Стихи М. Волошина «Матрос» отпечатали в правительственных листовках

на обоих враждующих фронтах


Максимилиан Александрович Волошин – необыкновенно яркая фигура русской литературы начала ХХ века. Человек щедро одарённый и широко образованный, он известен как большой поэт, вдумчивый критик, самобытный художник, интересный переводчик.

Кроме всех этих достоинств Волошин обладал даром притягивать к себе самых разных людей, быть душой компании, создавать вокруг себя мир, исполненный «любви и братства». Неистощимый выдумщик и мистификатор, он верил, что человек от рождения гений, что в нём заложена энергия солнца.

Максимилиан Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве. Его отец – А.М. Кириенко-Волошин был членом киевской палаты уголовного и гражданского суда. Через год после рождения сына он получил назначение в Таганрог. Однако, семейная жизнь родителей не сложилась и в 1879 году мать поэта Елена Оттобальдовна переезжает с сыном в Севастополь. С тех пор мать и сын всегда вместе; близкие друзья называли Е.О. Волошину – Пра, отмечая её «яркий, оригинальный» склад ума.

В 1883 году Елена Оттобальдовна с сыном переезжают в Москву, где Макс поступает в частную гимназию Л.И. Поливанова, а затем (1888) переходит в 1-ю московскую казённую гимназию. Об этом периоде своей жизни Волошин позднее пишет: «Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии. Молюсь о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом». Очевидно эти молитвы были услышаны – в 1893 году Елена Оттобальдовна приобретает недорогой участок в Крыму – в Коктебеле близ Феодосии. Волошин переводится в Феодосийскую гимназию, после окончания коей поступает на юридический факультет Московского университета. Юношеские оппозиционные взгляды Волошина скоро становятся предметом пристального внимания властей, и он попадает под надзор полиции. Когда началась Всероссийская студенческая забастовка, «за отрицательное миросозерцание» и «склонность ко всякого рода агитациям» Волошин был исключён из университета на год и выслан в Феодосию со свидетельством о неблагонадёжности. В 1900 году – восстановление в университете, но снова студенческие движения и снова неприятности с полицией.

Решив не дожидаться дальнейших репрессий, Волошин осенью 1900 года устраивается в партию по изысканию трассы Оренбург-Ташкентской железной дороги. В своей «Автобиографии» Волошин так описывает это время: «1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и «Три разговора» Вл. Соловьёва. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно и произвести переоценку культурных ценностей».

«Решив не возвращаться в университет, Волошин посвящает следующие несколько лет жизни самообразованию, он уезжает на запад учиться художественной форме – у Франции, чувству красок – у Парижа, логике – у готических соборов, средневековой латыни – у Гастона Париса́, строю мысли – у Бергсона, скептицизму – у Анатоля Франса, прозе – у Флобера, стиху – у Готье и Эредиа…»

«В эти годы – вспоминает поэт – я только впитывающая губка, я весь – глаза, весь – уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Балеары, Корсика, Сардиния, Андорра… Лувр, Прадо, Ватикан, Уффици… Национальная библиотека. Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша». В 1900 году в журнале «Русская мысль» была опубликована первая критическая статья М. Волошина, к этому же времени относятся его первые стихотворения: «В вагоне», «Венеция», «Акрополь», «Кастаньеты». Они вошли в ставший впоследствии знаменитым цикл стихов о Париже, «любовь и восхищение, которые поэт пронёс через всю свою жизнь.

В дождь Париж расцветает,

Точно серая роза…

Шелестит, опьяняет

Влажной лаской наркоза.

***

А по окнам танцуя

Всё быстрее, быстрее,

И смеясь и ликуя,

Вьются серые феи…

И на груды сокровищ,

Разлитых по камням,

Смотрят морды чудовищ

С высоты Notre-Dame

В 1903 году поэт ненадолго возвращается в Россию, где завязывает знакомства в литературно-художественных кругах Петербурга и Москвы. Встречается с А. Блоком, А. Белым, В. Брюсовым, А. Бенуа, С. Дягилевым. А. Белый скажет о Волошине тех лет: «В Москве был москвич, парижанин в Париже», отмечая его способность «мягко, с достоинством сглаживать противоречия». «Везде выступая, - вспоминает А. Белый, - он точно учил всех утончённым стилем своей полемики, полный готовности – выслушать, впитать, вобрать, переварить; и потом уже дать резолюцию…» Стихи, обзоры парижских Салонов, рецензии на новые книги, отклики на театральные постановки, посылаемые Волошиным в журналы «Весы» и «Новый путь», альманах «Северные цветы» и газету «Русь», постоянно публикуются. Семилетие с 1898 года по 1905 год в «Автобиографии» фигурируют как «Годы Странствий».

За несколько предвоенных лет Волошин издаёт несколько своих книг, сборник статей «Лики творчества» (1913), перевод книги П. де Сен-Виктора «Боги и люди» (1913), перевод рассказов Анри де Ренье «Маркиз д’Амеркер (1914). Написаны стихи: «Сонеты о Коктебеле», «Отроком строгим…», «То в виде девочки, то в образе старушки», «Твоей тоской душа томима…», венок сонетов «Lunaria», «Майе» и другие.

