Коллаж


В.Татлин "Спасские ворота"
В.Татлин "Спасские ворота"

       В ХХ веке большое распространение получил коллаж (фр. «наклеивание») – прикрепление к какой-либо основе материалов, отличающихся по цвету и фактуре. В частности, этот вид рукоделия стал применяться во время стиля «модерн». Искусствовед А.Шумов пишет: «Обращение к коллажу произошло не столько сознательно, сколько интуитивно в процессе поиска усиления декоративности звучания произведений. Показательно в этом отношении творчество австрийского художника Густава Климта. Его картины напоминают собой пёстрый ковёр, в который вводятся различные материалы: фольга, ткани, серебряные нити, даже камешки. Многочисленные фрагменты, подобно мозаике, вспыхивают и мерцают».

Аналогичные приёмы, как известно, применялись ещё в средневековье. Например, сочетание разнородных материалов в иконе – изысканная живопись, золотой фон, богатый светящийся нимб, драгоценный убор, состоящий из тканных риз, басменных окладов. Величайший С.Боттичелли в своей картине «Портрет молодого человека с медалью» поместил гипсовый слепок настоящей медали. Использование коллажа в живописи – явление яркое и обоснованное.

Особым этапом в области применения коллажа является обращение к этой технике художников-кубистов. И далее А.Шумов замечает: «Возникновение кубизма связано с появлением новой эстетики, в которой даётся выход ассоциативной энергии, динамическому чувству. Видимое и лежащее на поверхности перестаёт удовлетворять, становится другим язык переживаний и эмоций. Делается попытка организации нового пространства, в которое заложены четыре измерения. Изображается не то, что видят, а то, что знают».

       Знаменитые художники ХХ столетия Пабло Пикассо и Жорж Брак прославились, в частности, своими неподражаемыми натюрмортами с элементами реального быта этих художников, составляющими как бы часть их окружающего пространства, позволяющим проникнуть в этот неповторимый внутренний мир мастера, точнее в мир этих мастеров-создателей. Среди изображённых предметов неслучайно встречаются музыкальные инструменты: флейта, кларнет, мандолина, гитара. На полотне происходит «ритмика движущихся плоскостей, показывая условный характер пространства». В новаторской художественной системе отвлечённая мысль автора доступна не каждому зрителю. Как правило, в качестве образных средств был использован печатный материал – этикетки, обои, журналы, газеты, куски афиш и различных объявлений и многое, многое другое из окружающего мира самого мастера и его почитателей, объединяя в единое целое их общее восприятие «родного» для них пространства.

Коллаж состоит из ряда фрагментов, создающих своеобразные сочетания, условные предметы, неповторяющиеся дважды линии и пятна. Фрагменты коллажа загораживают собой часть поверхности соседнего фрагмента, они притягиваются и отталкиваются, они просто живут…»

Именно кубизм почти сто лет назад раскрыл уникальные возможности коллажа как техники, опираясь на мировые образцы прошлого. Это нововведение ввели в своё творчество и русские художники. Коллаж связан с именами таких художников, как К.Малевич, А.Лентулов, О.Розанов и другие. У В.Татлина, например, коллаж выходит за плоскость картины и практически становится полускульптурой-рельефом.

На протяжении всего времени своего развития коллаж занимал особое место в творчестве художников разных стран.

Материал подготовил

Георгий Милованов



Г.Климт "Зал старого дворцового театра в Вене"
Г.Климт "Зал старого дворцового театра в Вене"
Г.Климт "Цветочный сад"
Г.Климт "Цветочный сад"
С.Боттичелли "Портрет молодого человека с медалью"
С.Боттичелли "Портрет молодого человека с медалью"