Прощеное воскресенье


         Служба воскресного дня в православной церкви перед началом великого поста завершается чином прощения, во время которого весь приход просит его друг у друга. Для человека внецерковного этот чин часто воспринимается как профанация самого акта прощения. Его просят друг у друга люди часто вовсе незнакомые. Так при чем же здесь прощение, если тот, на кого есть обида, находится совсем в другом месте? Много их связано с растоптанными ожиданиями «обещанного» счастья в любви. И прощать тех, кто ранил тебя очень трудно. Почему же от любви до ненависти, говорит народная мудрость, всего один шаг?!!

Еще в юности меня удивляла некоторая противоестественность отношений между мужчинами и женщинами. Если спросить одних и других, что они ценят и чего хотят от противоположного пола, то при разнообразии ответов в них почти всегда будет два общих пожелания. Первое – искренность в проявлении чувств любимого(-мой), второе - гарантия того, что ты будешь правильно понят, и сможешь себе позволить быть с ним(-ей) самим собой. Однако, сразу возникал вопрос, почему, особенно в добрачный период, они больше соблюдаются по отношению к юношам, а что касается девушек, то здесь ситуация крайне неоднозначная. От нее негласно требуется строго дозированное выражение чувств. Так, например, чрезвычайно искреннее и, конечно же, естественное желание поскорее выйти замуж, высказанное прямым текстом любимому, приводит к тому, что заключение брачного союза может надолго отложиться или вовсе не состояться. Право делать предложение по неписанному закону имеет только юноша, а девушке остается лишь смиренно ждать. Правда, у нее есть достаточно много рычагов его спровоцировать, но это уже манипуляция, а не искренность. И так устроены отношения практически во всем мире, исключая одно племя в Африке (забыла его название). А всегда ли так было? И можно ли проследить истоки возникновения этого права?!! Ответов не было. Вернее, были, но не вполне удовлетворявшие. Если углубиться в историю брака, то любой народ ведет свою ее с патриархальных времен. И главное здесь, как казалось, заключалось в распределении труда на мужской и женский. Женщина полностью отвечала за кухню, воспитание детей, одежду и т.д., а мужчина за добычу денег, еды, еще совсем недавно он назывался кормильцем. В его обязанности входила так же защита от врагов семьи, общины, государства, с которой трудно было справиться женщине. Патриархат был основан на преимуществе мужчины в физической силе, и они, как это объяснялось в дни моей юности в советский период, этим беспардонно пользовались, закрепощая ее морально, преднамеренно выключая из участия в социальной жизни. Да и времени у нее на это не оставалось. А церковь только усугубляла это положение, говоря: «Жена, да убоится мужа!». Вот потому веками ей приходилось, опустив глаза, ждать, когда выберут на царских смотринах невест, на балу, или же мечтать о приезде в дом сватов из соседней деревни. И все это было по историческим меркам еще совсем недавно, в России менее ста лет тому назад. Переломным моментом в этом бесправии стало время, когда женщины в массовом порядке получили возможность работать, исчезла экономическая основа разделения труда и более того, женщина могла уже зарабатывать иногда даже больше потенциального кормильца. Казалось бы, разрушение патриархального брака должно сопровождаться появлением равноправного, который устранит повод для невидимых миру женских слез, и проблемы в семейной жизни должны было бы разрешиться. Однако, в результате мы имеем жесточайший кризис брака. Но в патриархальный брак женщину, конечно же, уже не загонишь. Но как же быть с семейным счастьем, ведь без него по большому счету жизни нет?! И какая лавина взаимных обвинений, а извинения именно ты должна просить в Прощеное воскресенье!!!

Однако, другое, менее известное название службы этого воскресного дня - Воспоминание Адамова изгнания. Может быть, ответ на вопросы трудности отношений между полами можно получить, рассмотрев их от самого сотворения первой супружеской пары в истории их отношений?

