В три строки. Художник Джотто (1266-1337)


         В биографии великого художника Джотто Бондоне много неточностей. Согласно преданиям, он родился в 1266 или 1267 году. Джотто – яркий представитель новой интеллигенции своего времени. Он родился «во флорентийской области, в четырнадцати милях от города, в деревне Веспиньяно, от отца по имени Бондоне, хлебопашца и человека простого». Однако некоторые современные историки предполагают, что на самом деле Джотто родился во Флоренции, в квартале Сан Панкрацио, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в «относительно состоятельной семье местного кузнеца». По свидетельству Боккачо, Джотто имел «самую заурядную, невыразительную внешность, он был маленького роста, весьма безобразный». И добавляет: «Трудно было поверить, что природа скрывает в нём чудеснейшие дарования». Более того, как-то один из друзей художника позволил себе следующую дерзость: «Джотто, если бы теперь встретился с нами какой-нибудь чужой человек, никогда не видевший тебя, поверил бы он, что ты – лучший живописец в мире, каков ты и есть?» Современники утверждают, что Джотто был весельчак и острослов, всегда имеющий «словечко под рукой и острый ответ наготове». К тому же, он и сам «любил сыграть злую шутку с заносчивым и жадным невеждой».

Часто описывается следующий эпизод, произошедший с художником. Однажды, когда Джотто вышел с друзьями на прогулку, на него неожиданно налетела огромная свинья и сбила его с ног. Художник невозмутимо поднялся на ноги, неспешно отряхнулся и ответил остроумной шуткой. Спутники Джотто задорно рассмеялись и вынуждены были признать, что он достойно вышел из этого «обидно комического положения». Сакетти вспоминает: «Это был мастер на всё, ведь ум таких даровитых людей, каким был Джотто, отличается большой тонкостью, и что слова его расцениваются даровитыми людьми, как слова настоящего философа».

Принято считать, что первым учителем Джотто был знаменитый художник Чимабуе. Вместе с ним, вероятно, он посетил впервые Рим (около 1280 года). Скорее всего, в 1287 году, он женился на Джунта ди Лапо дель Пела,от которой имел прелестное потомство: четырёх дочерей и четырёх сыновей. В 90-е годы, вместе со своим учителем Чимабуе, он работал в Ассизи, в церкви Сан Франческо.

Вторично Джотто пригласили в Ассизи спустя несколько лет, «уже как руководителя всех живописных работ». Художник явился в город с большой группой помощников – «живописной бригадой». Именно здесь Джотто применил (одним из первых) метод, заимствованный у художников-мозаичистов. Он состоял в следующем: на стене, покрытой толстым слоем грубой штукатурки, красной краской наносился рисунок для всех композиций (так называемые синопии). Эти рисунки Джотто делал сам, затем работу продолжали его талантливые художники-помощники. Часть нарисованной композиции ежедневно снова покрывалась очень тонким слоем штукатурки. Затем лёгкими штрихами светлой охры прорисовывался скрытый под ней рисунок. И только после этого, по мокрому грунту, выполнялась живопись техникой фрески. Когда основная работа была завершена, некоторые детали, включая орнаменты, прописывались ещё раз, но уже по сухому грунту. Кстати, исключительно по сухому грунту накладывался и синий цвет. В XIV веке этот метод стал очень популярен во многих странах Европы.

Как известно, первым значительным произведением Джотто специалисты единодушно признают цикл фресок с изображением св. Франциска в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи. Знаменитые фрески тянутся сплошным фризом на высоте около двух метров от пола. «Большие панно (высотой 2,70 м и шириной 2,30 м) хорошо обозримые и освещённые ровным светом, придают всему интерьеру нарядный, праздничный облик. Этому способствует и колорит росписи. Главные цвета её – голубой, розовый, белый, золотистая охра.

         Даже коричневые рясы францисканских монахов не нарушают этой светлой, радостной гаммы, они имеют сиреневый или голубоватый оттенок и воспринимаются как цвет, а не просто как тёмные пятна нейтрального коричневого тона. Такой же яркой выглядит и архитектура, окрашенная в самые неожиданный и, казалось бы, совсем не архитектурные цвета».

В Риме Джотто пишет портрет папы Бонифация VIII (1300 год), провозглашающего юбилей Вечного города. Затем в Римини выполняет заказ для монахов францисканского ордена. В 1304 году работает в Падуе. В 1310 году в соборе св. Петра (Рим) выкладывает мозаикой композицию «Новичелла». В 1313 году – Флоренция…

В 1328 году Джотто выполняет ряд портретов при дворе короля Роберто Анжуйского. Затем – опять родная Флоренция. В середине 30-х годов – Милан.

К тридцати пяти годам художник приобретает известность и покупает для своей семьи прекрасное имение в Муджело, около Флоренции.

Великий Джотто жил и творил во многих местах Италии. Однако он родился и сформировался как личность и художник во Флоренции, поэтому именно «с Флорентийской и тосканской художественной традицией связано его искусство». Джотто, по отзывам современников, кроме живописи, увлекался архитектурой, пробовал свои силы в скульптуре и поэзии. Долгие годы Джотто посвятил поиску новых форм синтеза живописи и архитектуры. В 1334 году он был назначен коммуной на пост руководителя строительства флорентийского собора и  уникальной колокольни (согласно его собственному проекту) – это было «публичное признание его заслуг»: «Эти работы, выполняемые для города, должны прославить и украсить его, что может быть сделано надлежащим образом только в том случае, если руководить ими будет мастер опытный и знаменитый, - говорится в одном из документов того времени. – Во всём мире нельзя найти человека более одарённого в этой и во многих других областях, нежели живописец Джотто Бондоне из Флоренции; он признан в своём отечестве великим мастером, и нужно, чтобы он постоянно оставался на этой должности и работал, так как он принесёт много пользы своей учёностью и своими познаниями, и город получит от этого большую выгоду».

Не случайно, что об истоках творчества Джотто спорили и спорят до сих пор. Одни исследователи «связывают его в большей степени с готической традицией, другие склонны видеть в нём мастера классической ориентации». Вазари, в своей книге «Жизнеописание Джотто», утверждает, что «видимо, было бы более закономерным рассматривать его как первого художника, собравшего в своём искусстве, как в фокусе, все разнородные искания современной ему живописи и именно поэтому ставшего первым мастером общеитальянского значения, затмившим славу Чимабуе, хотя Чимабуе чуть было не стал первопричиной обновления искусства живописи».

Джотто Бондоне явился одним из зачинателей новой эпохи – Проторенессанса. Несмотря на то, что «переворот» совершился столетием позднее, и XIV век был только кануном его, «сами созидатели культуры Возрождения, её историки и теоретики всегда вели счёт своему времени именно с начала XIV столетия».

В 1395 году Сакетти справедливо писал, обращаясь к современникам и потомкам: «Каждый слышал, вероятно, кем был Джотто и насколько великим художником он был по сравнению со всеми другими».

Кстати, один из сыновей Джотто – Франческо – стал впоследствии вполне добротным профессиональным художником, хотя и не снискал отцовской славы, но смог внести свою лепту в историю итальянской живописи раннего Возрождения.

Георгий Милованов

На фото представлена работа Джотто