Шоколадный король России


С середины XIX столетия берёт своё начало кондитерское дело Абрикосовых, впоследствии ставшее известным, как товарищество «А.И. Абрикосов и сыновья». В 1899 году товариществу присудили почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Основатель кондитерского дела Алексей Абрикосов (1824-1904) был назван «шоколадным королём» России.

Длительное время на фабрике применялся только ручной труд. С расширением производства было принято решение об установке парового двигателя, что позволило в разы увеличить обороты выпускаемой продукции и, соответственно, объёмы продаж. Таким образом Абрикосовская фабрика заняла лидирующие позиции в списке московских кондитерских предприятий.

Сюрпризы и игрушки, «припрятанные» в шоколадных яйцах и «скрытые» в упаковках со сладостями стали превосходным рекламным ходом Абрикосовых. Даже упаковка кондитерских изделий представляла собой интерес. Росписью конфетных фантиков и шоколадных обёрток занимался художник Фёдор Шемякин. Многие тогда всерьёз увлеклись коллекционированием сюрпризов и упаковок Абрикосовской фабрики. Грандиозным успехом у покупателей пользовались жестяные коробки. На волне популярности, на фабрике открылся специальный цех по производству жестяных коробок различных конфигураций. Очень часто сладкая продукция выпускалась тематической серией, посвящённой большому празднику или событию. Развернув шоколадку, можно было прочесть интересные факты из истории и географии, из жизни замечательных людей. Также сладкая продукция сопровождалась ребусами, загадками, стихами и афоризмами.

Знаменитые шоколадные зайцы и Деды Морозы, обёрнутые в блестящую фольгу, – ещё одна превосходная находка кондитеров Абрикосовых. 

Рекламе свой продукции Абрикосовы уделяли особое внимание. Порядка 20% от общей сумму расходов на производство уходило именно на рекламу. В эту статью расходов также входили подарочные календари и открытки, сувенирная продукция, так называемая стимулирующая лотерея. Со временем реклама кондитерской фабрики Абрикосовых приобрела масштабы внушительные и повсеместные. Вывески на городских зданиях, газетные статьи, заметки в театральных программках.

Известно, какие высокие требования Абрикосовы предъявляли к ингредиентам, в особенности к яблокам для воздушной пастилы. Долгие годы Абрикосов лично отправлялся на московский базар и отбирал там свежие ягоды и фрукты. Позднее Абрикосовы приобрели угодья в Крыму. Теперь свежие ягоды и фрукты для кондитерских изделий Абрикосовской фабрики стали собственного производства.

В одно время изысканным угощением московской знати признавались глазированные фрукты. Рецепт приготовления сладости, известный лишь некоторым кондитерам-иностранцам, хранился в строгом секрете. Ради творческого эксперимента Абрикосовы оборудовали на фабрике уникальный цех и приступили к разработке процесса глазирования фруктов. Стоит ли говорить, что глазированные фрукты от Абрикосовых произвели настоящий фурор!

С 1922 года фабрика известна уже под другим названием – Государственная кондитерская фабрика имени П.А. Бабаева. 

Влад Кузнецов

Фото - Галины Бусаровой