Владимир Евзеров. Интервью с выдающимся композитором


РГ«МиЛ»: Ваша встреча с замечательным артистом Валерием Леонтьевым привнесла и в его, и в Вашу творческую жизнь много нового и увлекательного. Расскажите, как Вы познакомились, и как создавались ваши первые песни.

Владимир Евзеров: Однажды меня пригласил на встречу мой старый друг Сергей Петров – главный режиссёр «Славянского базара», кстати, он был первым, кто вывел меня на московскую сцену как исполнителя. Он узнал, что у меня есть песня «С нами Бог» на стихи выдающегося русского философа и поэта Владимира Соловьева, и загорелся идеей закрыть ей программу фестиваля. Но чтобы сделал это именно Валерий Леонтьев и никто другой. И надо было, чтобы кто-то Валере эту идею продвинул. Решили, что такую миссию возьмут на себя Сергей Петров и Нона Хадикова, тогда музредактор ГЦКЗ «Россия» (в то время это все равно что «главный музредактор страны»). Валера принял предложение, и в тот момент родилась наша творческая, а потом и чисто человеческая дружба.  Кстати, во время Валериного исполнения «С нами Бог» к пульту фестиваля подошли представители президента Белоруссии и попросили именно на этой песне «включить» финальный фейерверк. Хотя в финале звучал гимн Белоруссии... Никто ничего подобного не ожидал, однако такой факт состоялся.

Что мое творчество привнесло в жизнь Валерия Яковлевича я не знаю, а вот в моей жизни этот, не постесняюсь определения, гениальный артист, а в последствии и настоящий мой большой друг стал событием огромным. Настолько огромным, что это сложно выразить словами. Я ведь много лет писал, вдохновлённый его талантом, втайне надеясь, что именно ему песня придётся по душе, и именно он ее исполнит. Если для него – звезды сцены – главным оценщиком становится публика, то для меня, его автора, главным судией все-таки является он сам. После фестиваля Нона Германовна мне сказала, что пора уж показать что-то из моего творческого багажа Валерию Яковлевичу. А я к тому моменту сколотил уже приличный «сундучок» и никому ничего не предлагал, ждал исполнителя от Бога!.. Я передал ей кассету с песнями, а она переправила ее по назначению.

Через несколько дней мне позвонил Валерий Яковлевич и сообщил, что ему понравилась «Девочка дурману наелась» на стихи И.Бунина. Я поехал в ГЦКЗ «Россия», где в офисе Леонтьева и началась моя История. Далее случился просто безумный творческий марафон, буквально за небольшой промежуток времени мы записали девять песен – это невероятно много! Валерий Яковлевич обкатывал их на гастролях и потом включил в юбилейную программу «Фотограф сновидений».  Планировали записать для неё ещё несколько песен, но просто не хватило времени. Николай Кара, тогдашний продюсер Валерия Яковлевича, говорил мне: «Володя, уже не хватает аранжировщиков!» В результате на сегодняшний день у нас с Леонтьевым 40 записанных песен. Надеюсь, что будет продолжение. И, конечно, я буду всегда помнить концертный зал «Россия» – тогдашних его руководителей Петра Шаболтая, и Анатолия Диментмана. А Нона Германовна была талисманом целой плеяды наших достойных артистов.

РГ«МиЛ»: В репертуаре Валерия Леонтьева есть бесподобный цикл песен на стихи Ахматовой, Цветаевой, Блока... Когда Вы сочиняли музыку к этим стихам, Вы старались подчеркнуть особую прелесть поэзии Серебряного века?

