Романтика чердака и лофта


        Чердак, подвал, пристройка, заброшенные, забытые укромные места во все времена прельщали романтиков. Эти места расположены словно вне социальных реалий обычных людей. Насколько романтично, поднимаясь вверх по лестнице, мимо типовых квартир, оказаться там, где обыкновенному человеку быть недолжно.  Художественная литература насыщена примерами того, как автор помещает своих героев именно в такие места. Обычно это не просто романтики, а люди творчески одарённые, либо одержимые прогрессивной идеей. Сама архитектура того же чердака или чердачного помещения делает его непохожим на, казалось бы, точно такой же по конструкции верхний этаж. Одним из главных отличий являются окна. Они могут быть в разы меньше комнатных, а могут быть, наоборот, громадные, сквозь которые видна панорама. И в том, и в другом случае – это романтично. Когда сквозь крохотные щели где-то под потолком в твой дом проникают тонкие, едва заметные лучи утреннего света, как прекрасно убедить себя в том, что этот свет ярче и теплее любого другого. Не менее прекрасное чувство – «обнимать небо»; быть ближе к солнцу, к луне – ведь вас разделяет не потолок из кирпича и бетона, а прозрачные кристаллы стекла.

Современный рынок экономики, во многом, – это рынок эмоций. Опираясь на приоритетное направление эмоционально движущей силы общества, развивается та или иная отрасль индустрии и, в частности, реализуются внутриотраслевые проекты. Таким образом, романтика чердачных помещений привела к массовому спросу на мансарды, которые изначально выполняли функцию экономных помещений для проживания ограниченных в финансах людей; либо чисто технических помещений. Как известно, спрос порождает предложение, и мансардами стали надстраивать даже уже введённые в эксплуатацию здания.

Мансарда носит имя выдающегося архитектора XVII столетия француза Франсуа Мансара. Именно он в 1630 году впервые использовал чердачное помещение в качестве жилой комнаты. И даже опробовал это новшество на себе. В течение некоторого времени он проживал под кровлей, то есть на чердаке собственного дома. Стоит заметить, что Франсуа Мансар выполнял архитектурные проекты для знатных особ, приближенных к королю. В частности, герцога Орлеанского, брата короля Людовика XIII. В мансардах таких домов, как правило, размещались придворные слуги и гувернёры.

Прорывом в области французской архитектуры стало решение Франсуа Мансара отказаться от острых разноступенчатых кровель. Взамен им архитектор предложил единую горизонтальную линию крыши. Подобное решение было применено при проектировании Орлеанского дворца в Блуа. Здесь же Франсуа Мансар воздвиг мансардное перекрытие. Отличительными особенностями работ Мансара являются рациональное использование пространства, чёткость линий и отсутствие излишнего убранства.

Сразу после изобретения мансарды стали пользоваться особым спросом в Париже. В те годы городские власти города собирали налоги с домовладельцев из расчёта этажности домов.

         Чем больше этажей – тем выше налог. Однако даже самая обустроенная мансарда за этаж не принималась и налогом не облагалась.

В настоящее время в строительной документации мансарда характеризуется как «этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной, ломаной или криволинейной крыши».

Со временем быть ближе к звёздам пожелали и вполне состоятельные слои общества. Специально для них был разработан целый комплекс архитектурных решений, включающий в себя самые невероятные конструкции, например, бассейн или взлётно-посадочную площадку для вертолёта. И всё это – на крыше многоквартирного дома. Подобный тип жилого помещения принято называть пентхаус.

Пентхаус представляет собой обособленное жилое помещение с панорамными окнами, выходящими на три или четыре стороны, и собственной террасой. К некоторым из них подведён собственный лифт, обслуживающий исключительно жильцов и гостей дома на крыше.  Особо захватывающее зрелище – это многоуровневый пентхаус, расположенный на крыше небоскрёба.

Пентхаусы были известны со времён средневековья как убежища от врага. Своеобразные дома наскоро выстраивали на крышах трущоб и замков. В них укрывались мирные жители во время городских погромов, либо воины в дни осадного положения местности.

Ещё один архитектурный стиль в области преобразования производственных помещений в жилые – лофт. Стиль лофт зародился в 40-е годы XX столетия в индустриальных кварталах Нью-Йорка. Как известно из истории, это было время весьма нестабильной экономики. Резкий скачок цен на землю, а также содержание помещений в престижных кварталах города привело к тому, что владельцы предприятий были вынуждены распродавать промышленную недвижимость и искать себе новое место на более приемлемых условиях. Продаваемыми зданиями немедленно заинтересовались представители богемы. Богатые скупали недвижимость целыми этажами, а бедные и талантливые приобретали помещение вскладчину. В стенах бывших заводов и фабрик стали устраиваться творческие вечера и светские рауты. Предприимчивые ньюйоркцы, приобретя масштабные помещения за бесценок, активно сдавали их в аренду. В частности, молодым талантливым художникам, вынужденным картинами расплачиваться за жильё. Далее картины выставлялись на продажу в статусной галерее, тем самым, принося арендодателю лофта колоссальную прибыль. Прошло десять лет и с середины 50-х за лофтом закрепился устойчивый образ элитного жилья. В отдельное направление выделился дизайн в стиле лофт, в основе которого лежит функциональность каждой детали, имеющейся в помещении.

Елена Чапленко

Фото - Галины Бусаровой