Виктор Манаков. Интервью с мастером спорта международного класса


Елена Чапленко: Какие старты в велоспорте являются основными?

Виктор Манаков: Сезон состоит из достаточно большого количества стартов. Вначале проходят отборочные соревнования, где гонщики получают очки, которые позволяют им участвовать на этапах Кубка мира. Далее спортсменов отбирают в сборную и, соответственно, решают, кто поедет на Чемпионат Европы и Чемпионат мира. Чемпион Европы имеет прямой допуск на Чемпионат мира, это сильно облегчает ему многие задачи.

Елена Чапленко: До начала стартов принято делать прогнозы?

Виктор Манаков: Да, у нас любят делать прогнозы, это наша общая забава… Но сколько бы не прогнозировали, результаты всё равно получаются либо выше, либо ниже. Поэтому на турнирах надо стараться показывать свои результаты, а не строить прогнозы.

Елена Чапленко: Что представляет собой базовая тренировка?

Виктор Манаков: Базовая тренировка на шоссе обычно получается длительной и спокойной, мы едем в парах и разговариваем. Такая тренировка длится около пяти часов. Она поддерживает работу сердца, развивает деятельность кровеносной и мышечной систем. Всё это является фундаментом, и только потом мы начинаем подготовку к отдельным видам гонок.

Елена Чапленко: На каких дорогах проводят соревнования по шоссейному велоспорту?

Виктор Манаков: Мы едем по обычным проезжим дорогам. Просто на время соревнований перекрывают движение транспорта.

Елена Чапленко: Во время гонки Вы, в большей степени, ориентируетесь на время прохождения дистанции или на промежуточные места?

Виктор Манаков: Мы ставим задачи по прохождению дистанции за определённое количество секунд. Но твоё итоговое место всё равно будет зависеть не только от тебя, но и от того, как пройдут дистанцию другие спортсмены. Поэтому бывает так, что при одних и тех же секундах, в одной гонке ты выигрываешь, а в другой – занимаешь 4-5-е место.

Елена Чапленко: Где Вы тренируетесь в холодное время года?

Виктор Манаков: Всё зависит от периода подготовки. Зимой мы находимся в тёплых краях – на Кипре, в Турции – и спокойно ездим по дорогам. То есть снег мы можем не видеть весь календарный год.

Елена Чапленко: Какой у спортсмена должен быть пульс и уровень гемоглобина?

Виктор Манаков: Максимум 200 ударов в минуту – примерно у всех гонщиков на таком уровне. В состоянии покоя – 40-50 ударов. Лучше, чтобы уровень гемоглобина был выше: 160 грамм на литр – это хороший уровень гемоглобина, 170 – уже «слишком хороший», а 140 – большая проблема.

Елена Чапленко: В велосипедном спорте важно развивать мышцы рук?

Виктор Манаков: Всё зависит от специализации. Например, спринтеры развивают мышцы рук, для них это просто необходимо.

Елена Чапленко: Вы используете какие-либо датчики для контроля состояния организма?

Виктор Манаков: Я сплю с ночным пульсометром, чтобы контролировать восстановление своего организма. Ночью он записывает мой пульс, и потом по прибору со специальной программой можно оценить уровень стресса, включение сердца, ряд других показателей. Например, изменения могут произойти после перелёта, или если я переборщил с тренировкой.

Елена Чапленко: Что представляет собой разминка перед стартом?

Виктор Манаков: Мы разминаемся на станках, на месте крутим педали – выполняем работу, которая подготавливает наш организм к предстоящей гонке.  

Елена Чапленко: Тренировки должны быть ежедневными?

Виктор Манаков: Тренировки не обязательно должны быть ежедневными. В день отдыха никто не заставит меня выехать на тренировку, потому что я знаю, что этот день мне нужен для восстановления сил. А бывает наоборот, в день отдыха я понимаю, что мне надо проехать сколько-то километров, и я еду. Ежедневные тренировки могут негативно отразиться на психологическом состоянии спортсмена, и он просто «сломается». Усиленные тренировки, длительностью более четырёх часов, – это на выносливость. Работа должна строиться таким образом, чтобы организм тренировку «воспринял». Нельзя допускать «перетренировку». Необходимо найти и соблюдать грани своей собственной «идеальной подготовки».

Елена Чапленко: Имеет ли значение в велоспорте высота местоположения?  

Виктор Манаков: Конечно. Если, например, посмотреть на эфиопцев, то они быстро бегают, потому что родились на высоте 2000 метров. И в велоспорте то же самое. Есть такая маленькая страна Эритрея, – она расположена на высоте 2000 метров над уровнем моря, – в которой, в принципе, живёт не много людей, но всё равно эта страна имеет своё представительство в велоспорте.

Елена Чапленко: Изначально можно определить, к каким дистанциям склонен спортсмен?

Виктор Манаков: 100% можно разделить спортсменов на тех, кто склонен к видам на выносливость и более «взрывных» гонщиков, обладателям «спринтерских» мышц. И надо понимать, какие у конкретного спортсмена сильные и слабые стороны. Я, например, знаю, что «взрывная» составляющая – не моя сильная сторона. И если я буду слишком много работать над ней, то потеряю в выносливости. В итоге получится и не тот вид, и не другой. А этого допускать нельзя.

Елена Чапленко: Для Вас длина дистанции имеет первостепенное значение?

Виктор Манаков: В принципе, на шоссе не имеет значения длина дистанции, если ты правильно питаешься и у тебя свежая голова. Но, допустим, шесть часов ехать морально тяжело. Сложно ехать в группе первую часть дистанции, потому что все спортсмены очень плотно располагаются друг относительно друга, каждый лезет вперёд, и это довольно опасно. А ближе к концу гонки пелотон растягивается по дистанции, и ехать становится иногда даже проще. Что касается трека, то там дистанции стандартные и обычно преодолеваются не более, чем за полчаса.

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Виктора Манакова

за интересную беседу

Фотографии - из личного архива Виктора Манакова