Владимир Евзеров: Писать музыку на стихи классиков я начал, ещё обучаясь в Московском университете культуры. Сподвигла меня на это мой педагог и друг Изольда Хвацкая. Я учился на курсе Семена Аркадьевича Баркана, именно он в своё время «вытащил» меня из Нижневартовска и взял на свой курс. А Изольда Васильевна Хвацкая была режиссером молодежного театра в Московском городском Дворце пионеров. И ставила там спектакль по Рею Бредбери «Марсианские хроники». Она и предложила мне написать музыку к спектаклю – и стихи, на которые я писал музыку, были уникальны и завораживающе. Уже впоследствии, после окончания института, по рекомендации Изольды я стал зав. музчастью в театре-студии «Драматург», и несколько лет писал музыку к драматическим спектаклям, которые шли в нескольких городах России. Так что эта школа (институт с такими педагогами и работа в театре) дали мне хороший багаж для старта уже в жанре эстрады. Кстати, сын Изольды Алексей, стал известным в стране аранжировщиком, он сам замечательно поёт и является одним из популярнейших исполнителей в «Одноклассниках».

Что касается поэтов Серебряного века, то меня увлекала в то время любая классика – и русская, и восточная – лишь бы был в стихах толчок для появления мелодий. Что же касается Анны Ахматовой, то сборники с ее стихами я перечитывал по «сто раз». И «Виновника» много раз мысленно читал наизусть, но только один раз что-то торкнуло и поплыла мелодия.

РГ«МиЛ»: Кто является первым слушателем Вами сочинённого  нового произведения?

Владимир Евзеров: Тут все происходит по настроению или по чутью – кому показать первому. Этим человеком может быть моя сестра Светлана, или мой крестный сын Роман, или друзья. Иногда я показываю вновь сочиненную песню даже своим бывшим женам, с которыми умудрился сохранить очень тёплые отношения. Кто говорит потом, что это точно написано для Леонтьева, а кто-то видит исполнителем Баскова, Киркорова… И так далее. Но! Если это песня написана от мужского имени, я все равно показываю ее в первую очередь Валерию Яковлевичу. Только если вещь оказывается «не его», я уже думаю – кому ещё из исполнителей показать. А чаще всего кладу в «сундучок», потому что это совершенно непортящийся товар.

РГ«МиЛ»: Какая музыкальная композиция была сочинена Вами «на одном дыхании»?

Владимир Евзеров: Все, что состоялось, я имею ввиду – попало в хорошие руки, все написано на одном дыхании. Либо стихи так поразили, что я сразу садился за инструмент, и песня писалась практически мгновенно: вот льётся мелодия, накладывается на прекрасные строки, и завершается с последним словом стиха. Либо вдруг появлялась мелодия и пелась внутри меня – тогда я бросался к телефону и напевал ее на диктофон. Только потом садился за инструмент и перекладывал на ноты. И лишь после я решаю, кому из поэтов предложить песню для написания стихов.

РГ«МиЛ»: С какими препятствиями Вам приходилось сталкиваться на Вашем творческом пути?

Владимир Евзеров: Мне кажется, что препятствия для творческого человека – это он сам! Да и неинтересно без них, и всячески полезны эти самые препятствия. Ты только крепчаешь, преодолевая их. Конечно, особенно сейчас, существуют препятствия самого формата «шоу-бизнес», где все уже распределено. Однако, если ты сам или твоё творчество являются «штучным товаром» – тебе и помогут, и пригласят, и появятся спонсоры или инвесторы. Многие люди мне в жизни помогали, пока я был молодым и ещё неизвестным автором: предлагали мои песни артистам, приглашали меня выступать в качестве исполнителя… Я им благодарен и буду всегда это помнить.

РГ«МиЛ»: Что Вас увлекает в повседневной жизни?

Владимир Евзеров: Солнце, море и воздух! И хоть мне уже не 25, но все же – Любовь!

РГ«МиЛ»: Чья оценка Вашего творчества наиболее значима для Вас?

Владимир Евзеров: Я привык к разным оценкам. И все воспринимаю, как подсказывает мне мое чутьё. Если оценка справедлива – я ее принимаю и даже иногда могу что-то изменить в произведении: мелодию в каком-то фрагменте изменить, выбрать другой темп, попросить поэта что-то скорректировать в стихах… Бывают, конечно, забавные оценки. Например, песня «Цветет малина за окном» лежала четыре года у Валерия Яковлевича и у Софии Михайловны Ротару. Первой отозвалась Ротару, и они с Николаем Басковым спели ее дуэтом, сделав очень популярной в народе.

