Сретение


           15 февраля православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Сретение. Само это слово с церковнославянского переводится как «встреча».  Трактовка этого праздника многоуровневая. Это и встреча зимы и лета, Ветхого Завета с Новым, но наиболее важный смысл - встреча человека с сыном Божьим Иисусом Христом. Более двух тысяч лет тому назад святой праведный Иосиф Обручник с Пресвятой Девой Марией принесли сорокодневного Иисуса в храм, где их встретили праведный Симеон. По внушения Духа Святого он пришел в храм и узнал в принесенном Девой Марией Младенца Мессии- Христа. Когда он его взял в свои объятия, из уст его полилась благодарственная молитва Богу за то, что Он сподобился узреть в лице этого младенца уготованное для всего человечества спасение. Слова этой молитвы ежедневно читаются на вечернем богослужении: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему с миром». Лк:2,29-31

При этом присутствовала так же и Анна, дочь Фануилова, вдовица, прожившую с мужем семь лет, а затем посвятившую себя Богу, день и ночь молившаяся Богу, и получившую за это служение дар пророчества.

Для современного человека, родители, которого выросли в эпоху тотального атеизма в советское время или же он сам застали эти времена в детстве и юности, вновь   стоит проблема, почему он должен верить Священному Писанию.  Можно вновь и вновь задавать вопрос, что является доказательством подлинности событий, описанных в Библии.  Одним из таких ответов служит факт, что нет более ни одного текста на земле, где все пророчества сбываются. Однако требуются немалые усилия, чтобы хотя бы один раз внимательно прочесть Библию. К тому же самостоятельно разобраться в ней невозможно. Для меня, доказательством подлинности событий, излагаемых в Библии, является парадоксальность событий, поведения людей, выдумать которую не в силах человеческого разума. Однако, процент людей, пришедших к вере в результате того, что в их руках оказалась Библия, невелик. Чтобы уверовать, у каждого человека должна произойти личная встреча с Богом, обычно в болезни, кризисе, экстремальных ситуациях. Ветхий и Новый Заветы наполнены этими встречами. Но даже в самых крайних ситуациях один человек приходит к вере, другой - нет.  Известно, что одновременно с Иисусом Христом по обе стороны от Него распинали на крестах двух разбойников. Трудно представить ситуацию более экстремальную. Однако «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Один человек рассказал мне историю своего прихода к вере еще в атеистические 1980-е.  У него были тяжелые жилищные условия, очень усугублявшие его трудную жительскую ситуацию, и он встал в очередь на получение квартиры.  Его номер был в числе последних, что не сулило ему разрешение его вопроса в ближайшие десять лет.  Именно в этот период он стал задумываться о вере, ощущение присутствия Бога сменялось отрицание Его бытия.  И вдруг он заметил поразившую его закономерность. Когда он приходил в мыслях к вере, начинали происходить события, в результате которых его очередь начинала вдруг быстро продвигаться, когда его одолевали сомнения, неумолимым образом она откатывалась в конец. И так повторилось несколько раз. В результате он принял таинство Крещения.  Кто-то, находясь рядом с Христом, в Него не уверовал, другого к вере в Него привела сама мысль о Боге.   

Учитывая трудность восприятия Ветхого Завета, часто не без основания предлагают читать лишь Новый Завет. Но без первых трех глав Книги Бытие совершенно не понятно, почему недостаточно только веры в Бога, зачем понадобилось Боговоплощение – сын Божий Иисус Христос. Ведь сегодня категория людей говорящих, что они веруют в Бога и никакие церковники- посредники между ним и Богом ему не нужны -достаточно велика.  А таинство причастия без них невозможно.

Первые три главы книги бытие, в которых описано пребывание прародителей в раю, называют в богословии метаисторией, что можно упрощенно назвать предысторией человечества Пребывание в раю у прародителей   было необыкновенно благостным. У них было постоянное общение с Богом.  Из всего творения Божьего только по отношению к человеку применимо такое определение как личность. Эту привилегию он получает уже в момент сотворения его Богом, Который сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Бог, будучи Сам Личностью, наделяет и человека по благодати этой привилегией.

