Нил Кропалов. О премьере "Идиот". Интервью


Фотография - Сергея Петрова
Фотография - Сергея Петрова

РГ«МиЛ»: Для Вас осталось что-то непонятным в образе Гани Иволгина?

Нил Кропалов: На начальном этапе разбора роли, было, конечно, много разных вопросов, а потом уже образ осмысленно переходит из какой-то мозговой части вовнутрь тебя. Практически всё «ощутил кожей»! Сильное эмоциональное состояние! И уже сценический герой раскрывается перед тобой во всём блеске, так, как это задумывал Достоевский, то есть уже сама роль начинает подпитывать тебя изнутри. Уже работая над ролью, я узнал, что в прошлой постановке Юрия Ивановича Ерёмина Ганю Иволгина играл Александр Домогаров. Скажу честно, мне очень хочется посмотреть, как эту роль сделал такой серьезный артист. Специально не стал искать запись спектакля до премьеры, теперь можно. Кстати сказать, я имел честь учиться в той же мастерской (пед. В.И.Коршунов, В.С.Сулимов, Н.А.Петрова), которую заканчивал Александр Юрьевич.

РГ«МиЛ»: Достоевский назвал Ганю Иволгина «обыкновенным человеком». А Вы себя когда-либо считали «обыкновенным»?

Нил Кропалов: Я вообще никаких людей не считаю обыкновенными. В каждом человеке, если только правильно посмотреть, можно увидеть личность. Мы все – уникальные личности! Обыкновенным Достоевский, наверное, назвал его с той точки зрения того, что такой тип людей встречается довольно часто.  Но Ганя – яркая личность, иначе ему не было бы уделено великим мастером столько страниц в романе.

РГ«МиЛ»: С помощью каких актёрских приёмов Вам удалось воплотить этот образ на сцене?

Нил Кропалов: Я старался изобразить Ганю более человечным. Актёрских приёмов, конечно, было много. И что интересно, все мои старые актёрские наработки вообще не подходили к этому спектаклю! Как я ни пытался где-то там вставить свой любимый приём, – не получалось! Всё время приходилось находить что-то новое – живую реакцию, новую эмоцию. Скажу честно, лично мне, как Нилу Кропалову, не свойственны такие черты характера, как у моего персонажа, можно сказать это роль для меня «на сопротивление». Юрий Иванович, наш замечательный режиссёр, буквально заряжал нас энергией – совершенно по-другому раскрывал известный нам материал, постоянно рассказывал что-то интересное, выстраивал необычные мизансцены и придумывал всевозможные решения. Работать с таким мастером было огромным удовольствием. Юрий Иванович нам как-то сказал, что в этом спектакле нельзя существовать «бытово». Все, особенно мой персонаж, должны быть заряжены, как никогда. Может быть, мы таких людей даже не встретим в реальной жизни, – вот настолько человек доведён до состояния внутреннего конфликта! К нему только прикоснись, и он готов уже практически взорваться! Чем ближе к финалу первого акта, тем больше внутренние противоречия доводят Ганю до отчаяния. Для себя в этом образе я обнаружил некий дуализм – с одной стороны, это человек, который жаждет карьерного роста, стремящийся к своей цели –  стать миллионером. Может быть для того, чтобы «утереть нос» всем тем, кто ранее его унижал или как-то притеснял, может быть для того, чтобы «вернуть лицо» себе и своей семье, ведь его отец – бывший генерал – спился, стал опустившимся человеком! И Ганя готов идти на этот брак с Настасьей Филипповной, практически проституткой, если говорить современным языком. А с другой стороны в нем – личность, с чувством собственного достоинства, гордости и чести. Ганя испытывает абсолютно адекватные чувства, присущие человеку. И между этими двумя крайностями я играю, по сути, весь спектакль.

РГ«МиЛ»: Ваш персонаж совершил какой-то отрицательный поступок, доведя «дело до конца»?

Нил Кропалов: Скажем так, он вообще никаких плохих поступков не совершил. Он никого не убил, никого не обманул, ну князя Мышкина толкнул пару раз, но и то – это уже было сделано в состоянии высокого нервного напряжения. Даже в самой первой сцене, когда герои Достоевского рассказывают о самом дурном поступке в их жизни, Ганя – единственный, кому просто нечего рассказать! Поэтому и брак с Настасьей Филипповной ему не по душе.

