Озарённый лучами Просвещения век XVIII. И.Богданович и

Ю.Нелединский-Мелецкий


        Ипполит Фёдорович Богданович (1743-1803) с молодых лет особенно тонко воспринимал несовершенство окружающей его среды. В самых ранних стихах поэта сквозит тема «мир находится на опасном пути». Молодой поэт выступает за «вечный и мудрый закон спокойствия, дружбы, любви, чести». Он клеймит позором и презрением мир, в котором царит власть денег, мир предательства и измены.

Двадцатилетний поэт долго работал над переводом «Поэмы на разрушение Лиссабона» Вольтера, опубликованном в журнале «Невинное упражнение», издававшемся Богдановичем совместно с Е.Дашковой. Именно в этой поэме автор, наблюдая страшную трагедию в Португалии, приходит к заключению, что «правды нет и выше».

В своих стихотворениях Богданович придерживается особенного стиля, наполненного сатирой, выдержанного в «народном духе», свободного от жёстких рамок классицизма – «Деньги», «Пятнадцать минуло мне лет», «У речки птичье стадо» и многие другие.

Под влиянием М.М.Хераскова во многом сформировалось художественное мироощущение поэта (он принимал активное участие в журнале «Полезное увеселение»).

Среди творчества Ипполита Богдановича центральное место занимает повесть «Душенька». Более двухсот лет именно это произведение входит в круг постоянного чтения россиян. «Душенька» написана лёгким и весёлым слогом, имеет «богатый ритмический рисунок (повесть создана разностопным «басенным» ямбом и потому сохраняет простоту и рассудительность, присущие басне), близость народному юмору, раскованность авторской интонации, вольное движение сюжета; но главное – это ощущение свежести и новизны, которое она сохраняет и поныне».

Большое влияние произведений Иполлита Богдановича на творчество А.С.Пушкина отмечалось литературоведами XVIII-XXI веков.

Повесть «Душенька» не случайно является предвестницей поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», - эти произведения проникнуты атмосферой праздничности, романтизма, трогательной грусти. Позднее Пушкин опять обратился к повести «Душенька», он взял эпиграф из произведения Богдановича для своей повести «Барышня-крестьянка»: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша».

Ипполит Фёдорович Богданович был связан с литературой «лишь косвенно или в течение сравнительно краткого времени», однако и этого оказалось вполне достаточно, чтобы внести своё имя в историю культуры.

«Блестящего и шумного успеха среди современников» он достиг только в сорокалетнем возрасте, после публикации своего центрального произведения – «Душенька, древняя повесть в вольных стихах» в 1783 году.

Ипполит Богданович

Темира

Без тебя, Темира,

Скучны все часы,

И в блаженствах мира

Нет нигде красы;

Где утехи рая

Я вкушал с тобой,

Без тебя, драгая,

Полны пустотой.

Я в печали таю,

Время погубя,

Если день кончаю,

Не узря тебя;

День с тобой в разлуке

Крадет жизнь мою:

Без тебя я в муке,

А с тобой в раю.

Если я примечу

Твой ко мне возврат,

Сердце рвется встречу,

Упреждая взгляд.

Придешь - оживляешь,

Взглянешь - наградишь,

Молвишь - восхищаешь,

Тронешь - жизнь даришь.

1790-е годы

Ипполит Богданович

Песня

Много роз красивых в лете,

Много беленьких лилей,

Много есть красавиц в свете,

Только нет мне, нет милей,

Только нет милей в примете

Милой, дорогой моей.

Если б сам Амур был с нею,

Он ее бы полюбил;

Позабыл бы он Психею

И себя бы позабыл, -

Счастлив участью своею,

Век остался бы без крыл.

          В ней приятны разговоры,

В ней любезна поступь, вид;

Хоть привлечь не тщится взоры,

Взоры всех она пленит;

Хоть нейдет с другими в споры,

Но везде любовь живит.

Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий (1752-1829) был талантливым, интересным человеком. Его друг П.А.Вяземский писал о нём: «Это ещё одна из тех многозначительных и разносторонних русских личностей, которой при других обстоятельствах и более строгой распределительности способностей стало бы на образование нескольких отличных людей по отдельным отраслям духовной деятельности. В нём были зародыши и стихии замечательного поэта, отличного воина, математика и мудрого государственного человека». И далее: «Он не мог или не хотел приписать, прикрепить себя исключительно к определённому званию. Природа была к нему расточительна, и сам расточал он дары её».

Ю.А.Нелединский-Мелецкий родился в московской дворянской семье. Начальное образование получил в стенах родного дома, под руководством француза-учителя. Затем юноша был отправлен на учёбу во Францию, где получил блестящее образование в Страсбургском университете.

Достигнув восемнадцатилетнего возраста, Нелединский-Мелецкий поступил на военную службу, где проявил себя великолепным офицером. Затем стал «мудрым государственным человеком» на службе гражданской. Он дослужился при Павле I до тайного советника (третьего по старшинству чина табели о рангах).

В молодости Нелединский-Мелецкий с увлечением и много переводил из французской поэзии – Флориана, Лафонтена, Пирона. Он писал оды, басни, стихи. В историю литературы поэт вошёл своими песнями. Они были близки к народной поэзии, это были настоящие «песни признания-исповеди». Многие песни Нелединского-Мелецкого приобрели огромную популярность, например, «Ах, тошно мне…» (1791), «Если б ты была на свете…» (1796), «Выйду я на реченьку…» (1796). В те годы они исполнялись, по свидетельству Вяземского, и «красавицами высшего общества и поселянками посреди полевых трудов».

Белинский после смерти Нелединского-Мелецкого в «Литературных мечтаниях» (1834) писал: «Сквозь румяны сантиментальности проглядывало чувство и блестки таланта». Нужно особо отметить, что песни Ю.А.Нелединского-Мелецкого высоко ценили и очень любили Дельвиг, Пушкин, Бестужев и многие-многие другие поэты-современники.

Юрий Нелединский-Мелецкий

Песня (в сокращении)

Моей милыя нет,

Не глядела бы я на свет!

Что, бывало,

Утешало,

О том плачу теперь.

В любимом леску

Я питаю тоску:

Все листочки,

Все кусточки

В нём о милой мне твердят.

Представляю себе,

Говорит будто мне;

Забываюсь,

Откликаюсь

Часто на голос свой.

Здесь милой нет!

Я пойду за ней вслед;

Где б ни крылась,

Ни таилась,

Сердце скажет мне путь.

1791.

Юрий Нелединский-Мелецкий

Песня (в сокращении)

Выйду я на реченьку,

Погляжу на быструю –

Унеси мое ты горе,

Быстра реченька, с собой.

За струей струя катится

По склоненью твоему,

Мысль за мыслью так стремится

Все к предмету одному.

Чем же злую грусть рассею,

Сердце успокою чем?

Не хочу и не умею

В сердце быть властна моем.

Лучше век в тоске пребуду,

Чем его мне позабыть.

Ах, коль милого забуду,

Кем же стану, кем же жить?

Если ж ты найдешь возможным,

Силу чувств моих измерь,

И приветствием, хоть ложным,

Ад души моей умерь!

1796.

Фото - Галины Бусаровой