Воспоминания о рае


      Многие события, описанные в Библии после изгнания из рая в Ветхом Завете и все основные евангельские события жизни воплотившегося сына Божьего Иисуса Христа, сохранились во Святой Земле, куда можно совершить путешествие. Но в рай дороги нет. Однако… каждый из нас все-таки имеет возможность в него погрузиться, не тратя деньги на путевку, потому что имеет некие реликтовые воспоминания о нем в своей душе. Известно, что в раю царила вечность, исключавшая физическую смерть людей. Вспомним теперь, что в детстве, в молодости, зная, что все умирают, субъективно мы ощущали себя, как будто бы жить будем вечно. Старые люди, окружающие нас, даже со временем, это не про нас. Ощущение вечности мы испытываем так же в состоянии влюбленности. В юности меня удивляло, почему как плохи отношения между супружескими парами. Не было дня, чтобы супруги, не повышали друг на друга голос, по меньшей мере, исключения были, но редко. Но женились все, как правило, по любви, безоблачное счастье должно было бы стать естественным ее увенчанием, так откуда же постоянные всплески нетерпимости? Обращал внимание и тот факт, что практическая каждая девушка в состоянии влюбленности уверена, что у нее то будут идеальные отношения с будущим мужем. Возникает вопрос, а откуда она знает, какими должны быть идеальные отношения, если она отсутствовали в ее окружении?! Так же и юноши представляют себе будущую жену совершенной. Возможно, и это все те же воспоминания об Эдеме?

Меня всегда удивляло, как красивы все невесты. Наивно думать, что это красота только за счет макияжа, прически и свадебного наряда и даже особого настроения. Вспоминаю, что заключение брака мы с мужем решили совершить в будний день, а в ближайшие выходные уже пригласить гостей на свадебное торжество. Однако, накануне похода в ЗАГС выяснилось, что на другой день мне необходимо срочно выехать на собрание, где выяснялись отношения среди членов Правления общественной организации, и мне, секретарю, все нужно было тщательно фиксировать в протоколе. Никто среди его членов не знал, что у меня в этот день поход в ЗАГС. Вскоре после регистрации быстро добравшись домой, убрав макияж, переодев свадебное платье, оставив дома сердитого мужа, приехала на собрание. Оно было бурным, страсти кипели, я только и слышала: «Ты записала это?!!» Уходила домой одной из последних, и человек, знавший меня много лет, сразил меня, сказав: «Ты сегодня такая необыкновенная, какой бывает женщина только после ЗАГСа». Божественный свет угасал постепенно, отсвет его лучей еще был на мне.

Вспомним примеры из литературы. Герой Пушнина в поэме «Евгений Онегин» -Ленский видит свою невесту Ольгу как совершенство. О Ленском поэт говорит: «Ах, он любил, как в наши лета уже не любят, как одна, безумная душа поэта еще любить осуждена». Его друг - Онегин, человек уже «отлюбивший», видит Ольгу в перспективе, прожитых с Ленским под одной крышей долгих, нудных десяти лет. Он представляет ее матерью многих детей, которые капризничают, не давая выспаться. Ольгу в его восприятии: «Как эта глупая луна // На этом глупом небосводе».

Зададимся вопросом, как видит Ольгу сам Пушкин, вернее видению кого из них он больше доверяет? Можно было бы предположить, что Онегина. Но в своем литературном отступлении Пушкин пишет свое отношение ко всем прагматикам в любви: «Но жалок тот, кто все предвидит, // Чья не кружиться голова».

Когда человек видит истинное лицо другого до того, или после того как оказался под одной крышей, прожив уже медовый месяц? Можно сказать, что Пушкин, в его гениальной интуицией понял, что в период влюбленности нас освещает друг другу божественным светом, каким были освещены прародители в раю.

Заключая брак, мы клянемся в верности, что означает обязанность запомнить и сохранить на всю жизнь любимого, освященного божественным светом. Он со временем тускнеет, но мы должны его помнить и подтягиваться или подтягивать друг друга к видению в этом свете. Когда мы влюблены, у нас меняется так же восприятие пространства и времени. Это запечатлено в словах «Счастливые часов не наблюдают». Влюбленные попадают в некое условно говоря четвертое, райское измерение. Это особо заметно, когда общаются влюбленный с нелюбящим. Вспомним американскую кинокомедию «В джазе только девушки». Там очень хорошо обыграно эта ситуация разного восприятия времени у влюбленного, для которого оно течет незаметно, и у для равнодушного - нестерпимо медленно. Вспомним хотя и пошло-комическую ситуацию, но очень верно подмеченную идеализацию любимого, со знаменитой репликой - «У каждого – свои недостатки!»

Райское состояние часто описывается в русских романсах: «Снился мне сад в подвенечном уборе. В этом саду мы с тобою вдвоем» Но ведь это же типичное воспоминание о рае, но, далее, как правило, следует изгнание из него, когда оказывается, что почему-то «Только раз бывают в жизни встречи, только раз судьбою рвется нить». Но кем же она обязательно так жестоко рвется? Возможно все тем же ангелом с мечем?

