Книга о замечательном московском и дагестанском художнике Николае Лакове


Еще в начале 1960-х годов многим в Дагестане, и мне школьнику в том числе, были знакомы рисунки Николая Андреевича Лакова (1894-1970), московского художника, часто посещавшего Дагестан в 1930-1960-е годы. Это были рисунки танцевальных пар Дагестана. Их потом переносили на эксклюзивные подносы ювелиры с. Кубачи, мастера других центров народных промыслов Дагестана, использовали в декоре монументального искусства, в декоре украшений различных товаров. И сегодня их можно еще видеть в архитектурных украшениях ряда общественных зданий Махачкалы, построенных в конце 1940-х и 1950-е годы.

Потом, став научным работником, я часто встречал имя и рисунки этого замечательного художника в различных публикациях, в качестве иллюстраций к ним. И у меня возникала мысль, почему о нем нет солидных публикаций, книг. Дагестанцы, кроме близких Н. Лакову людей, плохо знали его биографию, подробности его московской части творческой судьбы, не представляли, насколько разнообразными были его творческие поиски.

И справедливость восторжествовала. В 2017 г. по инициативе Министерства культуры Республики Дагестан и Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой была издана содержательно и полиграфически красиво подготовленная книга о нем «Художник Николай Лаков. От советского авангарда до соцреализма» (Москва-Махачкала: Изд-во «Дагестанский писатель», 2017). Книга посвящена, как видно из ее названия, творчеству московского и дагестанского художника Николая Андреевича Лакова (1894-1970).  В подготовке книги и реализации проекта кроме организаций участвовали и многие владельцы частных собраний его работ из Москвы, Махачкалы. Замечательно и то, что с вводным словом к читателям в книге обращаются бывший Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, Министр культуры РД Зарема Бутаева, директор ДМИИ им. П.С. Гамзатовой Салихат  Гамзатова. Творчество Н.А. Лакова отнесено ими к золотому фонду дагестанской советской культуры, к ценной части истории российского изобразительного искусства ХХ века. Они подчеркивают, что книга-каталог является данью уважения к памяти этого замечательного художника и человека.

Книга-каталог открывает забываемое в последние десятилетия имя талантливого представителя отечественного искусства. Она сегодня вновь открыта не только для широкого круга любителей искусства, профессиональным искусствоведам. Н.А. Лаков был выпускником Строгановского училища периода его расцвета. Затем он продолжал свое образование у известных живописцев А.П. Родченко и Д.Н. Кардовского. Александр Родченко был не только художником, но и символом советской фотографии, как Владимир Маяковский символом советской поэзии. По некоторым сведениям, именно Н. Лаков научил фотографировать своего учителя А.П. Родченко. А другой его учитель Дмитрий Кардовский (1866-1943) был известным русским и советским графиком, педагогом. 

Благодаря такому образованию Н.А. Лаков проявил себя во многих сферах искусства: он был блестящим рисовальщиком, театральным художником, скульптором, живописцем, фотографом. Наследие Н.А. Лакова, как показано в книге, охватывает широчайший стилистический диапазон – от авангарда первых послереволюционных лет до соцреализма. Так, в годы гражданской войны совместно с выдающимся представителем русского авангарда 1920-1930-х годов Александром Лабасом он занимается созданием плакатов, оформлением агитпоездов и городских улиц к революционным праздникам. А в 1923 году Лаков входит в группу создателей комплекса Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, а в послевоенное время принимает участие в организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

В конце 1920-х годов по направлению Всекохудожника Н. Лаков впервые посещает Дагестан. С этого времени и до конца жизни его творчество тесно связано с горным краем. Весьма заметна роль Н. Лакова в области театрального искусства Дагестана. Долгое время он был не только Главным художником Государственного ансамбля танца Игоря Моисеева, но и Государственного ансамбля Дагестана «Лезгинка».

Книга впервые широко знакомит читателей с многогранным творчеством этого художника. В книгу вошли произведения Н. Лакова из крупнейших музеев (ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ДМИИ им. П.С.Гамзатовой, Государственного музея Востока) и частных собраний Москвы и Махачкалы. Всего 295 картин, зарисовок.

