Интервью с актёром МХАТа имени Горького Андреем Кравчуком


РГ«МиЛ»: Расскажите, каким был Ваш творческий путь в МХАТ имени Горького?

Андрей Кравчук: К большому счастью, каждый год МХАТ имени Горького проводит отборочные туры выпускников театральных вузов и профессиональных артистов. Надо сказать, что многие другие столичные театры даже не рассматривают такую возможность – прослушать выпускника. Уже имея некоторый профессиональный опыт, я приехал в Москву и первое время выступал на сцене маленького театра, расположенного в печально известном здании, где когда-то шёл мюзикл «Норд-Ост». Позже волею судеб я попал в антрепризу «Сирано де Бержерак». Вместе с другими артистами, занятыми в этом спектакле – Сергеем Безруковым и Елизаветой Боярской, мы объездили весь мир – от Владивостока до Нью-Йорка! Но однажды один мой друг мне сказал: «Андрей, антреприза – это всё замечательно, но тебе нужен профессиональный театр! Тебе нужно чаще выходить на сцену, желательно каждый день!» И действительно, выходы на сцену для творческого человека, который любит свою профессию, просто необходимы. Тогда я стал показываться в различных театрах, которые, в принципе, в молодых артистах не нуждались, и наконец, попал на прослушивание во МХАТ имени Горького. В 2010 году, летом, после прохождения трёх туров, я был принят в этот замечательный театр на сезон. Молодых артистов берут только на сезон, и потом, если артист себя зарекомендует, с ним продлевают контракт ещё на сезон. И так каждый год. Спустя только шесть лет меня зачислили в штат МХАТа имени Горького! Таким образом, с 2016 года я состою в штате театра, и для меня, конечно, это большая честь – служить во МХАТе и учиться у великой Татьяны Васильевны Дорониной.

РГ«МиЛ»: Какие главные традиции существуют в театре?

Андрей Кравчук: Во-первых, это праздники. Есть праздники, которые наш театр почитает и очень любит. Главнейший из них – это День театра. Также мы чтим праздник Татьянин день, благодаря нашему художественному руководителю Татьяне Васильевне Дорониной. И, конечно же, большой праздник – это 12 сентября – день рождения Татьяны Васильевны. Хочу отметить, что благодаря именно этой женщине, этому замечательному художественному руководителю в нашем театре сохранены лучшие традиции театрального искусства. На нашей сцене не бывает никакой пошлости, её просто не может быть! Мы говорим на красивом русском языке. Мы стараемся говорить правильно и чётко, – Татьяна Васильевна за этим очень строго следит. Она всегда разбирает с нами текст, благодаря чему, выходя на сцену, мы знаем, как надо разговаривать с партнёром, чтобы через текст донести до зрителя ключевые моменты произведения. Также перед спектаклем мы обязательно выполняем артикуляционные упражнения, разминаемся, проводим «воздушную гимнастику» (продуваем через нос, чтобы разогреть свой организм). Всё это необходимо для того, чтобы не сорвать голос. Зрительный зал рассчитан на 1400 человек, и каждый из них должен тебя слышать. Кроме того, наш художественный руководитель приглашает педагогов из Большого театра, которые занимаются с актёрами нашей труппы – разминают тело, растягивают, присутствует обязательная работа со станком.

РГ«МиЛ»: Что нельзя делать в театре с точки зрения примет?

Андрей Кравчук: Нельзя щёлкать семечки. Это значит, что не будет зрителей, не будет денег и вообще – это мелкий сор. Также нельзя есть в театральном костюме. Например, когда ты надеваешь костюм и играешь на сцене Мольера – в парике, в красивом наряде, то в перерывах сидеть и во всём этом есть суп как-то неправильно. У нас за это даже штрафуют!

РГ«МиЛ»: Какой спектакль является «визитной карточкой» МХАТа имени Горького?

Андрей Кравчук: Визитная карточка театра – это спектакль «Синяя птица», который идёт во МХАТе с 1908 года!

