Интервью с ведущим радиостанции "Европа Плюс" Константином Фоминым


РГ«МиЛ»: Будучи профессиональным театральным деятелем, как Вы пришли на радио?

Константин Фомин: Действительно, некоторое время я проработал в Русском драматическом театре, но так сложилось, что заниматься этим мне стало неинтересно, и я, бросив всё, решил пойти на радио. Ещё во время учёбы в Техникуме культуры, мы с приятелем записывали всякие рекламные ролики, тогда-то мне знающие люди и сказали: «Слушай, ты прекрасно говоришь! Приходи к нам на радио!» А я тогда о радио вообще не думал. Первое время, конечно, было сложно переформатироваться, потом привык.

РГ«МиЛ»: Существует ли общий стиль ведения эфира на радиостанции, и обязан ли каждый ведущий соответствовать этому стилю?

Константин Фомин: Думаю, что ближе к какому-то европейскому звучанию, чтобы всё было динамично, интересно, чтобы за один выход ведущего в эфир прозвучала одна его мысль, а не так, чтобы он перегружал слушателей пустыми разговорами. Всё лаконично – мы развлекательная радиостанция. Нас не ограничивают в выборе темы – можно говорить про погоду, про то, что сейчас делает твой коллега, или какая жара стоит на улице, главное, чтобы слушателям было интересно. Например, люди, которые едут в машине и умирают от жары, смогли бы прочувствовать, что не они одни мучаются, но и я тоже, и мой коллега, и ещё кто-нибудь. Слушатели должны ощущать некую сопричастность. А вообще, если говорить про радиостанцию, то у «Европы Плюс» всё фирменное, это законодатель радиоэфира – первая коммерческая радиостанция в России!

РГ«МиЛ»: Творчество каких исполнителей представлено наиболее широко в эфире? Совпадает ли это с Вашими личными музыкальными предпочтениями?

Константин Фомин: Качественная популярная музыка, у нас есть некий такой хай-топ исполнителей. Если брать верхние топы, то то, что крутится у нас на радиостанции – это просто верхний срез! Но дома я слушаю другую музыку. Есть, например, популярная музыка, которая как продукт продаётся, но, как правило, она не совпадает с моими вкусами.

РГ«МиЛ»: Как Вы считаете, радиостанция может привлечь наибольшее количество слушателей за счёт удачно подобранной музыки или за счёт развлекательных передач, конкурсов и призов?

Константин Фомин: Ну, наверно, это должен быть некий симбиоз. Нельзя сказать, что если у вас будет хорошая музыка на радио, то к вам стянутся все слушатели. Опять-таки, всё зависит от аудитории. Взрослой аудитории не интересны игры, они просто слушают хорошую музыку – в машине, дома, на даче. А если это молодой человек, и он хочет попасть на концерт, а здесь билеты разыгрывают – это как раз-таки и есть совокупность и того, и другого.

РГ«МиЛ»: Многие полагают, что ведущий эфира должен быть непременно молод, энергичен и придерживаться «активной жизненной позиции». Вы с этим согласны?

Константин Фомин: Сложно сказать. Есть молодые, есть и не очень. Учитывая, что радиостанция «Европа Плюс» появилось в 90-ом году, и с тех пор прошло 27 лет, а сегодня у нас работают люди, которые начинали ещё тогда, ну, назвать их молодой гвардией язык не повернётся. Это такие мэтры радиоэфира. А есть ведущие моего возраста, есть и моложе. Относительно позитива, я думаю, что излишне позитивные ведущие тоже напрягают слушателей. Когда в эфире всё время кричат: «А-а-а, здорово, какое солнышко!» на самом деле звучит неестественно. Я, например, стараюсь вести эфир по настроению, есть хорошее настроение – я могу сказать что-нибудь весёлое, пошутить, нет – так я просто расскажу: «О, отличная погода!» и всё. Мне кажется в этом и есть какая-то изюминка радиоэфира.