Кроме того, Волошин постоянно занимается живописью, общается с художниками, выступает на различных диспутах и вечерах поэзии; всё это между Коктебелем, Парижем и Москвой.

Перед самой войной Волошин уезжает в Дорнах (Швейцария) на строительство антропософского храма Гетеанум. Рубит барельефы, работает над эскизом сценического занавеса, встречается с А. Белым, М. Сабашниковой и с самим Рудольфом Штейнером (основоположником антропософии, которой тогда увлекался Волошин). В Дорнахе Волошин пробыл до января 1915 года, потом до весны 1916 – Париж.

В феврале 1916 года в Москве выходит вторая книга стихов Максимилиана Волошина: «Anno Mundi Ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915», где автор впервые предстаёт перед читателями как убеждённый и вполне сформировавшийся пацифист. Главная тема сборника – война и трагедия Европы, «как тёмный бушующий хаос, разорвавший покровы современного сознания».

Весной 1916 года Волошин вернулся в Россию, а осенью был призван в армию как ратник ополчения 2-го разряда. Отказ от воинской службы, посланный на имя военного министра, выражал жизненное кредо поэта. Он пишет: «Я отказываюсь быть солдатом, как европеец, как художник, как поэт: как европеец, несущий в себе сознание единства и неразделимости христианской культуры, я не могу принять участие в братоубийственной и междоусобной войне, каковы бы ни были её причины. Ответственен не тот, то начинает, а тот, кто продолжает. Наивным же формулам, что это война за уничтожение войны, я не верю.

Как художник, работа которого есть созидание форм, я не могу принять участие в деле разрушения форм – и в том числе самой совершенной – храма человеческого тела.

Как поэт, я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг – понимание.

Тот, кто убеждён, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побеждённым, чем победителем, так как поражение на физическом плане есть победа на духовном, не может быть солдатом».

И хотя, освобождён от службы он был из-за повреждённой при падении на велосипеде (в 1910 году) руки, это письмо написано человеком большого, опережающего своё время, гражданского мужества и целостности убеждений.

«Вернувшись весной 1917 года в Крым, - пишет М. Волошин в автобиографии (1925), - я уже больше никогда не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую, и все волны гражданской войны и смены правительств проходят над моей головой».

В 1918 году выходит третий сборник избранных стихов поэта «Иверни». А в следующем (1919) году в Харькове был издан сборник «Демоны глухонемые» - «книга о революции», как называл её сам автор.

Период своей жизни с 1919 года по 1926 год сам Волошин определяет как «Семилетье: Революция». В своей «Автобиографии» поэт ясно определяет своё отношение к событиям происходящим вокруг него: «Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чём не разочаровали: я их ожидал давно и в формах ещё более жестоких… 19-ый год толкнул меня к общественной деятельности в единственной форме, возможной при моём отрицательном отношении ко всякой политики и ко всякой государственности, утвердившимся и обосновавшимся за эти годы, - к борьбе с террором, независимо от его окраски… (стихотворение «Потомкам»).

В 1923 году я закончил книгу «Неопалимая купина». С 1922 года пишу книгу «Путями Каина» - переоценка материальной и социальной культуры. В 1924 году написана поэма «Россия».

В эти годы я много работал акварелью, принимал участие на выставках «Мира искусства» и «Жар-цвет». Акварели мои приобретались Третьяковской галереей и многими провинциальными музеями… Свой дом я превратил в приют для писателей и художников».

Об отношении Волошина к революции Марина Цветаева, хорошо знавшая поэта, писала: «… он спасал красных от белых и белых от красных, вернее красного от белых и белого от красных, то есть человека от своры, одного от всех, побеждённого от победителей. Знаю ещё, что его стихи «Матрос» ходили в правительственных листовках на обоих фронтах, из чего вывод, что матрос его был не красный матрос и не белый матрос, а морской матрос, черноморский матрос».

Человек гуманистических убеждений, Волошин не может принять и оправдать насилие, обесценивание жизни и унижение личности человека. Все его стихи этих лет пронизаны болью и отчаянием («Красная пасха», «Террор», «Бойня» и др.).

Отчего под вечер пустеет город?

Для кого солдаты оцепляют путь?

Зачем с таким лязгом распахиваются ворота?

Сегодня сколько? Полтораста? Сто?

(«Бойня» (отрывок), Феодосия, декабрь 1920).

Весной 1922 года Волошин начинает работу над циклом философских поэм «Путями Каина».

Логическим продолжением событий стала публикация статьи «Контрреволюция в стихах М. Волошина» (журнал «На посту», 1923).

Молодой Советской республике такие поэты были не нужны и с конца 20-х годов творчество Максимилиана Волошина было взято под негласный запрет.

Однако М.А. Волошин продолжает жить и работать в Коктебеле. Пишет поэму «Россия» (1924), стихотворения «Дом поэта» (1926), «Четверть века» (1927), «Владимирская богоматерь» (1929) и др., занимается живописью, работает над «Жизнеописанием». 

Лекция «Серебряный век», МГИК, 2001 год,

по материалам писателя

Александра Исаевича Мандельштама