Крутые виражи судьбы. Н.Ф.Павлов (1803-1864)


         Окончив Театральное училище в 1821 году, Николай Филиппович Павлов всего лишь несколько месяцев состоял актером в труппе театра. Актерское поприще не пришлось по душе восемнадцатилетнему юноше: «более того, второсортные роли, да еще в балете, где он дебютировал, безусловно, унижали его самолюбие».

Уход Павлова из театра можно объяснить «страстью к литературе» (как это утверждается в ряде воспоминаний). В 1822 году он поступает в Московский университет, на словесное отделение. К моменту окончания университета в 1825 году у Павлова были опубликованы шесть его стихотворных произведений, в том числе перевод драмы Шиллера «Мария Стюарт».

Молодой литератор выступил во всех трех литературных жанрах – эпическом, лирическом, драматическом, удовлетворяя потребности тогдашнего театра.

Поставленная в его переводе драма Шиллера «Мария Стюарт» в Москве, в 1825 году, принесла Павлову известность. Он становится очень популярным благодаря целому ряду его оригинальных водевилей: «Щедрый», «Стар и млад», «На другой день после преставления света» и др.   

Н.Ф.Павлов родился 7 сентября 1803 года в Москве. Многие были уверены, что он являлся незаконным сыном помещика В.М.Грушецкого и привезенной графом В.А.Зубовым из персидского похода грузинки. Вместе с сестрою и братом его отдали в семью дворового крестьянина Грушецких Филиппа Павлова.

В доме «родителей» маленький Николя получил прекрасное начальное образование для дворянских детей. Его положение было крайне необычным в условиях жизни простой крестьянской семьи. Помимо общего курса, мальчик владел немецким, французским и латинским языками.

Во всем виделась и чувствовалась личная опека Грушецкого. В 1811 году Грушецкий умирает, и его старший сын (законный) отпускает на волю восьмилетнего мальчика вместе с его сестрой и братом. Вероятно, Грушецкий заранее позаботился о дальнейшей судьбе своего незаконного сына: он был зачислен (опять-таки, вместе с сестрой и братом) воспитанником Театрального училища при дирекции Московских императорских театров.

Директор училища Ф.Ф.Кокошкин оказывал особое покровительство малолетнему Павлову. Он часто приглашал его к себе в гости и принимал активное участие в его дальнейшей судьбе. В доме Кокошкина Павлов познакомился со многими литераторами, художниками, композиторами, «здесь получил представление о жизни светского общества, с его внешним блеском, внутренней пустотой, социальными и нравственными контрастами, - все это позднее нашло отражение в его творчестве».

Очевидцы вспоминают, что в доме Кокошкина воспитанник Театрального училища Николай Павлов часто прислуживал гостям за столом. В это время в Москве и в Петербурге уже ставились французские пьесы, переведенные Павловым, правда, без публикаций этих текстов.

В университетский период Павлов знакомится с литературной Москвой: он дружит с Одоевским, Вяземским и другими писателями, совершенствует свои знания английского, французского и немецкого языков.

В 20-летнем возрасте Н.Павлов женился по большой любви, но его брак оказался кратковременным – молодая жена вскоре умерла.

В итоге Павлов, тяжело пережив душевную травму, решает посвятить себя юриспруденции. В силу жизненных обстоятельств он отчетливо осознает, что литература не может служить для него постоянным средством к существованию. Более того, он понимает, что на юридическом поприще ему удастся принести большую пользу бедным и угнетенным людям. Судьба многих из этих людей была понятна ему особенно хорошо по собственному опыту. В 1827 году Павлов становится заседателем одного из департаментов Московского надворного суда. В одном из первых своих дел он берет под защиту крестьян, притесняемых жестоким помещиком-самодуром. Очевидцы вспоминают: «Когда же молодой заседатель обнаружил и доказал наличие финансовых махинаций и взяточничества в среде московского купечества и даже в канцелярии самого губернского предводителя дворянства, его честная и бескомпромиссная позиция вызвала раздражение сильных мира сего, и вскоре он был отстранен от должности».

И Павлов опять стал серьезно заниматься литературной деятельностью. Он не принимал непосредственного участия в борьбе литературных направлений. Молодой писатель печатался и в изданиях романтического лагеря («Московский телеграф», «Московский вестник»), и в органах «классиков» («Атеней», «Галатея»). Однако он с удивительным постоянством противостоял Булгарину и Сенковскому.

В 1829 году Павлов избирается действительным членом Общества любителей российской словесности.

Следует особо отметить, что Павлов-поэт плодотворно работал в различных жанрах: он писал романсы, элегии, альбомные стихи, эпиграммы, басни, остроумные куплеты и водевили. Он является автором целого ряда замечательных романсов: «Не говори ни да, ни нет», «Она безгрешных сновидений», «Не говори, что сердцу больно» и др. Эти романсы были положены на музыку М.И.Глинкой, А.С.Даргомыжским, А.Н.Верстовским, Ю.А.Копьевым, В.Н.Всеволжским.