Авторы вступительной статьи к каталогу – О. Стругова и С. Гамзатова. Составители альбома – С. Гамзатова и К. Паршина. Кроме них в подготовке каталога приняли участие еще 15 авторов (москвичи, и дагестанцы), давших каталожные описания к публикуемым рисункам, редакторы – О.Б. Стругова и М.С. Магомедова, дизайнер А. Почерников. Их работа оставляет хорошее впечатление как профессионалов своего дела.

Книга по жанру названа каталогом. И такой подход к составлению книги оказался очень удачным, т.к. позволил вместить в книге как итог работы художника Н. Лакова «дома», в Москве, а также в его «втором доме», в Дагестане, куда он совершал длительные творческие поездки.

Всего за годы поездок в Дагестан художником было создано не менее 300 работ. Только в дагестанских музеях хранится сегодня около 190 работ художника на темы социальных преобразований, портретов героев труда первых десятилетий советского времени. Кроме того, за свою долгую творческую жизнь, как пишут авторы каталога, Н. Лаков участвовал более чем в 100 выставках в СССР и за рубежом. Творчество Н. Лакова еще ждет глубокого исследования, что позволит, как пишут те же авторы, «вписать его имя в число талантливых и известных отечественных художников ХХ века».

Для Дагестана такой мастер рисунка оказался к месту и вовремя. Благодаря его стараниям для потомков сохранились «удивительные художественные свидетельства эпохи, где еще не было широкого применения фотографии и вездесущих СМИ» (из Предисловия к каталогу). Они сегодня являются прекрасными иллюстрациями к исследованиям историков, этнографов, географов Дагестана. Благодаря рисункам Н. Лакова для потомков сохранились портретные зарисовки ударников первых пятилеток, строителей Гергебильской гидроэлектростанции, учителей и учеников первых школ, видных деятелей культуры республики, поэтов, артистов, актеров, красных партизан, рабочих различных предприятий, рыбных промыслов, колхозников, жанровые зарисовки сельских будней. Среди его работ и немало пейзажных зарисовок сельских видов, бытовых сцен, передающих многие нюансы этнографической, народной и промышленной культуры того времени. В пору отсутствия развитого фотографического дела в Дагестане эти зарисовки приобретают сегодня для потомков Н. Лакова ценное гуманистическое, информационное и иллюстративное значение. Они отражают многие социальные явления того времени.  И обо всем эта книга.  

Как выразителен, например, карандашный рисунок Н. Лакова 1935 г. с подписью «Портрет Ибрагимовой Хадижат, директора неполной средней школы и комсорга, сел. Кубачи». Ее как одну из первых учительниц знали в Кубачи как «Савда Хадижа». Эта известная в Кубачи женщина осталась после смерти без близких людей, и в наши дни я не смог найти ее фотографию даже позднего времени. А Николай Лаков сохранил для нас ее красивый образ, написанный карандашом. Дагестанские историки хорошо знают, что такие, как она, сыграли важную роль в налаживании работы первых советских школ в горах Дагестана, обучении детей основам светских наук. К сожалению, ни в научном обороте, ни в домашних или школьных коллекциях не осталось фотографий многих деятелей культуры той поры. И только зарисовки Н. Лакова воссоздают их образы и многие почти забытые страницы ушедшей истории края. Надо только сожалеть, что авторы книги не смогли более подробно рассказать (в виде кратких комментариев к рисункам) о событиях, о тружениках тех лет, образы которых переданы в рисунках Н. Лакова. Представляю, какая эта сложная работа, и думаю, что такая работа еще впереди.

Николай Лаков хорошо запомнился дагестанцам своими рисунками танцевальных пар. Иллюстрации передают эти увлечения художника. Авторы книги справедливо пишут, что дагестанский народный костюм стал для Н. Лакова темой серьезного изучения. Он исследовал его не только как художник, но и как ученый-этнограф. Результатом таких поисков стала и его научная статья «О дагестанском научном костюме», опубликованная в сборнике «Искусство Дагестана» (Махачкала, 1965). 

Прекрасно, что издана такая книга о Николае Лакове, замечательном человеке, талантливом художнике, соединившем в одном лице культуру столичного центра и Дагестана. 

Амирбек Магомедов,

доктор исторических наук