На что Валерий Яковлевич мне сказал: «Вот видишь, песня попала в хорошие руки!»

РГ«МиЛ»: Как Вы находите общий музыкальный язык с современным слушателем?

Владимир Евзеров: Общий язык находят исполнители. Они же находятся на сцене, они видят, что и как публика воспринимает. Вот недавно я участвовал в создании альбома молодого талантливого певца Александра Андрианова. Он нашёл единомышленников – и по духу, и по одаренности – аранжировщика Артура Безуглова и звукорежиссёра Ивана Муравского. Я предоставил песенный материал – и все! Не был на студии, не участвовал в создании аранжировок и даже старался не давать советов.  Впоследствии оказалось, что я очень правильно поступил! Они молодые, они чувствуют это время, они на сцене, в студии ощущают это веянье сегодняшнего настроения. Для меня же общение с публикой – это когда я выступаю на каком-нибудь мероприятии в качестве автора-исполнителя с песнями, которые публика уже знает. Там для меня все просто – можно спуститься в зал и «пустить микрофон по рукам» – народ сам и споёт, и допоёт.

РГ«МиЛ»: Есть ли у Вас место, которое навевает особые воспоминания, и с какой музыкой оно ассоциируется?

Владимир Евзеров: Особое воспоминание для каждого – это мама. Я родился в Черкассах (Украинская ССР). Замечательный городок с приветливыми людьми, в то время – никаких различий в национальностях. Я учился в школе, где украинский язык шёл отдельным предметом, и я мог говорить на нем и свободно его понимал. А какой он певучий! А теперь я даже не могу поехать посетить могилу мамы… И именно это меня и мучает, и тревожит… Поэтому я недавно на своём аккаунте в ютубе разместил песню на стихи Сергея Есенина «Молитва матери», которую уже немало лет назад, ещё в начале своей карьеры замечательно исполнил Николай Басков. Так что хочу сказать каждому – Берегите своих матерей!

РГ«МиЛ»: Для удовольствия музыку какого классического композитора Вы слушаете или даже исполняете?

Владимир Евзеров: Чаще других слушаю Чайковского и Рахманинова.

РГ«МиЛ»: Существуют различные мнения, возможно ли выстроить настоящие дружеские отношения внутри сценического коллектива. Какого мнения придерживаетесь Вы? Каких людей Вы бы могли назвать своими друзьями?

Владимир Евзеров: Отношения в театральном коллективе и в эстрадном мало чем отличаются друг от друга. И в театре, где я работал, и до этого во многих Дворцах культуры, в организациях, которые в советские времена набирали художественные коллективы, находились, конечно, те, кто чем-то был недоволен. Я и сам иногда был в такой же ситуации – не хотелось молча пройти мимо несправедливости, хамства… Но мне кажется, все зависит от руководителя коллектива и его административной команды. В коллективе у Валерия Яковлевича, например, все равняются на Леонтьева. Поэтому многие работают с Валерием Яковлевичем много лет, им по-настоящему повезло с шефом.

РГ«МиЛ»: Насколько сложно Вам исполнять собственную песню, которая ранее уже получила известность в другом исполнении?

Владимир Евзеров: Петь после Валерия Леонтьева, Софии Ротару, Николая Баскова, Филиппа Киркорова – это «курам на смех». Но поскольку меня, тем не менее, зовут на различные мероприятия (хотя в последнее время мне больше нравится быть в жюри различных конкурсов), то я стараюсь быть подготовленным и раз в неделю обязательно репетирую. Но на моих выступлениях очень много помощников – это практически весь зал. Объясню. Обычно в моем мини-концерте 3-6 песен. Начинаю выступать с песни «Вставай и иди» – она последняя, которая появилась в репертуаре Леонтьева, затем исполняю «Если ты уйдешь» и далее – «Виновник», «Ночной звонок», «Ягодка», «Цветет малина» и в финале обязательно – «Каждый хочет любить”» Если первую песню можно спеть на сцене, то все остальные я исполняю уже в зале, причём, в хоровом исполнении и с солистами, которых я произвольно выбираю из публики, и они «солируют». Поскольку это всегда случается спонтанно, то получаешь от этого незабываемое удовольствие!