В творчестве Н.Ф.Павлова 1830-е годы были наиболее плодотворными.

Университетский друг Павлова Б.Н.Чичерин «вводит его в круг оппозиционно настроенной дворянской интеллигенции, связанной с братьями Боратынскими, с которыми, в свою очередь, были близки Пушкин, Вяземский и другие литераторы. В имении Чичериных Павлов написал две повести – «Именины» и «Аукцион».

«Аукцион» - повесть-миниатюра из жизни света. История мести молодого светского человека замужней неверной возлюбленной подчеркивает «аукционность» светских отношений.

«Аукцион» есть очень милая штука», - писал Пушкин, - легкая картинка, в которой оригинально вмещены три или четыре лица. – А я на аукцион – а я с аукциона – черта чисто комическая». И позднее Пушкин напишет: «Павлов первый у нас написал истинно занимательные рассказы».

Одной из самых сильных, значимых повестей Павлова является «Ятаган». В ней показаны автором правдивые сцены армейской жизни, быта помещиков, даны точные психологические портреты героев того времени.

Гоголь писал: «Н.Павлов, писатель, который первыми тремя повестями своими получил с первого раза право на почетное место между нашими прозаическими писателями».

С резко отрицательными отзывами о повестях Павлова выступила реакционная журналистика – «Северная пчела» Булгарина и «Библиотека для чтения» Сенковского.

Министр народного просвещения С.С.Уваров во «всеподданнейшем» докладе Николаю I отметил сильное влияние книги Павлова на общество и просил удостоить ее прочтения. Повести немедленно были посланы царю, который отозвался о них крайне резко. Николай I был удивлен тем, что цензура пропустила произведение «Ятаган»: «и смысл и цель прескверные». Тотчас был вызван в Петербург цензор И.М.Снегирев, с которого были взяты письменные объяснения на все сомнительные места повести. Цензору дан был строгий выговор с предупреждением о судебной ответственности в случае повторения подобных проступков. Выговор получил и председатель Московского цензурного комитета Д.П.Голохвастов. Более того, Николай I поинтересовался тем, кто такой Павлов. По приказанию обер-полицмейстера из типографии Степанова (где печаталась книга Павлова) была изъята виньетка: чудовище, поражаемое кинжалом невидимой рукой с надписью по-латыни – «домашние дела». Затем последовало запрещение переиздавать книги Павлова.

Современники вспоминают, что впоследствии Павлов несколько раз испрашивал разрешения на переиздание повестей, но всякий раз получал категорический отказ.

          Г.Ф.Павлов был также высокопрофессиональным переводчиком. Его «переводческие интересы свидетельствуют о тяготении к реализму». Еще в 1831 году, перед началом работы над повестями, Павлов блестяще переводит две вещи Бальзака: «Загородный бал» (в переводе Павлова – «Невестка-аристократка») и первую повесть из «Сцен частной жизни» (в переводе Павлова – «Мщение»), а в 1839 году талантливо переводит драму Шекспира «Венецианский купец».

Николай Павлов в 1837 году вторично женится, его избранница – известная поэтесса Каролина Яниш, которая, получив богатое наследство, стала хозяйкой большого дома в Москве и обладательницей немалого капитала. К тому же, ей досталось имение в Подмосковье с тысячью душ крепостных, с годовым доходом в сорок тысяч рублей. Жених даже не скрывал от друзей, что женился по расчету!

В одной из лучших статей о творчестве Павлова, написанной литературоведом Л.М.Крупчановым, дана точная характеристика этого писателя и человека. Читаем: «С самого начала вырисовываются две тенденции в характере, поведении, а затем и в жизненной позиции Павлова. С одной стороны, выйдя из самого бесправного сословия российского общества, он не мог не испытывать неприязни к образу жизни аристократии. С другой же стороны, талантливый, впечатлительный юноша тяготился и своей бедностью, и своим двусмысленным положением в обществе, и своей зависимостью все от того же светского общества. Жизненные принципы его постоянно оказывались под давлением внешних обстоятельств, к которым он вынужден был приспосабливаться. Современники указывали на «исключительно эластичную натуру» Павлова и в зависимости от своего личного отношения к нему видели в этой «эластичности» либо проявление «плебейства», либо способ борьбы с обстоятельствами.

Эти две тенденции в миросозерцании Павлова, как бы слитые воедино, проявляются и в его творчестве. Герои его произведений одновременно ненавидят аристократов и завидуют им, презирают светское общество и стремятся преуспевать в нем».

В 1839 году выходят «Новые повести» Н.Ф.Павлова: «Маскарад», «Демон» и «Миллион».

Впервые повесть «Маскарад» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель» в 1835 году.