РГ«МиЛ»: Над какими спектаклями Вы работаете в настоящее время?

Андрей Кравчук: В настоящее время Татьяна Васильевна репетирует с нами спектакль по произведению Максима Горького «Варвары». Премьера спектакля приурочена к 150-летию со дня рождения писателя. Также я репетирую роль Генки Лапшина в спектакле «В поисках радости». Тоже такой интересный герой, из Вологодской области приехал в Москву, влюбился в девушку, в финале спектакле признался ей в этом, и, к счастью, она ответила ему взаимностью.

РГ«МиЛ»: Можно говорить о том, что роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» - это Ваша любимая роль?

Андрей Кравчук: Это одна из моих любимых ролей, во-первых, потому что она первая, во-вторых, сама постановка мне бесконечно нравится, мне нравятся артисты, которые в этом спектакле выходят вместе со мной на сцену. Спектакль «Ромео и Джульетта» мы играем с 2011 года. Казалось бы, шесть лет прошло, но каждый раз, выходя на сцену, я стараюсь найти что-то новое во взаимоотношениях с Джульеттой и другими персонажами спектакля. Хочется найти что-то новое в своём герое, Ромео, чтобы быть интересным себе, своим коллегам, зрителям. Кстати, в 2011 году многие говорили, что если я провалю эту роль, не справлюсь, то контракт на следующий сезон со мной не подпишут. Это, конечно, была большая для меня ответственность, к счастью всё обошлось!

РГ«МиЛ»: Расскажите о постановщике этого спектакля.

Андрей Кравчук: Замечательнейший режиссёр – его, к сожалению, уже нет с нами, нет на свете – Валерий Романович Белякович, потрясающий человек, который обладал необыкновенным талантом. Он всегда говорил: «Для меня главное на сцене – артист! Я тебя на точку поставлю, а дальше ты должен работать сам и сам показывать своё мастерство». В его постановках артисты никогда не прятались за декорациями.

Валерий Романович Белякович создал легендарный спектакль «Мастер и Маргарита», который в нашем театре с аншлагом играют уже восемь лет! Спектакль «Ромео и Джульетта» также является его работой. И несмотря на то, что «Ромео и Джульетту» Белякович ставил неоднократно, каждый раз с новыми артистами он придумывал что-то новое – новые мизансцены, ранее не произносимый текст Шекспира, ещё что-нибудь.

РГ«МиЛ»: Как правило, на спектакли заявлены два состава артистов?

Андрей Кравчук: У нас в театре на всех ролях по два человека. Во-первых, это очень удобно иметь два состава – мало ли что, а во-вторых, у артиста появляется возможность посмотреть на коллегу, который репетирует ту же самую партию со стороны. Со стороны, как говорится, всегда виднее, например, можешь найти для себя что-то новое и интересное. В-третьих, когда артист с репетиции уходит на вечерний спектакль, то без него продолжать репетицию сложно, и здесь также выручает второй состав.

РГ«МиЛ»: У Вас в театре есть суфлёр?

Андрей Кравчук: У нас есть в театре суфлёр, но не на всех спектаклях мы пользуемся его услугами. Например, на спектакле «Ромео и Джульетта» суфлёра нет. Вообще наши суфлёры – настоящие профессионалы, которые служат в театре уже очень много лет! Иногда случается, что артист перескакивает целый абзац текста или просто у него из головы вылетает какое-нибудь одно слово и всё – белый лист! Такое бывает. Задача суфлёра в этот момент подсказать артисту первые слова текста. Артист благополучно вспоминает, что ему нужно сказать, и спектакль продолжается…

РГ«МиЛ»: В чём заключается сложность воплощения образа Ивана Бездомного в спектакле «Мастер и Маргарита»?