РГ«МиЛ»: В каком музыкальном жанре Вы бы хотели себя попробовать? В Вашем репертуаре имеются произведения крупных форм?

Владимир Евзеров: У меня есть несколько детских мюзиклов на либретто Владимира Степанова, сегодня он один из самых востребованных детских писателей. В нескольких театрах страны шли и идут музыкальные спектакли «Роза и шипы», к которым я писал музыку и песни. Но я ещё не углублялся в оргвопросы по устройству детских мюзиклов – как-то все руки не доходят.

РГ«МиЛ»: Вы ставите для себя какие-то временные рамки, и возможно ли это, в принципе, для творческого человека? Или Вы работаете спонтанно?

Владимир Евзеров: Состояние спонтанности – это моё. Как говорил Станиславский – «лучеиспускание». Это когда ты испытываешь самый настоящий восторг, когда вот этот лучик касается тебя и ты быстрее бежишь записывать мелодию. А вот когда поступают специальные заказы – гимны или посвящения, тогда надо серьёзно и неторопливо работать. С литературным материалом для гимна, с аранжировкой, с поиском именно того исполнителя, который был бы наиболее точен в данном произведении. Конечно, и в таких заказах ты стараешься не быть просто ремесленником – в каждом произведении надо находить свою прелесть и самобытность. Да и чертовски приятно находиться в населенном пункте или в какой-то организации или на заводе, где вдруг звучит твоё посвящение…

РГ«МиЛ»: С кем из поэтов Вы работаете в настоящее время? Чем заинтересовали Вас их произведения?

Владимир Евзеров: Когда я только начинал писать песни, мои соавторы стояли на книжных полках. Это был период моего отчаянного вдохновения! Писал, писал, писал… До сих пор все книжные полки в моем доме заставлены классикой. Это – мои родственники. С ними можно даже поговорить. Но я ещё давно знаком и дружу с замечательным поэтом и моим большим другом Николаем Денисовым. У нас с ним были совместные труды, однако, когда наступил период «Леонтьева» нас как прорвало. Начали с «Кленового листа», а потом понеслось – «Ночной звонок», «Ягодка», «Шери», «Шестая жизнь», «Рыжая девочка», «Ветер знает» и многие другие. И сегодня мы продолжаем и дружить, и сотрудничать с нашим «Ильичом». А в продолжение везения на поэтов с удовольствием назову Николая Зиновьева, с которым мы писали для Николая Караченцова и Александра Малинина. И Юрия Баладжарова, с ним сложились песни для Валерия Яковлевича, Эдиты Пьехи, Иосифа Кобзона. С Сергеем Калиостро мы написали для Валеры «Вставай и иди», с Владимиром Ильичевым «Мое оружие Любовь». Отдельно хотелось бы сказать о замечательном питерском поэте Юрии Баладжарове: он и Николай Денисов – те мои друзья, которым я в первую очередь отправляю мелодии для написания стихов. И эта многолетняя деятельность пока не давала «сбоев».

РГ«МиЛ»: Большая часть Ваших музыкальных произведений обладает неповторимым, завораживающим эффектом. Какие мысли посещают композитора в моменты создания такой музыки?

Владимир Евзеров: По поводу эффекта – это вам, конечно, виднее. А что до меня, то никакие мысли во время творческих порывов и не посещают, ведь мой мозг занят только рождающейся мелодией. Ничего вокруг не вижу, никого вокруг не слышу! Все! Меня нет! Но сейчас я есть, я отвечаю на ваши вопросы и хочу пожелать вашему изданию многих лет творческой и яркой деятельности!

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

выражает искреннюю благодарность

композитору Владимиру Евзерову

за интересный рассказ

Фотографии - из личного архива Владимира Евзерова