Повесть начинается следующими фразами: «В первых числах прошлого января, в одном из старинных домов Москвы, в одиннадцать часов вечера, мужчина лет шестидесяти, невысокого роста, худощавый, стоял небрежно, прислонясь к мраморному подножию огромной порфировой вазы. Заботливая судьба очертила около него небольшой магический круг, мимо которого иные проходили с благоговейной робостью и куда никто не осмеливался вступать…»

И далее: «Кто ничего уже не ждет, тот любит доказывать себе, что всякое ожидание – суета, вздор; и старик лелеял эту благосклонную мысль, когда тешился над едва притаенным нетерпением двадцатилетней вдовы, своей очаровательной племянницы. Она, драгоценный камень в роскошной оправе фантастического наряда, стояла по другую сторону вазы».

Один из героев этой повести – очень богатый человек по фамилии Левин: «Левину было лет тридцать. Он приехал в Москву месяца за два до этого маскарада. Левин ограничился тесным кругом знакомства и часто бывал у дяди графини».

Заканчивается повесть весьма печально: «Кое-где по огромным комнатам, при мерцанье свечи мелькнули еще раз ее газовые вуали. Левин уехал куда-то умирать».

Многие исследователи творчества Павлова отмечали, что в повестях писателя легко можно обнаружить черты социальной сатиры, предваряющей гоголевскую. Например, его превосходительство в повести «Демон» изображен в духе «значительного лица» гоголевской «Шинели». Павловский «важный чиновник», совсем как у Гоголя, «распекает» мелкого петербургского служащего, посмевшего обратиться к нему с жалобой.

Повесть «Миллион» Григорьевым была названа одним из лучших произведений в жанре светской повести.

Павлов всегда утверждал, что он «не сочиняет» своих героев, а пишет их с натуры.

Белинский очень высоко оценивал прозу Павлова 30-х годов. Он отмечал, что «писатель принадлежит к числу наших отличных прозаиков», что это «блестящее беллетристическое дарование».

Получив высочайшую оценку у критиков прогрессивного направления, завсегдатаев литературных салонов Москвы и Петербурга, книга Павлова «Новые повести» была встречена современниками «достаточно прохладно».

В обществе основной причиной неуспеха книги соли тот факт, что Павлов все-таки был опальным писателем, находившимся в немилости царской, а следовательно, и его окружения.

Этими повестями, к сожалению, заканчивается творчество Павлова-прозаика.

Кто знает, сколько еще замечательных повестей создал бы Н.Ф.Павлов, обогатив великую русскую литературу своими произведениями?

Женившись, Павлов стал жить на «широкую ногу» с приемами, обедами, банкетами и даже карточной игрой. В первой половине 40-х годов XIX века дом Павловых стал литературным салоном. У Павлова бывали Аксаковы, Герцен, Чаадаев, Вяземский, Боратынский, Тургенев, Гоголь, Лермонтов и другие знаменитости.

В период с 1841 по 1844 год Николай Павлов служил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе Д.В.Голицыне. Он активно выступал в защиту несправедливо обвиненных бедняков. Благодаря его личным усилиям было освобождено свыше двухсот невинных человек! Павлов, например, добился возбуждения дела против Ф.И.Толстого, «прославившегося своим самодурством». К сожалению, начальство осталось недовольно службой Павлова, и он вынужден был уйти в отставку.

В конце 40-х годов, когда в имении Каролины Павловой, на суконной фабрике, крестьяне подняли бунт, Николай Филиппович немедленно вызвал войска. В связи с этим событием Герцен выступил в «Колоколе» со статьей «Ятаган убит аукционом».

Во втором браке Павлов, спустя 16 лет совместной жизни, был обвинен женой в разорении ее имения картежной игрой. Был произведен обыск в доме Павлова, при котором были обнаружены запрещенные книги. Дело признали к тому же политическим, «по высочайшему велению» писателя сослали в Пермь, где он в течение целого года провел в тюрьме. Благодаря влиятельным друзьям, действующим через императрицу, удалось вымолить «помилование» у Николая I.

В последующие годы Н.Ф.Павлов в основном выступал как критик и публицист. Критические статьи Павлова «отличались глубиной анализа, острой постановкой актуальных общественных проблем.

В 1860 году Павлов открывает свою газету «Наше время» и сам добивается привилегированного положения для газеты как правительственного органа. Многим казался неожиданным переход Павлова в стан бывших противников. Многочисленные эпиграммы на Павлова, его газету и сотрудников печатались на страницах «Колокола», «Свистка», «Искры», «Современника».

Статья Павлова «О возмутительных воззваниях» была одобрена самим царем! Однако газета «Наше время» не пользовалась популярностью у читателей и через три года, в 1863 году, прекратила существование.

В этом же году Павлов начинает издавать газету «Русские ведомости». Через год, в 1864 году, Н.Ф.Павлов умирает от болезни сердца. Следует отметить, что павловская газета «Русские ведомости» благодаря либеральному направлению и дешевизне просуществовала вплоть до 1917 года.

Материал подготовил

Георгий Милованов

На фото представлен портрет Николая Павлова