        Часто роль Змея-искусителя и одновременно ангела с мечем, выпадает на любимого, о котором поется: «Он говорил мне будь ты моею, станем жить мы страстью пылая», а заканчивается горьким выводом «Нет не любил он, ах нет не любил он меня.»

Воспоминания о рае иногда сопровождаются жаждой райских блаженств, или хотя бы их суррогата, которые нам должен обеспечить наш любимый(ая), или же подобное состояние нам должны дать деньги, власть, карьера, в наихудшем варианте алкоголь, наркотики. И потому, в свете обратной перспективы трагедии, произошедшей в раю, важно поразмыслить, прежде чем укорять в преднамеренном обмане «бывшего» любимого.

Но возможна ли все-таки корректировка видения другого в состоянии влюбленности, характеризуемое поговоркой «Любовь зла, полюбишь и козла»? В традиционных обществах отсутствие личного опыта должно было компенсироваться родительским благословением, которое приравнивалось благословению священника. Сегодня о нем забыли, или же пренебрегают им, а оно чрезвычайно важно. Если вы сами не слушали своих мать, отца, то не ждите, что ваши рекомендации услышат Ваши дети. Не удивляйтесь, если они для них не авторитетны.

Мое поколение было воспитано с установкой, что женщина равноправна по отношению к мужчине. С ним уживалось другое положение, не менее ложное, что женщина принадлежит к слабому полу. При этом не уточнялось, что имеется в виду под словом «слабость». В библейском смысле женская слабость предполагает, что она, как правило, менее защищена от козней дьявола, и только. Священник о. Павел Адельгейм в работе «О христианском браке» писал «Божественный замысел о человеке проецируется на общество как гражданское равноправие. Женщина получает права, равные с мужчиной перед законом и одинаковый голос на выборах политической власти. Государство рассматривает мужчину и женщину как равноправные и независимые единицы. Защита прав гражданина является единственной обязанностью государства.

Здесь возникает недоразумение. Нельзя перепутать (отождествить) гражданское равноправие с супружеским. То, что необходимо в обществе и государстве, недопустимо в семье. Независимость каждого является правовой задачей общества. Семья строится на любви, связывая мужа и жену зависимостью, которую они искали и нашли. Становясь мужем и женой, оба отказываются от независимости. Задача брака не в том, чтобы освободиться друг от друга, а в том, чтобы укрепить взаимную зависимость. Стремление к независимости разрушительна для брака. Эмансипация смертельна, как удар кинжала в самое сердце брака. Семья имеет иерархическую структуру. Каждому в семье принадлежит определенное место. При двух равных голосах семейная демократия неизбежно превращается в замаскированную форму раздора».

Интересна этимология слова «счастье». Его можно рассмотреть, как своя «часть», в древности имелось виду часть наследства, то есть чего-то положительного. Или же «участь», «доля» как определенная часть чего-то негативного. Но в земной плоскости ни то, ни другое не абсолютно. Так же слово «Счастье» можно трактовать как соучастие в жизни другого, других – семьи, детей, родственников, народа.

В семье, самом древнем социуме, истоки которого в метаистории, действовали, и как показывает жизнь, действуют до сих пор иные законы, нежели в современном гражданском обществе. Женщина начальник на работе исполняет определенную социальную роль, но, переступая порог семейного дома, она попадает в пространство, где царят иные законы. Если жена это не прочувствовала, отношения с мужем часто терпят крах. Успешные бизнес-леди, как правило, невезучи в семейных отношениях.

Подводя итоги, хочется заметить, что наша первая любовь, по существу, начинаются не с «чистого листа». Помимо того, что мы, во многом копируем матрицу отношений родителей, на них накладывается трагедия, произошедшая с нашими прародителями. И если воспоминание о ней возлагалось на церковь, она своими мудрыми наказами во многом гасила ее негативное влияние, то сегодня трудно придумать, как помочь в этой ситуации институту брака, кроме как вновь обратиться к ее опыту построения семейных отношений.

Марина Цветаева вопрошала: «Ну что тебе я, милый, сделала?»

Сколько женщин вместе с ней могут добавить, «Камень бы заплакал, когда со мной такое сделал!». Прощать гораздо легче, чем просить прощение. Если прощеное воскресенье и является своеобразным театром, то воистину он премудрый. Надо же с чего-то начинать. Могу дать совет, как сама в случае с обидами поступаю: говорю себе: «Надкусила плод, в лице Евы, вот и терпи, смиряйся». И если это делать регулярно и искренне, да еще и на исповеди, то с большой вероятностью можно гарантировать, где-то года через три, в худшем случае лет через пятнадцать (не стоит этого пугаться, время летит быстро), появиться ощущение, которое в определенный момент превратится в уверенность, что счастье все-таки есть.

Елена Лисенкова, искусствовед

На фото представлена работа Маковского "Боярский свадебный пир"