РГ«МиЛ»: Чем-то различается манера ведения эфира на отечественных и западных радиостанциях?

Константин Фомин: О, на самом деле, всем! Есть такой фильм «Части тело», если его посмотреть, то станет понятно, как работают на западе. Например, на западе уже очень давно большинство радиостанций автоматизированы, на них либо вообще нет ведущих, либо они звучат в записи. Для нас радиорынок – это такое место, где ещё можно что-то совершенствовать, а у них – всё уже опробовалось, и в этом плане они, конечно, ушли далеко вперёд. На западе, в первую очередь, знают, как продавать музыку. Например, радиоведущий скажет: «Знаете, там недавно один парень выпустил такой трек, он за один уик-энд забрался на первое место в топе, а это дорогого стоит! И вот этот трек сейчас появится в эфире!»

РГ«МиЛ»: По Вашему мнению, ведущий эфира – это скорее диктор или артист?

Константин Фомин: Это, мне кажется, такая компиляция, когда-то ты должен быть диктором, для того, чтобы вдумчиво и лаконично донести информацию до слушателя, а когда-то – актёром, когда ты хочешь слушателей развлечь или развеселить.

РГ«МиЛ»: Что не достаёт отечественной эстраде для создания мировых хитов?

Константин Фомин: Да всего не достаёт! Вот серьёзно, я сейчас не шучу, абсолютно всего! В первую очередь, нашей верхушке поп-исполнителей не хватает какого-то свежего взгляда. Они вцепились в то, на чём когда-то смогли заработать имя и деньги, и всё, и не отпускают! И думают, что по прошествии 20-ти лет, выпустив то же самое, они будут также востребованы, а на деле – это совсем не так. Молодым исполнителям не хватает самобытности. Они все потянулись за западной музыкой, – в итоге, и своё растеряли, и западное не успели схватить. На западе появляется в год стабильно 10 крепких исполнителей, а у нас за 20 лет ни одного такого, чтобы можно было сказать: «О, наконец-то, появился!» У нас и рынок такой – никто не готов платить за музыку!

РГ«МиЛ»: Вы занимаетесь триатлоном на протяжении нескольких лет. Расскажите о Вашем увлечении.

Константин Фомин: Мир спорта – это совсем другая атмосфера, другие разговоры и интересы. Приходишь, смотришь, а у кого-то велик стоит как целая машина – думаешь, надо же, классно! Или кто-то бежит по времени 3:50 – тоже здорово, быстро бежит! Проплыть, проехать на велосипеде – это не так уж и сложно, самое трудное – бежать. Бежишь и думаешь: «Зачем я вообще этим занялся? Всё, больше никогда, сейчас вот прибегу и никогда больше не стану этим заниматься!» А потом, на финише, думаешь: «Классно! Сейчас отдохну и снова на тренировку!»

РГ«МиЛ»: Со временем восприятие Вашей профессии изменилось?

Константин Фомин: Кардинально. Раньше это казалось такой профессией, которая ни к чему не обязывает, а на деле – это точно такая же профессия, как и любая другая, то есть ты должен делать определённые вещи, и у тебя есть определённые обязанности. Тогда казалось, что ты можешь говорить в эфире всё что угодно – ты же в танке, ты же на радио, тебя никто не достанет! А потом, с приобретением опыта, тем более на федеральной станции, я понял, что это совсем не так.

РГ«МиЛ»: Что бы Вы посоветовали молодым людям, мечтающим о профессии радиоведущего?

Константин Фомин: Продолжайте мечтать дальше! Но для начала пусть подумают, надо им это или нет. Потому что работа на радио – это такая вещь, что если ты пойдёшь «не туда», то ты будешь мучиться от этой работы, как и в любой другой профессии. Но если это «твоё», тебе действительно это нравится, если ты, каждый раз приходя на эфир, знаешь, что сказать, то, конечно, вперёд!

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Константина Фомина

за интересную беседу

Фотографии - из личного архива Константина Фомина

Интервью провела Елена Чапленко