Илья Викторов. Многогранный вокалист. Интервью. Часть 1


РГ«МиЛ»: В каких мюзиклах Вы заняты в настоящее время и над какими проектами работаете?

Илья Викторов: В настоящее время я выступаю в Санкт-Петербурге – играю в мюзикле «Голливудская дива» и мистерии «Белый. Петербург». Кроме этого я занят разработкой творческого проекта, который хочу представить зрителям в следующем году. Следующий год для меня юбилейный, мне исполнится 35 лет. И вот у меня родилась идея сделать концерт в жанре мюзикла, в котором я работаю уже больше 10 лет! В концерт обязательно будут включены произведения, написанные непосредственно для меня. 

РГ«МиЛ»: Некоторые Ваши проекты связаны с детским творчеством. Расскажите о них.

Илья Викторов: Сейчас я набираю детей в детский музыкальный ансамбль. А детский творческий центр –  это вообще моя мечта! Очень хочу открыть центр для юных артистов, объединяющий множество направлений и включающий в себя студию звукозаписи, студию стилиста, фотостудию, спортивный и хореографический залы. Чтобы артист мог прийти в этот центр и полностью заняться собой – своим творчеством, имиджем и так далее. Попав в такие условия, ребёнок сможет развиваться во всех направлениях, сможет многое попробовать и потом сделать свой собственный выбор. Я провожу благотворительные акции «Мир в детских руках». Эти акции имеют целью помочь ребятам из детских домов и многодетных семей. Творчески одарённым ребятам мы помогаем при поступлении в вузы или участии в конкурсах – покупаем музыкальные инструменты, договариваемся с педагогами. Со временем родилась идея создания авторской программы «Мечте навстречу», которую транслируют по телевидению. Вот у какого-то ребёнка есть мечта, и я в рамках этой программы пытаюсь воплотить её в жизнь. Например, один мальчик мечтал стать космонавтом, и мне удалось договориться с администрацией Центра подготовки космонавтов о комплексной тренировке этого мальчика на тренажёрах-симуляторах, а потом нас вместе с ним даже подняли в небо на самолёте! И всё это делалось на добровольном начале! Это очень приятно – и то, что мне удаётся договариваться с людьми, и то, что в людях осталось что-то доброе и человечное. Я сам из многодетной семьи и всегда рассказываю ребятам, что всё даётся очень нелегко. Но, если вы что-то действительно хотите, если у вас есть настоящее желание преуспеть в чём-либо, и вы будете много работать для достижения свой цели, то у вас обязательно всё получится! Однажды я случайно увидел мальчишку из детского дома, играющего в их собственном оркестре. Парень оказался очень талантливым, и это был первый ребёнок, которого я взял под патронаж. В итоге, он поступил в колледж имени Шнитке.

РГ«МиЛ»: Каким был Ваш первый серьёзный кастинг в детстве?

Илья Викторов: По российскому телевидению шла реклама о кастинге детей в музыкальный ансамбль «Золотой ключик». Я её увидел и сразу сказал: «Хочу!» Мы с родителями поехали в телецентр, отстояли большую очередь, где-то 3-4 часа. Меня прослушали и сказали: «Свободен». Но через несколько минут я вернулся    и    попросил    прослушать   меня    ещё   раз.

В итоге, меня оставили. Со временем я даже в солисты выбился!

РГ«МиЛ»: По какой общей системе проходят кастинги артистов мюзикла?

Илья Викторов: На кастинге вначале исполняют музыкальный материал, и жюри оценивает, насколько тот или иной претендент справляется по голосу, как чувствует этот материал. Человек должен понимать, о чём он поёт, содержание, смысл, должен понимать образ своего героя. Дальше даются различные сцены, которые необходимо прочитать с партнёром. Здесь оценивается драматическое начало претендента. Мюзикл – это такой синтез актёрского мастерства, хореографии и вокала, и всё это должно быть одинаково хорошо развито. Особенно, если человека рассматривают на включение в ансамбль. Ведь на главную роль обычно берут актёров, у которых наиболее развита одна из составляющих мастерства, например, у него может быть хорошее драматическое начало, но при этом он может быть посредственным вокалистом, и наоборот. Потом всех отправляют на танцы, где показывают набор движений, которые надо запомнить и в общей массе артистов станцевать. И так – тур за туром – проходит отбор. Кстати, звёзды мюзиклов также проходят кастинги, и не всегда этих звёзд выбирают. Так что конкуренция существует!

