Московский скульптор из дагестанского села Бускри.

О творчестве Далгата Далгатова


Далгат Далгатов Сайдуллаевич, родился 15 сентября 1960 года в с. Бускри в Дагестане. Окончил: Пензенское художественное училище имени К.А.Савицкого, отделение скульптуры (1987); Харьковский художественно-промышленный институт, факультет скульптуры (1994). Член секции скульптуры МСХ и ОМС. Член Союза художников России (1998).

В 2004 г. молодой журналист Магомед Рабаданов опубликовал в специальном журнале «Возрождение» (№10, 2004 г.), посвященном экономике, культуре, известным именам даргинцев Дагестана, небольшую статью о до этого неизвестном землякам скульпторе из Дагестана Далгате Далгатове Сайдуллаевиче. Затем эта статья была повторена на интернет-сайте «Односельчане». Поскольку Магомед работал корреспондентом республиканской газеты на даргинском языке к нему обратился сельчанин Далгата Далгатова с вопросом о том, нельзя ли в республиканской газете «Замана», где работал Магомед, тоже рассказать о его сельчанине, скульпторе из села Бускри. Дело в том, что в Махачкале еще с советских времен выходит несколько республиканских газет на местных языках.

Одна из них выходит на даргинском языке под названием «Замана» («Время»). Что касается с. Бускри, смотрим интернет и узнаем, что «Бускри – село в Дахадаевском районе Дагестана России. Село расположено в горах на высоте 1600-1800 метров над уровнем моря, в 5 км от райцентра Уркарах». В 2010 г. здесь проживало около 700 человек.

Сельчанин Далгата объяснил журналисту (Магомед тоже приходился земляком скульптору, ведь он был уроженцем села, расположенного недалеко от Бускри), что Д.Далгатов живет и работает в Москве, что он очень одаренный и талантливый художник. Он же показал ему каталог его работ. Потом на страницах журнала Магомед рассказывал, что он был удивлен этой новости и захотелось больше узнать о нем. И он узнал, что московский скульптор родился в 1961 г. в с. Бускри, что их села расположены почти рядом. Профессиональное образование Далгат получил еще в 1983-1987 гг., когда окончил художественное училище им. Савицкого, г. Пенза (отделение скульптуры). В 1989-1994 гг. Далгат уже учится в Харьковском художественно-промышленном институте (опять же отделение скульптуры). С 1987 года он постоянный участник республиканских и союзных выставок, а с 1997 г. он член Союза художников России. Магомеду было приятно читать и то, что московский искусствовед Игорь Егунов писал о нем то, что в его творчестве заметна самодостаточность композиций, их полная отрешенность и замкнутость от реального и физического пространства, что мир скульптуры Д.Далгатова – это «театр страстей мировых проблем и вселенских катаклизмов».

Магомеду захотелось больше узнать о земляке. И сельчанин художника рассказал о нем. У Далгата Далгатова была не простая судьба. Он рано осиротел: мать умерла, когда он был маленьким. Мальчик рос с тягой к образам искусства. Все время он рисовал, лепил разные фигуры. И всегда юный художник говорил: «Буду скульптором». Его родные отдали его учиться в школу-интернат. Учился он в дагестанских городах Избербаше, Буйнакске, затем Вышнем Волочке России. Учился хорошо. Потом благодаря таланту и творческим усилиям он смог устроиться в Москве (Балашиха) и сегодня живет там.

«Отрадно, что Далгат добился своего, прославил наше село и Дагестан», - говорил собеседник Магомеду в заключении своего рассказа. По его же словам, Далгата Далгатова хорошо знают не только в России, но и за рубежом. Некоторые его работы находятся в частных коллекциях Китая, США, Германии, Италии, Гонконга, Сингапура.

А кому из читателей стало интересно, можно рекомендовать и его интернет-сайт «Далгатов Далгат».

Немного о характере творчества Далгата Далгатова. Хорошо известна одна из его работ «Шторм». Эту работу Далгат делал для симпозиума по скульптуре в Турции, в городе Измире. Композиция посвящена теме преодоления, борьбы со стихией. Мощным горизонтальным формам лодки и паруса противопоставлены небольшие вертикальные фигуры людей, пытающихся удержаться на плаву. Эллипс связывает композицию в единый узел. Отсюда возникает напряжение, доходящее до самой высокой критической точки, за которой неизвестность – выдержишь или нет. Зритель сам решает, есть ли шанс на спасение.

Интересна другая, более ранняя работа Далгата «Бегущий за оленем». Это поединок на выносливость древнего предка людей с природным красавцем оленем. И неясно, кто победит. Зритель может только домыслить продолжение поединка. 

Далгат – разносторонний художник. Это проявилось и в его поисках по созданию образов первой учительницы. Широко известно, какую важную роль сыграли посланцы центральных регионов России в налаживании системы общего образования в Дагестане в 1940-1960-е годы, в ликвидации неграмотности взрослого населения. Так, например, к концу 1940-х годов в каждой школе Дахадаевского района ДАССР работали посланцы братских народов России; учителя русской, украинской, осетинской, еврейской, татарской, белорусской национальности. По сведениям архива Министерства образования Республики Дагестан в 1949–1970 годы число русскоязычных учителей, посланцев русского и других народов, работавших в системе образования этого района, составило более 650 человек. Среди них были подлинные мастера своего дела, ставшие любимцами учащихся, их родителей, общественности сел и всего района.

И когда в конце нулевых годов нового века увековечить их подвиг взялась Администрация района, она обратилась к своему земляку из с. Бускри, московскому скульптору Далгату Далгатову. Его памятник из белого камня «Русской учительнице» с 2010 г. стоит в райцентре, в парке села Уркарах. Позже, в 2018 г. мастер изваял памятник на такую же тему для с. Усемикент Каякентского района. Она сегодня стоит во дворе школы этого села.

Я уже выше писал, что Далгат творчески разносторонний художник, скульптор. Так и в эти дни. Он в командировке в г. Уфе, где выполняет скульптуру для известного в городе Музея камня «Парк Пермского периода». Его скульптура будет называться «Колесо времени» (см. рис. ниже).

И как традиционно принято заканчивать подобные статьи мой земляк, московский скульптор Далгат Далгатов полон сил. Думается, что о его творчестве и таланте будут узнавать все больше людей, прежде всего ценителей искусства. Я желаю ему творческих успехов, а в наши дни желаю и того, чтобы он берег себя и родных от вируса. 

Амирбек Магомедов