В первых трех главах Книги Бытие, всего 70-ю фразами описано сотворение мира, называемыми в богословской литературе стихами, а описание жизни прародителей в раю, и месте с грехопадением, составляет всего 21 стих, переданный нам пророком Моисеем. Он, по преданию, получил сведения о нем непосредственно от Самого Бога. История пребывания прародителей в раю называется в богословии метаисторией, а собственно история человечества начинается после изгнания из рая.

О сотворении человека упоминается в первый раз как об одновременном сотворении мужчины и женщины: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их. Быт. 1, 27.

Далее оно раскрывается более подробно. И сотворил Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме и поместил там человека, которого создал. Быт. 2, 7-8. Мужчина был сотворен из праха земного вне сада Эдемского и лишь позднее был в него помещен.

О каждом дне творения говорится: И увидел Бог, что это хорошо. А сотворение мужа и жены, в книге Бытии 1,27 охарактеризованы, что это «очень (весьма) хорошо». Пребывание в раю иногда неверно понимается как блаженное безделье. Однако, была установка, что в раю необходимо трудиться: И взял Господь Бог человека, поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. Итак, Богом был заповедан труд: возделывать и сохранять сад. Был так же и запрет: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого плода в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, смертию умрешь.

При этом важно отметить, что запрещающую заповедь выполнить было нетрудно, поскольку пищи в саду было много, от всякого дерева можно было есть. Но уже в следующем стихе, характеризуя жизнь человека в раю, Бог говорит: «Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему помощника, соответственного ему» Быт. 2:18. Определение нехорошо, относится к его одиночеству и это первая негативная характеристика в тексте Писания, и преодоление одиночества Бог замыслил как создание помощника, соответствующего ему.

Но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2:20).

Далее идет стих: «Господь Бог образовал на земле всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. В богословии этот стих называется «Наречение имен» и по существу он является заповедью человеку – изучать окружающий мир. Ибо с наименования объекта начинается всякое его изучение, и вылившаяся из него наука, в основе которой, прежде всего масса наименований. В астрономии, например, - названия планет, в анатомии – костей, количество которых приводит в уныние на экзаменах студентов медицинских вузов.

Акт наречения имен животным характеризует так же власть, данную Богом человеку над животным, а в их лице над всем окружающим миром. Существует закономерность - тот, кто нарекает именем, всегда изначально властвует над тем, кому оно дается. Ребенку имя дают родители, и первые годы он полностью от них зависит. Животные, которым дают кличку, как правило, в подчинении у своего хозяина. Если человек попадает в криминальную компанию, чтобы его сразу же поставить в зависимость, ему так же дают кликуху.

Далее Бог вновь вспоминает, что для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И здесь хочется понять, что же все-таки имеется в виду под определением «помощник», какой союз предполагает Бог для мужчины с ним – на равных? Первый ответ, скорее всего, будет «да», следуя логике, что помощник – соответствующий ему.

И создал господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. Быт. 2,22. Заметим, что в отличие от мужчины, созданного из праха земного вне Эдема, женщина сотворена в раю и не из праха, а ребра мужчины, из живой плоти, то есть материала более совершенного, и она – самое последнее творение Бога. Человек, сотворенный уже в последний шестой день творения, как известно, - венец Творения Божья, потому что уровень совершенства возрастает день ото дня творения. Следуя этой логике, женщина, созданная после Адама, предполагалась быть созданием более совершенном, чем мужчина.

Далее идет текст: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей: она будет называться женою, ибо взята от мужа.

         Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. Быт. 2, 23- 24.