РГ«МиЛ»: Вы являетесь преподавателем ГИТИСа. Были случаи, когда Вы проходили кастинги вместе со своими студентами?

Илья Викторов: Я преподаю в ГИТИСе вокал более 10 лет. Занимаюсь со студентами по направлениям академического вокала, то есть оперы, мюзик-холла и с будущими актёрами музыкального театра. Это очень приятно, когда мои студенты наравне со мной пробуют себя на кастинге. Вдвойне приятно, когда я захожу в зал на пробы, а члены жюри меня спрашивают: «Илья, это сейчас Ваши студенты были? Замечательные!» Порой бывает, что я не прохожу кастинг, а мои ученики проходят! 

РГ«МиЛ»: В каком процентном соотношении у успешного творческого человека сосуществуют талант и элементарная удача оказаться в нужном месте в нужное время?

Илья Викторов: Я думаю, что таланта должно быть 60%, а 40% приходится на то, чтобы попасть в нужное время в нужное место и понравиться людям. Если даже ты понравился всего одному члену жюри, а другим нет, это тоже очень хорошо, - значит, он что-то в тебе увидел, то, что может зацепить зрителя. А если на созданном тобой образе можно будет сделать рекламу, то, скорее всего, ты пройдёшь этот кастинг.

РГ«МиЛ»: При выпуске мюзикла последнее слово остаётся за режиссёром или продюсером?

Илья Викторов: Любой режиссёр должен прислушиваться к продюсеру. С коммерческими проектами в нашей стране тяжело. Есть государственные театры, где окупаемость необязательна, там главное, чтобы постановка привлекала зрителей, а есть коммерческие организации, которые существуют за счёт продажи билетов и рекламы.



Илья Викторов. Многогранный вокалист. Интервью. Часть 2


РГ«МиЛ»: В каком мюзикле Вы впервые предстали перед зрителем?

Илья Викторов: Самым первым значимым стартом для меня стал мюзикл «Бременские музыканты», где я играл Трубадура. Первый блок длился 4 месяца, по 2-3, а иногда и по 4 спектакля в день. Я понимал, что та школа, которую я получил в ГИТИСе, позволяет мне это всё выдерживать. В ГИТИСе мы учились с точно такой же нагрузкой – с 10 утра до 10 вечера – у нас были занятия по актёрскому мастерству, по вокалу, по хореографии. Каждый день это был «день сурка»… Но я всегда привносил в свою роль что-то новое, чтобы зрителям было интересно, и они бы захотели прийти на этот мюзикл ещё раз. «Бременские музыканты» просуществовали целых пять лет! И ещё – это единственный мюзикл из России, который два раза ездил на гастроли в Америку, включая Бродвей, в Германию, Израиль и многие другие страны. И каждый раз был полный аншлаг!

РГ«МиЛ»: Бродвейские мюзиклы адаптируют под российского зрителя?

Илья Викторов: Адаптируют, конечно, потому что у нас всё-таки другой менталитет, другой юмор. Переводы делают таким образом, чтобы людям были понятны и шутки, и драматические моменты. Мне, например, «бродвейский юмор» был непонятен, но, когда я слушал партии в переводе на русский язык, понял, что люди за океаном смеялись в тех же самых местах, что и у нас. К тому же, надо учитывать, что у наших артистов другая энергетика, всё делается с большим запалом. Мы живём этим, сцена – наша жизнь, а в Америке – скорее профессия. Даже если в день надо играть 2-3 спектакля, мы будем отдаваться «по полной». А там есть контракт, есть какие-то свои обязательства, которым артисты и следуют, не пытаясь перепрыгнуть выше головы.

РГ«МиЛ»: Что прописано в американских контрактах с артистами мюзикла, и чем они отличаются от российских контрактов?

