Своеобразие творчества Николая Рериха


        Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Петербурге, в семье известного петербургского адвоката К.Ф.Рериха. Отец прочил сыну юридическую карьеру и настоял на том, чтобы Николай поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Однако это не помешало будущему художнику, чувствовавшему глубокое влечение к искусству, стать студентом Академии художеств. Более того, молодой человек, кроме юриспруденции и живописи, успевал проводить серьёзную работу в области археологии.

Рерих отличался большой эрудицией всесторонне образованного человека; его познания в области археологии позволяют причислить его к учёным-специалистам в этой области.

В 1897 году на академической выставке была представлена его первая картина «Гонец». Именно это произведение впервые привлекло внимание к молодому художнику: П.М.Третьяков приобрёл «Гонца» для своей галереи, что означало для Рериха общественное признание. В этой картине – своеобразная романтика старины, умение художника подчеркнуть черты «стародавней» природы, создать «настроение, всегда несколько таинственное, как всё то, что связано с давно минувшими делами». Такова и другая картина Рериха – большое полотно «Город строят», написанное в 1902 году. Художник создаёт величественное зрелище неустанной созидательной работы человека, воздвигающего «монументальные формы древнего города-крепости». При данной художественной задаче Рерих ищет, прежде всего, обобщённые монументальные формы. Его живописная манера стремится к большой декоративности и лаконизму.

В 1903-1904 годах Николай Рерих, увлекаясь древнерусской стариной, совершил большое путешествие по прославленным древнерусским местам: Новгород, Псков, Печеры, Изборск, Владимир, Ярославль и другие – исторический путь «из варяг в греки». Художник создал массу замечательных этюдов древнерусских памятников. Таковы его знаменитые «Печорский монастырь» и «Ростов Великий».

Искусствоведы тех лет отмечали: «Глубоко постигая красоту монументальных форм русской архитектуры, декоративное богатство её настенной живописи, Рерих в своём творчестве пытается претворить художественные принципы этого искусства».

С огромным увлечением работает Рерих и в области театральной декорации, создавая живописные решения, удивительно созвучные музыкальному настроению спектакля. Художник неоднократно вдохновлялся героическим «Словом о полку Игореве», написав чудесные декорации к опере Бородина (1908).

В начале XX века имя русского живописца Николая Рериха стало известным не только в России, но и в Европе. С 1906 года его картины экспонировались в Париже, Вене, Праге. С 1923 года Рерих много путешествовал по Центральной Азии, создавая серии удивительно красивых пейзажей Монголии, Тибета и Гималаев.

       В природе этих мест художник нашёл ту первозданную, нетронутую красоту, воплотить которую он стремился ещё в своих картинах на исторические темы. Только здесь эта красота вставала перед ним не из глубины веков далёкого прошлого, а была увидена своими глазами. Своеобразным суровым величием полна природа Монголии, овеянная древними легендами и поверьями. Целая галерея картин: «Мать Чингисхана» (1931), «Камни на холме» (1935), «Всадник» (1940) – это не только талантливое воспроизведение пейзажа Монголии, это прежде всего поэтический образ бескрайней кочевой страны.

В этот период творчества Рериха живописный язык художника становится ещё более звучным, в красках природы его особенно привлекают яркие колористические эффекты. С помощью уникальных цветовых сопоставлений, «колористической напряжённости» живописец создаёт такое «взволнованное настроение, какое подвластно только кисти большого мастера. Например, в знаменитой картине «Сигнальные огни» (Великая китайская стена), написанной в 1940 году, живописцем гениально передано напряжённое состояние у китайской границы при помощи пронзительного контраста двух ярких цветов: синего и оранжевого.

Рериха всегда привлекала волшебная красота восточной архитектуры, её порой причудливые, сказочные формы. Художнику также удаётся в ряде своих произведений незабываемого вписать «лаконичный архитектурный мотив» в суровый, каменистый, горный пейзаж – «Монастырь в горах» (1930-е годы), «Ступа (Ладак)» (1941 год).

Уникальная серия картин, созданная художником в годы Второй мировой войны – «Ждущая» (1941), «Партизаны» (1942), «Помни» (1945) просто не может оставить равнодушным зрителя.

Последние годы своей жизни Рерих связал с Индией, где прожил почти четверть века. Им было организовано много персональных выставок в этой стране, где его талант был признан и творчество понятно не только народным массам, но и известным индийским деятелям. Высоко ценили его искусство Джавахарлал Неру, Робиндранат Тагор и многие другие. О картинах Рериха Робиндранат Тагор писал: «Они глубоко тронули меня. Они заставили меня осознать нечто очевидное, но нуждающееся в постоянном открытии: что правда беспредельна».

Известный искусствовед середины XX века Галина Плетнёва отмечала: «Именно картины Рериха открыли в живописном искусстве красоту Гималаев. Красота природы – это тот вечный источник, который возвышает и облагораживает человеческую душу. К этой большой духовной красоте и стремился в своём искусстве Рерих».

Материал подготовил Георгий Милованов

На фото представлена картина Н.Рериха "Гонец"