Странная история... и не одна на сцене театра имени Моссовета


        В последние годы отечественного зрителя буквально захлестнула внезапная любовь к западным музыкальным постановкам, причём как в первоначальной редакции, так и в редакции российских режиссёров. Мюзиклы-сказки, мюзиклы-легенды, романтика и готика привлекают к себе пристальное внимание зрителя, предлагая ему на выбор практически весь спектр сценических стилей. Как правило, мюзикл похож на яркую вспышку, безудержный интерес к которой постепенно начинает угасать. И уже требуется новая вспышка… Нечасто удаётся создать музыкальный спектакль, который бы с успехом шёл на сцене репертуарного театра более десяти лет!

Одним из таких спектаклей является «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», поставленный в театре имени Моссовета в 2005 году по мотивам повести Р.Стивенсона и мюзикла Ф.Уайлдхорна и Л.Брикусса «Джекил и Хайд». Все эти годы спектакль идёт с неизменным аншлагом. Секрет успеха постановки доподлинно неизвестен, однако можно сделать некоторые предположения.

В музыкальном спектакле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» улавливается аллюзия на легендарную рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда».  Об этой блистательной постановке с четвертьвековой историей нужно сказать отдельно несколько слов.

Как известно, театральные критики признают роль Иисуса – одной из самых сложных в драматическом воплощении. Впервые на сцене театра имени Моссовета эту роль исполнил Олег Казанчеев (1956-2017). Также в 90-е и 00-е годы в образе Иисуса можно было увидеть актёра Валерия Сторожика. Сторожик, как никто другой, органично вошёл в образ библейского персонажа. Его голос поражал своей мягкостью, и в то же самое время в нём слышалась непоколебимая мощь. Большая удача, что, завершив выступления в роли Иисуса, Валерий Сторожик сумел реализовать свой творческий потенциал в другой роли – Понтия Пилата. Достойным преемником Валерия Сторожика в роли Иисуса стал замечательный вокалист Михаил Панфёров. Он тонко чувствует грани воплощаемого им образа, не впадает в крайности. Его Иисус – это сильная, волевая личность, но он не кричит об этом в стиле «американизированного рока».

Бесподобно в образе Иуды выглядит молодой актёр Александр Емельянов. Своему персонажу, которому «не должно быть прощения во веки веков», он придал настолько глубокие человеческие чувства, что становится невозможным общепринятое безоговорочное порицание героя. Невероятная пластика, драматические и вокальные решения склоняют зрителя к сопереживанию, к попытке понять эту непростую, душевно истерзанную личность.

В настоящее время главные роли в спектакле «Иисус Христос – суперзвезда» исполняются тремя составами актёров. Однако зрителей не должна смущать принадлежность актёра к тому или иному составу исполнителей. Во многом, это зависит от занятости актёра в других спектаклях, но никак не от степени его мастерства.

Двоякое чувство вызывает исполнение главных ролей актёрами, впервые воплотившими эти образы более двадцати лет назад. С одной стороны, замечательно увидеть на сцене выдающихся людей, которые одними из первых в истории отечественного театрального искусства постигали азы нового жанра. С другой стороны, стоит задуматься о некотором несоответствии актёров, прошедших длинную творческую и, в целом, человеческую жизнь образам известных нам главных героев.

Возвращаясь к спектаклю «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», следует подчеркнуть наличие в произведении трёх главных героев:

        Крайне положительного доктора Джекила, крайне отрицательного мистера Хайда (роли исполняет один актёр) и падшую женщину, обретшую надежду на жизнь полную добра…

Кабаре, красочно продемонстрированное в спектакле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», навевает воспоминания о развратном времяпрепровождении царя Ирода из всё той же постановки «Иисус Христос – суперзвезда». Досаду вызывает образ первой певицы кабаре Люси – он словно создан по оригинальному образу Магдалины. Возможно, театральная критика с восторгом отзовётся и об «авторском повторе» - «авторском» потому, что и роль Люси, и роль Магдалины в трёх составах(!) исполняют одни и те же актрисы – но всё же, это разные героини двух совершенно разных произведений, и настоящая творческая личность просто не может быть удовлетворена той однообразностью, которую, к сожалению, приходится наблюдать.

Яркой и, на мой взгляд, самой впечатляющей сценой спектакля стал каскад моментальных перевоплощений актёра Валерия Анохина в добропорядочного доктора Джекила и сущее исчадие – мистера Хайда. Фанатикам актёрского мастерства стоит прийти на спектакль «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» хотя бы ради одной этой сцены.

Финальной точкой «музыкальной эпопеи» стала сцена, невольно напоминающая концовку спектакля «Милый друг» (90-е – 00-е гг.) с Александром Домогаровым в главной роли. Остаются считанные мгновения до бракосочетания главного героя с дочерью высокопоставленного лица. Пара, развернувшись спиной к зрительному залу, планомерно удаляется вглубь сцены. Внезапно начинает твориться нечто ужасное. Музыкальное и световое сопровождение обретает зловещую форму, а главный герой, терзаемый нахлынувшим удушьем, скатывается вниз. То – есть духовная погибель личности. В завершении действа над неподвижным телом главного героя в отчаянии склоняется невеста. Любопытен тот факт, что изначально роль доктора Джекила также исполнял Александр Домогаров. Тогда спектакль «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» был выдержан в более драматическом ключе. С приходом на эту роль Валерия Анохина можно говорить о ряде изменений, которые претерпел как образ главного героя, так и спектакль в целом. Спектакль стал насыщен роковым звучанием, а образу доктора Джекила предан некоторый демонизм. 

Отдельного внимания заслуживает актёр, исполняющий роль епископа, Вячеслав Бутенко. Поистине епископ, патриарх русского драматического искусства. На сцене театра имени Моссовета Вячеслав Бутенко служит более полувека! По сюжету, его герой трагически погибает от рук обезумевшего доктора Джекила, и его, «убиенного», с печальной торжественностью, на чёрных траурных носилках проносят за кулисы. И это в день рождения актёра! 6 августа 2017 года Вячеслав Бутенко отпраздновал свой 75-летний юбилей! Презрев суеверия, присущие творческой среде, и блестяще отыграв свою роль, по окончании спектакля Вячеслав Бутенко принимал поздравления от благодарных зрителей и коллег по сцене. Здесь нельзя не удивиться тому, с какой лёгкостью две актрисы, исполняющие главные женские партии, принялись петь шуточные песни. Как им удалось за пару минут выйти из трагического образа – остаётся загадкой.

Елена Чапленко

Фото - Галины Бусаровой