Когда мне довелось впервые читать Библию в 1970-е годы, атеизм тогда был государственной политикой, и меня поразило, что именно мужчина должен был оставить отца и мать свою и прилепиться к жене, а не наоборот. Атеистическое мировоззрение объясняло, что все угнетение женщин идет от церкви, и в Библии подчеркивается подчиненное положение женщины по отношению к мужчине. Так как же можно было понимать это первое упоминание отношений между мужчиной и женщиной, а именно мужчина прилепляется в жене? Сразу же пришло на ум: «Это же формула классического матриархата!» В переводе на бытовой уровень это предполагало, что мужчину выбирает женщина, он оставляет своих родителей и приходит к ней в дом. Во всех последующих мировых культурах все было почему-то наоборот. Мужчина был первым и угнетал или унижал женщину, созданную для него изначально как помощницу на равных. Почему? Признаюсь, что когда примерно четверть века спустя, мне довелось прочитать в статье у дьякона Андрея Кураева, что в раю был матриархат, то отметила, что мною это было замечено при самом первом прочтении Библии. Что же тогда имелось в виду под определением «помощница»? Если мы возьмем ситуацию начальник и его заместитель, то кто кому здесь помогает? Скорее всего, что начальник (а именно хороший) руководит, а заместитель, его помощник, ему помогает. Итак, если мужчина, как следует в православии - глава семьи, то женщина ему во всем помогает, но тогда вновь возникает вопрос, почему же именно мужчина должен оставить родителей и прилепиться к жене? Это положение подтверждает и Сам Иисус Христос, цитируя его в Евангелии от Матфея: 19, 5.

Рассмотрим, контекст упоминания слово «помощник» в тексте Библии, что сделать легко, его употребление в симфонии, специально разработанной для этого книге.

Бог отца моего был мне помощником Исх.:18.4.

Господи! Будь мне помощником. Пс:.2,11.

Бог нам скорый помощник в бедах. П:.45,2.

Словом, «помощник» характеризуется начальник вселенной – Бог. И тогда, факт, что к ней, к помощнице должен прилепляться муж – свидетельство того, что к женщине, последнему творению в раю и потому более совершенному, как к некоей основе и должен прилепляться мужчина. И это вновь подтверждает матриархат в раю. Иерархия, скорее всего, - основной закон мироздания. Сразу после рекомендации мужчине прилепляться к жене следует повествование о грехопадении. С него начинается третья глава. Змей-искуситель обратился к женщине, потому что она была в раю, судя по всему, старшей. Жена разговаривает со змием. Змей уверяет ее, что вкушение плода от древа познания Добра и Зла не приведет их к смерти, как об этом предупреждал Бог. А Бог, как оболгал Его Змей, просто из зависти запугал смертью, потому что они, вкусив плод, не умрут, а познают добро и зло и станут на равных с Ним. Женщина поверила обманщику, и, предав тем Бога, сама вкусила плод, да еще и мужа уговорила сделать тоже. Правда, нужно заметить, что Адам не сопротивлялся. Однако, грехопадение не имеет никакого значения для сферы пола в вульгарном смысле: оно не состояло в каком-то новом «греховном» общении между мужем и женой, как это часто понимается. Смысл грехопадения заключается, прежде всего, в том, что люди не поверили Творцу, нарушили Его заповедь, свой договор с Ним. В переводе с греческого слово «грех» - звучащее как «гамортайя», означает промахнуться, не попасть в цель. Прародители отошли от замысла Бога о мире, о них самих. Изначально мужчины и женщины были одинаково созданы по образу и подобию Божьему. Однако, в дальнейшем, чтобы мужчина и женщина вошли в двухчастный союз любви, в счастье брака, каждый из них как целое должен стать добровольно частью, которое вновь должно стать целым, но несколько иным, чем каждый был изначально. Вместе с тем, грехопадение имело прямое влияние на отношение между полами. Этимология слова «пол» - от однокоренного половина чего-то целого. Мы видим, как последствия грехопадения изменяют изначальный замысел Бога на отношения между женщиной и мужчиной: К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой - говорит Бог жене. Итак, в начале предполагалось, что муж будет прилепляться к жене, а кончается тем, что жена, в качестве наказания за инициативу с вкушением плода, теперь уже должна находиться в зависимом положении от мужа. Они стали смертными.