РГ«МиЛ»: Вас сразу утвердили на роль Гани? Во время подготовки спектакля ни у Вас, ни у режиссёра не возникали сомнения?

Нил Кропалов: Сразу утвердили, и причём, когда мы уже стали репетировать, я понял, что не только меня, но и всех остальных, конечно, Юрий Иванович распределил просто гениально!  Все на своих местах! Вот, например, Рогожин (Захар Комлев) – это такой деревенский мужик, купец, с бородой… Идиот (Антон Аносов, Дмитрий Подадаев) – немножко сумасшедший, полубольной, не от мира сего… Ганя – это интеллигент, дворянин, сын генерала… Прекрасный статный генерал Епанчин (Анатолий Васильев, Александр Бобровский) ,  печальная матушка (Марина Кондратьева) и строгая сестра (Яна Львова). Ну и, конечно же, Настасья Филипповна в блестящем исполнении Екатерины Гусевой. В общем, у нас получился прекрасный актёрский ансамбль, и я просто восхищаюсь своими партнёрами!

Фотография - Сергея Петрова
Фотография - Сергея Петрова

РГ«МиЛ»: По задумке режиссёра, принято решение провести весь 2-ой акт без участия Вашего персонажа. Вы не сожалеете об этом?

Нил Кропалов: Нет, не было никакого сожаления, и я до сих пор считаю, что это здорово –  закончить первый акт на таком абсолютно оголённом нерве! В этом есть своя оригинальность. Лично мне достаточно времени, чтобы заявить о своём персонаже. Тем более, если выводить Ганю Иволгина во второй акт – это будет уже отдельная пьеса.

РГ«МиЛ»: Как известно, премьера спектакля «Идиот» должна была состояться 30 сентября, однако 29 сентября, в связи с заменой спектакля, состоялся предпремьерный показ. У Вас и у других артистов по этому поводу было волнение?

Нил Кропалов: Честно говоря, мы ждали чего-то подобного, но всё равно это было неожиданно. Раз, и вечером мы должны уже играть! Был момент собранности в высшей степени. Настроение у всех было отличное, боевое, в один момент поймали кураж, и зритель почувствовал это! Практически каждая наша сцена сопровождалась аплодисментами! В общем, спектакль прошёл «на ура»!

РГ«МиЛ»: Можно ли назвать Ганю Иволгина прототипом современной молодёжи?

Нил Кропалов: Я бы так не сказал. Вообще, чтобы ответить на этот вопрос, нужно действительно проанализировать, чем живёт современная молодёжь. У нас молодёжь, в основном, живёт телефонами и смартфонами, возможно кредитами, возможно какими-то внутренними заблуждениями, а Ганя – это совсем другое. Ганя может быть прототипом современных предпринимателей, и то далеко не всех. Мой персонаж, он не стандартный, он не вписывается в какую-то серую массу. Кроме того, ведь нельзя же, например, рассматривать роль отдельно от спектакля.

РГ«МиЛ»: Какие новые обязанности у Вас появились после вступления в Союз театральных деятелей России?

Нил Кропалов: Так получилось удивительно, что в этом году я вступил и в Союз театральных деятелей России, и в Союз кинематографистов России. Я ещё толком не успел ощутить возложенные на меня обязанности, так как просто физически не хватает времени – в этом году я снимаюсь сразу в нескольких фильмах, сплю по два – три часа, и то в самолетах. Но о кино поговорим в другой раз.

РГ«МиЛ»: В чём Вы черпаете вдохновение?

Нил Кропалов: На сцене – в партнёрах, на репетициях – с режиссёром, в жизни –  я понял – это подарок свыше. Когда оно приходит, это ни с чем не сравнимое ощущение! Но также я понял, что чаще оно приходит к тому, кто много трудится. Кто-то сказал: «Великие открытия приходят только к тем, кто знает, что это великое открытие». То же самое – вдохновение приходит только к тем, кто очень его ждёт!

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

выражает искреннюю благодарность Нилу Кропалову за интересную беседу

Интервью провела Елена Чапленко