Премьера! «Великолепный рогоносец».

Театр имени Моссовета, режиссёр Нина Чусова


         Задуманное Фернаном Кроммелинком как комедия чувств, произведение «Великолепный рогоносец» представлено на сцене в ракурсе трагифарса. И, если на страницах пьесы богатое художественное воображение главного героя Бруно приводит к помутнению рассудка его одного, то в сценической версии оно вводит в безумные ипостаси сознания каждого персонажа.

Главный вопрос, который встаёт перед зрителем или читателем, – действительно ли хороша та фраза, что так часто можно услышать от влюблённых – «безумная любовь». И именно ли любовь привела благополучно сосуществующих людей к абсурдному восприятию действительности.

 Отличительной чертой Бруно является его умение сочинять, причём он может сочинить всё – от вдохновенных стихов о любви до официального послания бургомистра. За этим к нему приходит большинство жителей деревни, щедро оплачивая его труд.

Малейшее отклонение от здравого смысла обыгрывается комедийными актёрскими приёмами, но это лишь в первом акте спектакля, во втором, напротив, любая деталь возводится в статус гротеска.

Запоминающаяся сцена, представленная тремя актёрами – Павлом Деревянко (Бруно), Дмитрием Подадаевым (бургомистр) и Марком Вдовиным (погонщик). Бургомистр под диктовку Бруно записывает полное хитросплетений распоряжение, позволяющее бургомистру и его «аппарату» присваивать плоды народного хозяйства. Речь, предназначенную для бургомистра, Бруно прерывает восторженными описаниями внешних достоинств своей жены Стеллы. Но бургомистр равнодушен. Он будет равнодушен и потом, когда красота Стеллы и безумие Бруно ввергнет обитателей деревни в кромешный хаос. Образ бургомистра – это единственная линия, связывающая абсурдный мир с реальным.

После появления на сцене погонщика актёры продолжают вести спектакль в комедийном ключе. Погонщик просит Бруно – разумеется, за деньги – сочинить красивое признание в любви для его, Бруно, жены Стеллы! Погонщик, впрочем, как и многие другие жители деревни, безнадежно в неё влюблён. Однако Стелла явно даёт понять, что никто кроме мужа интереса у неё не вызывает.

Ситуация меняется кардинальным образом, когда в их доме появляется друг детства Петрюс (Нил Кропалов). Этот персонаж становится своего рода катализатором постепенного перехода Бруно из состояния уравновешенности в «пульсирующее» сумасшествие. Бруно в своём репертуаре – он с упоением восхваляет грацию и линии изгибов своей жены, он просит продемонстрировать их Петрюсу.

       Капитан корабля Петрюс так долго не был в деревне, что может просто не знать о существовании неземной красоты, воплощённой в Стелле. Поэтому Бруно ставит свою жену на стол и призывает Петрюса вместе с ним насладиться увиденным. Но в какой-то момент Бруно охватывает доселе неизвестное ему чувство ревности, и он наотмашь ударяет Петрюса по лицу.

Далее следует выразительный монолог в исполнении Павла Деревянко. Внезапно заподозрив Стеллу в измене, он рисует в своём воображении страшные картины её неверности. Интересная находка режиссёра отображать движение мысли одержимого человека графически, – изогнутые линии, несуществующие ходы, по которым «любовники» пробирались друг к другу и бредовые идеи с последующими псевдо-логичными подтверждениями. Здесь же появляется загадочный персонаж Эстрюго (Леонид Фомин), который на протяжении всего действа «подбрасывает» Бруно пищу для размышления, причём ложную и явную попеременно.

Последней озвученной мыслью в жанре комедии стало то, что Бруно потребовал от своей жены сделать его рогоносцем. На этом комедия завершилась и начался фарс.

Толпы любовников, скандалы, вульгарные туалеты, и всё то, что не до́лжно видеть зрителю, не приемлющему фарса на академической сцене. Ещё одна интересная находка режиссёра – во втором акте Бруно – пусть и облачённый в вызывающие одежды – сидит в инвалидном кресле. Можно предположить, что тем самым подчёркнута неизлечимая болезнь его сознания.

В завершении действа погонщик спасает свою возлюбленную, Стеллу, от неминуемой гибели. В пьесе Фернана Кроммелинка они вдвоём бегут из деревни. Спектакль, в свою очередь, имеет открытый финал…

Пьеса «Великолепный рогоносец» (существуют синонимичные названия) написана бельгийским драматургом Фернаном Кроммелинком в 1921 году, в эпоху символизма и театральной биомеханики. Вначале в Париже, других европейских городах, а затем и в Москве пьеса «Великолепный рогоносец» была поставлена в духе современных веяний. Режиссёром московской редакции стал Всеволод Мейерхольд. Аскетизм в декорациях, предложенный Мейерхольдом, взят за основу во многих постановках по произведению Фернана Кроммелинка. Не стал исключением и спектакль «Великолепный рогоносец», который можно увидеть на сцене Театра имени Моссовета в настоящее время.

Елена Чапленко

Фото - Галины Бусаровой