Два слова о ювелирном деле


Когда возникает разговор о ювелирном искусстве, память уносит нас к далёким временам, к произведениям искусства, созданным ювелирами Киевской Руси, безвестными ремесленниками Египта или мастерами античной Греции.

Если мы возьмём более близкие периоды истории, перед нами оживут шедевры эпохи Возрождения или украшения XVIII-XIX вв., в которых виртуозное мастерство ювелира, приложенное к дорогим, редким материалам, выступает во всём своём блеске и совершенстве.

С понятием «ювелирное искусство» всегда было связано необычайно тонкое мастерство исполнения вещи из драгоценного металла в сочетании со слоновой костью, эмалью, драгоценными камнями.

Произведения ювелирного искусства давних времён поражали богатством, высоким мастерством и покоряющей силой художественного воздействия. Но ведь эти вещи, которыми мы любуемся в музеях как памятниками истории и культуры, были достоянием исключительно господствующих классов. В классовом обществе предметы ювелирного искусства – будь то личные украшения знатного человека или предметы туалета сановной дамы, культовый сосуд или парадный шлем рыцаря – служили знаками отличия, богатства, силы. Эти знаки выделяли вождя племени, символизировали могущество божественной или царской власти. Именно это обстоятельство заставляло применять в ювелирных изделиях дорогие материалы – золото, серебро, бриллианты, жемчуг и т. п., чтобы уже одной материальной ценностью выделить их из ряда простых, будничных вещей. Впечатление незаурядности усиливалось художественными качествами изделий, которые придавала им рука мастера.

Бесконечное разнообразие предметов ювелирного искусства давало возможность мастерам постоянно развивать и совершенствовать способы технического исполнения вещей, находить всё новые и новые приёмы художественного решения.

Многие предметы ювелирного дела становились уникальными, и это понятно, так как вся работа от шлифовки камня до отделочных операций исполнялась вручную. Это также одна из важных особенностей ювелирного искусства прошлого. Ручной труд в отдельные эпохи достигал совершенства, однако высокое мастерство не всегда было связано с настоящим искусством. Если, например, ювелиры Киевской Руси, применяя микроскопическую зернь, не нарушали художественной выразительности украшений, то в середине и во второй половине XIX века виртуозность исполнения ювелирных изделий часто заслоняла собой красоту самого материала. На первый план выступала занимательность вещи, хитроумная комбинация, своеобразный фокус. Нередко буржуазия видела в искусстве не источник эстетического наслаждения, а предмет развлечения, и это создало условия для появления в художественной практике различных формалистических вывертов, претендующих на оригинальность.

Наряду с этим в обществе возникает другая тенденция – массовое производство украшений, подражающих настоящим драгоценностям.

Она появляется как результат известной нивелировки различных слоёв общества, когда люди менее обеспеченные стремятся устроить свой быт по примеру аристократии. В костюм рядовых горожанок проникают моды «сверху», появляются фальшивые драгоценности. Формируется мещанский вкус, в основе которого лежит тенденция к обогащению и хвастливой демонстрации своего «богатства». Вкус этот создаёт постоянную потребность в обладании вещами дорогими на вид, но дешёвыми по цене.

«Искусство» это, получив широкое распространение, прочно вошло в быт, воспитывало у людей ложные представления о красоте.

Со временем основным критерием для ювелирных изделий становится принцип эстетической полноценности, а он может быть выражен самыми различными художественными средствами и в самых разнообразных материалах. Поэтому не случайно имеют теперь такой успех украшения из керамики, дерева, пластмасс, сплавов цветных металлов.

Впрочем, использование в украшениях простых материалов сразу вызвало споры о том, можно ли называть эти изделия ювелирными. Предлагались термины «ювелирно-художественные изделия», «ювелирная» или «декоративная» галантерея, бижутерия и проч.

Существенно изменился круг предметов, так или иначе связанных с ювелирным искусством. Отошли в прошлое художественное оружие, ларцы для хранения драгоценностей, туалетные безделушки и посуда из драгоценных металлов, вроде приборов для вина. (Как известно, спустя десятилетия спрос на эти предметы снова возрос.)

Самыми устойчивыми предметами ювелирного искусства оказались украшения к костюму, в основном к женскому. Собственно, это группа изделий, если не представляет, то олицетворяет ювелирное искусство нового времени.

Изменились отношения и к вопросам исполнительского мастерства, к применению ручного труда.

Своеобразие художественных решений, использование разнообразных материалов не всегда связано с привычной тонкостью, миниатюрностью манеры исполнения вещей. Поскольку художественное достоинство стало ведущим принципом украшений и других ювелирных изделий, техническое исполнение выступает лишь как средство решения этой главной задачи и обусловлено ею. Ручной труд в ювелирном производстве применяется в большинстве случаев только на специфических участках работы (гравирование рисунка под чернь, закрепка камня, прокладка эмали и т. п.). Многие вспомогательные операции механизированы, так как без этого невозможно разрешить проблему массового выпуска ювелирных изделий.

Эта сторона дела – ещё одна из особенностей современного ювелирного искусства, которое, таким образом, становится отраслью художественной промышленности.

П. Уткин