Императорские ПДД для скакунов


          Как известно из истории, период на рубеже 17-ого-18-ого веков ознаменовался в России, как период значительного развития промышленности и торговли – строились новые города, порты, мануфактуры…  Увеличилось количество гужевого транспорта, вследствие чего возникла острая необходимость в регулировании его движения. Таким образом, стали издаваться первые царские указы с предписаниями дорожных правил.

В 1718 году Петром I был издан указ об учреждении в Петербурге должности генерал-полицмейстера, в обязанности которого, помимо прочего, входило обеспечение беспрепятственного и безопасного движения на улицах города. К основным видам дорожно-транспортных происшествий тех лет относились быстрая, опасная для прохожих и других экипажей, езда, а также нанесение телесных повреждений лицам, случайно попавшим под кнут кучера. Очевидно, что в обоих случаях виновным был кучер, хотя, надо полагать, что не по своей воле он «гнал на всех парах». Нарушившие правила дорожного движения задерживались полицией, а скакуны «эвакуировались» в императорскую конюшню. Владельцев экипажей штрафовали, однако некоторым из них удавалось найти общий язык с полицейским, и конфликт урегулировался немедленно.

В 1761 году царским указом полицию обязали вести строгий учёт извозчиков, выдавая им кожаные ярлыки с порядковыми номерами за установленную плату. Вырученные средства расходовались на служебные нужды полиции.

В 18-ом веке указом Екатерины II было введено обязательное соответствие социального положения ездока средству и способу его передвижения. Так, дворяне 1-ого и 2-ого классов передвигались в экипаже, запряжённом шестью-десятью лошадьми, их сопровождали два форейтора. Дворяне 3-его, 4-ого, 5-ого классов уже не имели прав на услуги форейторов. Дворяне классами ниже имели в своём арсенале четыре и две лошади соответственно, а дворяне, не имеющие обер-офицерского чина, передвигались верхом, либо в экипаже, запряжённом одной лошадью. 

        Павел I также внёс свою лепту в правила дорожного движения. Его указ запрещал ездить по российским дорогам в экипажах иностранного происхождения. Для ввоза экипажей из других государств, а, следовательно, и передвижения на них требовалось особое дозволение императора.

В 1869 году устанавливаются новые нормы дорожного движения, которые прописаны в «Правилах для извозчиков» и «Правилах для содержателей общественных карет». В частности, вводится обязательный осмотр экипажа, по результатам которого полиция выдавала разрешение на пользование данным экипажем, либо отказывала в нём. Непременным условием передвижения в вечерние и ночные часы стало размещение на козлах двух фонарей. Вводилось правило на ограничение скорости движения – максимум 12 верст в час. Внушительных размеров штрафы установили за стоянку экипажа в неположенном месте, в особенности, если он мешал передвижению других экипажей или пешеходам. Тогда же, чтобы стать профессиональным извозчиком, от кучера требовалась сдача экзамена – на знание установленных правил дорожного движения и географической ориентированности. При успешном прохождении испытаний, кучеру выдавали разрешение на вождение и номерной знак экипажа. 

В конце 19-ого века особое внимание было обращено на организацию уличной постовой службы, которую несли городовые. В обязанности городовых входило обеспечение порядка на вверенной им территории. Также они следили за соблюдением правил дорожного движения – проверяли номера у извозчиков, останавливали превышающих скорость, участвовали в разрешении конфликтов, связанных с неудобной стоянкой экипажа или когда не могли разъехаться две кареты.

Роман Ивлев

На фото представлена советская открытка