Илья Викторов: Ты должен строго отрабатывать контракт, например, три месяца. В это время ты «не имеешь права» болеть. В контракте прописана одна замена по болезни в месяц! Но, опять же, в Америке другие зарплаты. Артист ансамбля может получать две тысячи долларов в месяц и огромный социальный пакет, также ему снимают квартиру, каждый день доставляют в театр и из театра. Главные герои вообще получают от пяти до десяти тысяч долларов в месяц. С ними часто заключают контракт на 3 или 4 года подряд, пока идёт тот или иной мюзикл. В других проектах они не могут участвовать. У нас тоже заключают контракт, но всё равно присутствует какое-то человеческое отношение, артистам идут навстречу, позволяют участвовать не в одном проекте, а сразу в нескольких: вчера – на эстраде, сегодня – в мюзикле, завтра – в опере… 

РГ«МиЛ»: Насколько сложно перестраивать голосовой аппарат под исполнение различных песенных стилей?

Илья Викторов: Сложно. Петь разными стилями – это очень тяжело! К тому же, когда занимаешься со студентами, приходится демонстрировать им разные вокальные приёмы.

РГ«МиЛ»: Для вокалиста важнее академизм или индивидуальность?

Илья Викторов: Очень важно, чтобы у вокалиста была индивидуальность, и его голос люди могли бы узнавать по тембру, по какай-то его подаче. У оперного артиста, несомненно, должна быть индивидуальность, но, к сожалению, в процессе обучения голоса приводят к одной позиции, к одному звучанию, и таким образом голос действительно перестаёт иметь свою индивидуальность. Например, после проекта «Голос» многие ребята так и не становятся востребованными артистами именно потому, что у них нет индивидуальности. Да, у них есть голоса, да, они побеждают, но при этом по голосу их никто не узнает!

РГ«МиЛ»: Вы принимали участие в популярных музыкальных проектах, таких как «Голос»?

Илья Викторов: Нет. Продюсеры так и говорят – нам не нужны «слишком» профессиональные люди, нам нужны люди, с которыми можно работать. На мой взгляд, профессионального вокалиста невыгодно брать, потому что, во-первых, его сложно переучивать, а, во-вторых, сложнее будет найти причину, для того, чтобы разорвать с ним контракт, так как мало к чему можно будет придраться.

РГ«МиЛ»: Композиторы, с которыми Вы работаете, при создании песен учитывают Ваш академический вокал?

Илья Викторов: Многие композиторы, с которыми я работаю, известны как авторы популярной музыки. Они меня в своё время убедили, что такую музыку многие могут петь, а мне необходимо «выдвинуть» что-то новенькое, то, чего в нашей стране практически нет – кроссовер. Кроссовер – это смесь классической музыки с другими жанрами. У нас, в основном, нечто подобное исполняется как кавер, то есть перепеваются какие-то произведения. Но мне, конечно, хочется большего… Соответственно, для меня пишут авторские материалы. Есть такой композитор – Константин Губин – мы с ним делали попсовый репертуар, но, когда он услышал меня на концерте, где я пел оперу, он сказал: «Слушай, я больше не буду для тебя писать такие песни. Мы будет создавать хороший европейский кроссовер!» Вот так родились песни «Я для тебя живу», «Любовь» и многие другие. Мне нравится петь классическим голосом, так как по образованию я оперный певец. И мне нравится выступать с живым оркестром, в частности, я выступаю с симфоническим оркестром – Центральный пограничный ансамбль ФСБ России. 

РГ«МиЛ»: Вы планируете выступить в роли режиссёра-постановщика мюзикла?

Илья Викторов: У меня теплится надежда сделать свою версию мюзикла «Бременские музыканты». Очень хочу поставить мюзикл «Щелкунчик». Может получиться замечательный мюзикл «Чародеи» по одноимённому советскому фильму, в котором огромное количество красивых песен. У нас такой богатый потенциал из старых отечественных фильмов, по которым можно поставить спектакли в жанре мюзикл, что, я уверен, обязательно получится что-нибудь интересное и увлекательное!

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

выражает благодарность Илье Викторову

за интересную беседу

Интервью провела Елена Чапленко

Фотографии - из личного архива Ильи Викторова



Фотогалерея