Уникальный по своей сути спектакль «Тартюф»...


Уникальный по своей сути спектакль «Тартюф» поставили на сцене Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. Режиссёр - Брижит Жак-Важман. Спектакль выдержан в классическом стиле, не нарушающем основы сюжета пьесы великого Мольера. На удивление легко и современно звучат диалоги в стихах XVII века! Особо ценно, что несмотря на вольный перевод отдельных фраз, авторам удалось избежать вкраплений сленговых слов и инородно звучащих выражений.

Восхитительный тандем двух актёров – Владимир Жеребцов (Тартюф) и Андрей Заводюк (Оргон) – позволяет увидеть единство и противостояние двух личностных миров – «лживого и лицемерного» и «недалёкого ума, бездумно фанатичного».

Широкой публике Владимир Жеребцов известен по своим многочисленным киноролям. Среди которых можно выделить спектр разноплановых образов, объединённых двуликостью персонажа. Внутреннее перевоплощение в рамках одной роли – наиболее сложная и интересная работа для любого актёра. Владимир Жеребцов справляется с этой задачей великолепно!

И зритель непременно бы поверил в «святость» его Тартюфа, но режиссёрская концепция постановки не предполагает сомнений в отношении этого персонажа. Лживость его натуры очевидна уже с первых минут. Однако ряд сцен позволяет увидеть Тартюфа затуманенными глазами одураченного Оргона.

Во все времена Тартюф представляется непривлекательным, неприятным в общении порицателем любого проявления человеческого чувства или поступка. Тем интереснее становится необычный образ Тартюфа с чертами строгой красоты. Режиссёр наделяет персонажа хромотой, которая проявляется и исчезает в зависимости от поставленных персонажем задач – вызвать сочувствие у Оргона или же соблазнить его жену…

Первое появление Оргона в спектакле – это человек солидной наружности, прибывший, очевидно, из рабочей поездки домой, В его поспешности, рассеянности, жестикуляции чувствуется тревога. Известно,     что     накануне     приболела     его     жена. 

Но когда служанка начинает рассказывать встревоженному Оргону о самочувствии его супруги, тот в неожиданный момент её прерывает, со страстью интересуясь судьбой Тартюфа! 

 Отчего в Оргоне зародилась эта страсть, доведённая до фанатизма, к лицемеру Тартюфу – неизвестно. Вероятнее всего, Тартюф обладает способностью тонко чувствовать слабые стороны человеческого сознания и умением ими манипулировать. В то время как Оргон – очень податлив и гипнабелен.

В глобальном смысле собирательный образ Оргона ничуть не менее опасен для общества, чем Тартюф. Увлекшись «проповедями» лицемера, некогда добропорядочный Оргон превращается в деспота. Дочь намеревается выдать замуж за ненавистного ей Тартюфа, сына отлучает от дома.

Но и Тартюф оказывается своего рода фанатиком – он верит в симбиоз собственной безнаказанности и вседозволенности. А дозволяет себе Тартюф многое. И здесь очень важно, чтобы актёр, исполняющий эту роль, сумел передать весь комизм образа Тартюфа, основанный на нравственных трансформациях персонажа.

Андрей Заводюк, по большей части, делая образ Оргона комичным, неожиданно меняет линию игры, и его непостижимые действия вызывают уже не удивление или улыбку, а искреннее сочувствие. Оргон дарит Тартюфу свой дом, всё своё состояние и отдаёт на хранение ларец с важными политическими бумагами друга, из-за которых им обоим может грозить тюрьма.

Получив дарственную, Тартюф отбрасывает тросточку – его хромота исчезает бесследно. Вместо аскетичного чёрного одеяния Тартюф облачается в элегантный белый костюм. Это совершенно новый образ героя. Он красив и жесток.

И только благодаря вмешательству мудрого короля, Оргону и его семье удаётся избежать трагедии. Оргон возвращает своё имущество и доброе имя; Тартюф остаётся лежать неподвижно, символизируя тем самым полное фиаско своих недобропорядочных замыслов и поступков.

Елена Чапленко

Фото - Галины Бусаровой