Андрей Кравчук: Я в роли Ивана Бездомного должен передать зрителю всю силу и желание, с которыми пытаюсь донести до профессора Стравинского то, что я увидел нечистую силу! Моя задача – постараться объяснить, что мой герой, Иван Бездомный, увидел сейчас нечто с костяной ногой, который предсказал то, что через мгновение произошло с Берлиозом. Это сумасшествие! И потом – Кот! Кот огромный! То есть все эти картинки надо видеть перед глазами, и если ты эти картинки видишь и искренне пересказываешь их своему партнёру по сцене, к тому же смотришь на своего партнёра реально как на доктора, то и зритель, втягиваясь в это действо, начинает верить твоим словам! А когда в финале зритель поднимается и аплодирует тебе стоя, – это для всех артистов верх похвалы! Конечно, потом, после спектакля, мы приходим к себе в гримёрку без сил... Я, например, не могу вот так сразу взять переодеться и побежать домой, – после сцены мне нужно какое-то время чтобы прийти в себя.

РГ«МиЛ»: В вашем театре приветствуется импровизация?

Андрей Кравчук: О, да! Импровизация – одно из любимейших занятий, но только импровизировать нужно не прям так – «дай-ка я сегодня попробую», а всё-таки прорепетировав это хотя бы один раз, хотя бы у себя в голове. Можно, так скажем, немного похулиганить, если это позволяет твой персонаж. Например, персонаж Меркуцио может себе это позволить. И со своей стороны, как Ромео, я тоже иногда позволяю себе по-доброму пошутить на сцене. Это очень интересно, когда актёр находится в таком состоянии, когда вот-вот и может рассмеяться, а смеяться ни в коем случае нельзя! У нас это называется «расколоть партнёра на сцене». Расколется – не расколется – вот что интересно! И когда артист уже близок к тому, чтобы расколоться, становится весело и как-то очень тепло на душе. Такие хулиганства, конечно, не позволительны в серьёзных классических произведениях.

РГ«МиЛ»: Насколько важна музыкальность для драматического актёра?

Андрей Кравчук: Очень важна, я считаю. Пять лет я учился в музыкальной школе по классу баяна, благодаря чему развил себе музыкальный слух. Школа мне очень помогла и в дальнейшем, когда я поступил в театральный институт. Я даже стал лауреатом Всероссийского конкурса актёрской песни имени Андрея Миронова! Во МХАТе имени Горького все спектакли Валерия Романовича Беляковича положены на музыкальное сопровождение, в котором нужно уложиться в определённый музыкальный ритм. Например, музыкальный ритм идёт 40 секунд, и в эти 40 секунд тебе нужно уложить огромное количество текста таким образом, чтобы и зритель этот текст понял, и ты не выбился из музыкальной точки. Потому что через 40 секунд прозвучит такой аккорд, на который нужно, например, выпить яд. И ты не можешь этот яд выпить на другой аккорд, ты не можешь выпить его позже, раньше, ты должен выпить его именно в этот момент. И так как у меня было музыкальное образование, мне практически сразу стало понятно, как разложить текст на этот музыкальный ритм. Проблем у режиссёра в этом плане со мной не было.

РГ«МиЛ»: Вы склонны спорить с режиссёром?

Андрей Кравчук: Да! Вот у меня такой характер! И я каждый раз себя за это пилю, что позволил себе вновь поспорить с режиссёром. Вообще я стараюсь контролировать свои эмоции. Но творческие споры всё равно бывают.

РГ«МиЛ»: Вы согласны, что актёры театра – это большая дружная семья?

Андрей Кравчук: Вообще артисты нашего театра занимают особое место в моём сердце. Это большие профессионалы, замечательные люди, и для меня большая честь находиться с ними на одной сцене! Это настоящие друзья, они всегда прикроют, если что, выручат – и на сцене, и в жизни. Я их очень люблю! И, приходя в театр, я счастлив видеть каждого из них!

Редакция газеты "Мир и Личность" в лице главного редактора Елены Чапленко благодарит

Андрея Кравчука за познавательный рассказ

Интервью провела Елена Чапленко

Фотографии - из личного архива Андрея Кравчука



Фотогалерея