно должности радиоведущего?

Илья Романов. Вопреки распространённому мнению, ведущие на радио имеют не очень большие зарплаты. Поэтому те, кто приходят работать на радио, должны именно любить это дело и хотеть им заниматься, а не рассчитывать на большие деньги. На радио не зарабатывают, здесь работают и работают очень много!

РГ«МиЛ». Кто Ваши родители по профессии, и как они отнеслись к Вашему выбору профессии?

Илья Романов. Мои родители – оба врачи, для них было немного странно, что я вдруг заинтересовался этой сферой, радио. Они, конечно, пытались меня сначала приобщить к медицине, но потом решили «не давить», за что я им очень благодарен. Но зато, когда у моих друзей болит голова, я знаю, что им посоветовать!

РГ«МиЛ». Чем Вы любите заниматься в свободное время?

Илья Романов. Я играю в группе с таким сумасшедшим названием «Bananazzz». Наше направление – это рок и панк-рок звучание, в своих песнях мы затрагиваем тему обратной психологии, а «Bananazzz» не столько относится к фруктам, сколько является прилагательным на американском сленге и означает – «сумасшедшие».

Редакция газеты "Мир и Личность" в лице

главного редактора Елены Чапленко

благодарит Илью Романова

за интересный и познавательный рассказ

Интервью провела Елена Чапленко

Фотографии - из личного архива Ильи Романова



Фотогалерея