Человек в раю должен был стать соработником Бога, возделывая райский сад и охраняя его. Но была дана одна заповедь, связанная с запретом, казалось бы совсем легкая:  От всякого  дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра  и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь.  Бытие: 2, 16-17

Прародители нарушили заповедь. Описание нарушения какого-то очень важного запрета, трудно поддающегося вербальным формулировкам, образно переданное как вкушение запретного плода от древа познания добра и зла, породившее грехопадение в псалмах описывается как величайшая не только трагедия, но и тайна. Последовало изгнание из рая.  Появилось само время, ибо в раю царила вечность.   После грехопадения природа человека была безнадежно повреждена.  Нарушилось богообщение, появились трудности в отношениях у самих Адама и Евы, исчезла гармония человека с природой.  Свою искаженную природу прародители передавали своему потомству. Первые люди на земле, скорее всего по вразумлению самого Бога, во искупление греха, стали приносить жертвоприношения животными. За грех человека лишалось жизни невинное животное. Плата явно недостаточная. Практически все народы в древности   приносили жертву Богу за грех. Но со временем ощущение первородного греха, память о нем, за который, прежде всего, и приносилась жертва, стёрся. Но даже если она оставалась  в преданиях,  возникал вопрос, почему за ошибку первой пары должно было расплачиваться все последующее человечество? Как мог Бог по определению милостивый, призывающий к всепрощению, допустить такую жестокость, особенно если учесть, что прародители были искушаемы змеем, подтолкнувшим их к вкушению плода? Ответ на эту мнимую жестокость давался уже сразу же  после оглашения наказания всем, кто был причастен к грехопадению прародителей в  пророчестве, сказанном главному виновнику змею:

        Проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.  Бытие 3:14-15

Мне трудно себе представить, чтобы  при самостоятельном чтении, особенно человеку, стоящему на платформе атеизма,  можно было бы догадаться, что здесь в   прикровенной форме  было предсказано  рождение  Спасителя от Девы, Который  искупит за прародителей их первородный грех. 

Сегодня любой человек имеет возможность читать Библию, сопровождая его дополнительным чтением богословской литературы.  Но в древности книг в нашем понимании не было. Веками священная литература, написанная на разных материалах, на пергаменте, на коже животных была очень дорога и хранилась в храме менее всего похожего   на библиотеку, в  котором свиток можно было на время взять, чтобы углубиться в его содержание.  Возникает так же вопрос, почему человечеству пришлось так долго мучаться, в ожидании Спасителя, что определяло сроки Его воплощения? 