Наречение имени женщины – Ева дает мужчина, и оно последовало после грехопадения. Сам факт наречения имени характеризует уже последовавшую власть Адама над ней. Это еще одно подтверждение наказания за первый шаг, совершенный женщиной на пути к грехопадению. Но Бог не дает бессмысленных наказаний. Слово «наказание» имеет двоякий смысл: наказание как некая дисциплинарная мера и наказание - наказ, вразумление. Он не мстит, но лечит. Господь прописывает лекарство, которое врачует отношения между мужем и женой. Кто первый, тот властвует - в этом месте произошла трещина. И очевидно жажда господства появилась именно у женщины. Господь выправляет эти отношения в другую сторону. После грехопадения, спровоцированного женщиной, когда в качестве наказания мужчина поставлен для господства над ней, казалось бы, должно было бы полностью быть аннулировано изначальное и прилепится к жене. Но законы отменяются только в конституциях, создаваемых человеком. У Бога все Его постановления остаются в силе, и потому два повеления, казалось бы, взаимоисключающие, начинают работать одновременно. Муж по- прежнему прилепляется к жене и после того, как он уже над ней господствует. Не отменено так же, что двое должны быть одной плотью. Значит внутренняя сила женщины, которой она была наделена в раю, в чем-то превосходящая мужскую, остается. Но при этом она должна уже уступить первое место, т.е. место главы – мужчине. На первый взгляд смысл такого парадоксального условия не понятен. Однако, в этом и проявилась премудрость Божья. Если бы эта изначально данная женщине сила была бы у нее отнята, то необходимость уступать первое место мужчине не требовало бы от нее никаких усилий, и потому бы перестало бы быть наказанием. И Господь, чтобы женщина усвоила урок, и всегда имела возможность проявить, а чаще всего выработать смирение, изначально данную ей силу оставил при ней. Вспомним, сколько женщин в сердцах говорят, что в семье, все держится на них, и, как правило, они недалеки от истины. После смерти одного из супругов в пожилом возрасте мужчина часто более беспомощен, чем женщина. И получается, что в период патриархата, женщина все же ощущала свою силу, но она смиренно, внешне оставалась на вторых ролях, проявляла требуемое от нее благоговейное отношение к мужу. В современных условиях женщина, став законной женой, позабыв о своих мечтах дождаться предложения, начинает указать мужу «на его несовершенство», возгласами «Я думала, что ты – настоящий мужчина, а ты, оказывается…», далее идут определения, соответствующие уровню воспитания и индивидуальной ситуации. Однако же, программа смирения, заповеданная после грехопадения, продолжает работать. Мужчина не только не исправляет выявленных у него недостатков, но упорно усугубляет их. Когда женщины, разочаровавшиеся в мужчине, начинают обобщать, да все они такие - это самое губительное состояние души, с которой трудно было справиться женщине. Однако, немногим лучше поступают и те, кто, считая, что уже накопили житейский опыт в различении «хлюпиков», вновь выходят замуж. Однако, чаще всего другой оказывается хуже прежнего. Когда мне однажды довелось услышать на проповеди слова священника: «Жена, это человек без права говорить мужу истину о нем», то я их усвоила с большой пользой для семейной жизни. Наказание за грехопадение женщине, звучащее как: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой», означает, что женщина должна сдерживать свою эмоциональную сферу, более развитую, чем у мужчины. И, если правило смиренно дожидаться, когда ей сделают предложение, оставалось в силе даже в эпоху развитого социализма, то женщине очень важно смирить себя в своей правоте перед мужем и после вступления в брак. Она часто не подозревает, что ей через «несовершенство» мужа осуществляется урок смирения как наказ от Всевышнего.

Изгнание из рая заканчивается стихом: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Быт 3, 24. Это означало, что обратная дорога в рай закрыта, и вместе с тем предполагает, что у людей будут попытки вернуться туда.

Елена Лисенкова, искусствовед

На фото представлена работа Кустодиева "Масленица"