После изгнания из рая природа человека извратилась до такой степени, что Бог во гневе устроил потоп. Но у Бога все обещанное реализуется. И среди всего развращенного человечества Он находит одного праведника Ноя, который по Его зову в течение десятков лет строит корабль-ковчег. Он спасся в ковчеге со своей семьей и приведенными в ковчег животными. И вновь   среди потомков Ноя выделяется лишь семья праведного Авраама, которому был голос уходить из Месопотамии, где жили его предки и идти в Палестину, где одолжен был жить среди чуждых ему народов в незримой изоляции. Замысел Бога был приуготовить из потомков Авраама и Сары на протяжении нескольких веков народ, из среды которого    может быть рожден Богочеловек.  История еврейского Богом народа полна перипетий, когда он оказывал сопротивление замыслу Бога до такой степени, что ему грозило такое же уничтожение, как во время потопа. Но в среде еврейского народа зародилась и традиция праведности. Люди ей следовавшие, по своему смирению и скромности ничем не выделялись, и даже мало упоминались  на страницах Ветхого Завета. Даже величайшему из пророков Илие в определенный момент показалось, что он остался единственным праведником в Израиле. Однако, Сам Бог сказал ему, что Он сохранил семь тысяч праведников. Спустя два тысячелетия от призвания Авраама в супружеской чете праведников Иоакима и Анны родилась Дева Мария. Именно Она была удостоена величайшего таинства непорочного зачатия от Святого духа словами: «се Раба Господня да будет Мне по слову твоему».   Миссия еврейского народа была выполнена,  Богочеловек Иисус родился. И  вновь мы вспоминаем, как в те дни седой древности, вспоминаем  благочестивого и праведного старца Симеона, переводившего  книгу пророка Исайи, и   усомнившегося в истинности  слов о рождестве Еммануила от Девы. (7:14).   А все потому, что непорочное зачатие была   неведомая ему тайна. Тогда явился ему ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения этого пророчества.  Евангелист Матфей родословие Иисуса Христа начинает с Авраама. Жития своих праотцов еврейский народ знал  достаточно хорошо. Но, если знание истории своего народа начиналось в Авраама, то  метаистория, а именно пребывание в раю Адама и Евы и их грехопадение  было для них не ведомо, исключая лишь наиболее выдающихся пророков. Еврейский народ веками приносил жертвоприношения в храме Соломона,  восстановленного после вавилонского пленения. Однако, эта была  полумера в искуплении первородного греха. Как это ни парадоксально, даже Самой Богоматери, пережившая  чудесное рождение младенца Богочеловека постепенно раскрывалась  в течение ее жизни,  что Ее Сын –Богочеловек. Об этом свидетельствуют Ее слова,   когда в возрасте 12 лет Иисус придя на праздник в Иерусалим, не стал возвращаться в Назарет, и остался там в храме. Его сутки искали родители, а когда нашли Его в храме «И, увидев Его удивились; и матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью  искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали,. что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему. Но они НЕ ПОНЯЛИ сказанных Им слов. Лк: 2, 49-51

Если даже Сама Богоматерь и Иосиф не понимали на этом этапе Богочеловеческую природу Своего Сына, можно ли удивляться тому, что пророчества и грядущем Мессии  еврейский народ понимал как явление очень сильной, пусть и необыкновенной, но человеческой личности.

Миссия еврейским народом была выполнена неоднозначно, ибо Христа Мессию они не узнали, и не захотели узнать те, которые более всего должны были знать  о Его появлении, те, кто должны  были учителями. Но Христос был распят по требованию еврейского народа, ставшего жертвой интриги своих священников. Можно осуждать за это еврейский народ за распятие.  Но узнать в Христе не просто выдающуюся Личность, а  Богочеловека    было совсем не просто, если учесть, что    даже  Его ученики, будущие апостолы,   с которыми Христос был более трех лет,   только после Воскресения Христова осознали все пророчества о Нем, как о воплотившемся Мессии. 

В нашей обыденной жизни многое может быть хотя бы отчасти понято, если учесть, что большая часть нестроений в нашей жизни действительно проистекает от грехопадения прародителей. И для этого совсем не нужно быть человеком, продвинутым в богословии. Меня еще в отрочестве, неверующего подростка, удивляло, почему так много ссор среди семейных пар. Если учесть, что союз мужчины и женщины, которые созданы Богом друг для друга, их общение - условие продления рода человеческого, то почему же пики любви чаще всего проходятся на моменты свиданий, а жизнь под одной крышей становится часто если и не адом, то чем-то весьма далеким от девичьих грез.  Что-то мне подсказывало, что      объяснение «не сошлись характерами» не столь уж неоспоримо. Угрожающе растет количество разводов.  Однако мы видим, что их на порядок меньше среди воцерковленных супружеских пар.

Иконография иконы Сретения, где Младенец Христос, принесенный его родителями, праведный старец Симеон и пророчица Анна с такой любовью и радостью встречающие их, напоминают и нам, кто принимал крещение, ту нашу незабываемую встречу с Богом и Его сыном Иисусом Христом. Так будем же верны этой встрече!  

Елена Лисенкова,

искусствовед



Фотогалерея


СРЕТЕНИЕ