Сергей и Виктория Афонские. «Осмысление» неоднозначного


Выставочный центр Московского отделения Союза художников России на улице Беговой особенно удобен для проведения выставок современных художников благодаря наличию просторных помещений с высокими потолками и хорошему освещению, а также – наличию специальной галереи, с которой на масштабные полотна можно смотреть не снизу вверх, а почти на уровне наших глаз.

Именно с такой галереи мне удалось обнаружить удивительное свечение огромного полотна «Рождество» Виктории Афонской, которое сложно «прочесть», глядя на него снизу. Тем более, что тема большинства работ, представленных на январский выставке, связана с осмыслением Библейских событий, биографий личностей христианских святых. В этом контексте воспринимаются и многочисленные пейзажи, графические работы и натюрморты известных московских художников Виктории и Сергея Афонских, представленных на выставке «Осмысление» с 16 по 31 января 2020 года.

Виктория и Сергей активно работают творчески. Не меньшее значение в своей жизни придают педагогике. Такой синтез базируется на глубоком психологическом осмыслении религиозно-исторического материала, что наполняет их жизнь и творчество масштабным обобщением, многоуровневым содержанием, а творческие работы – сложным сочетанием тщательно продуманных, а то и неожиданных визуальных эффектов.

Нечасто встречается столь долгая верность художника единой теме творчества. Наши герои, чувствуя её универсальность, пять лет тому назад открыли проект «Жизнь через искусство: за духовность новой России», в русле которого проводят ежегодно две тематические выставки: «Осмысление» – уже шестая.

В процессе проведения выставок проекта художники-педагоги регулярно проводят творческие встречи с любителями изобразительного искусства и мастер-классы, обучающие тонкостям мастерства. В динамичной философской атмосфере выставки ученики быстрее и легче осваивают творческие задания, обретают вдохновение и профессиональную перспективу.

Разумеется, восприятие работ учителей, выполненных в разном жанре и технике, наглядное изучение образных и технических приёмов открывают новые собственные возможности студентам, да и зрителям, просто любящим изобразительное искусство.

В ожидании посетителей пройдёмся по выставке, поговорим с Викторией и Сергеем Афонскими о жизни через искусство…

Ирина Борисова

***

Ирина Борисова: Сергей Александрович, как развивается ваш проект?

Сергей Афонский: Мы указываем, что выставка проходит в рамках проекта. Во время её работы проводим творческие встречи и мастер-классы со школьниками, студентами, взрослыми любителями. Рассказываем о своём творчестве, о пути художника. О том, как мы работаем. Думаю, что это приносит пользу многим, имеет положительный эффект.

Ирина Борисова: Какие возможности открывает проект его участникам?

Сергей Афонский: Мастер-классы могут познакомить с азами изобразительного творчества, но не могут научить. Ко мне на мастер-класс приходили неуверенные в себе абитуриенты, которые потом успешно сдавали экзамен в вуз, по этой специальности. Студенты Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, которые у меня учатся, с интересом приходят на выставку, разумеется, только по собственному желанию работают на мастер-классах – это даёт им дополнительную практику, как бы погружает в профессию. Забавная ассоциация возникла: несколько веков назад художники так и учились, живя и работая в мастерской профессионала, выполняя всё более сложные задания мастера. Я преподаю будущим дизайнерам и уверен, что без широкого профессионального кругозора в нашем деле трудно состояться. Исключительно важно умение наблюдать явления жизни и каждый раз заново облекать свои наблюдения в художественную форму. А чтобы не повторять то, что уже сделано за века, необходимо знать историю и теорию искусства, быть и критиком, особенно  хорошим  мастером  и даже отчасти артистом!

Удивительно, как студенты в процессе обучения обнаруживают художественные дарования, развивают их. Пусть, не все так расцветают, но всё же творческая работа обогащает личность.

Ирина Борисова: Виктория Николаевна, менялись ли места экспозиции выставок проекта в течение прошедших почти шести лет?

Виктория Афонская: Первая выставка была открыта в Выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту, 20, несколько раз мы проводили выставки в Выставочном зале «Тушино», в ЦДРИ, в зале МСХ в Старосадском переулке. Однажды коллекционер заметил наши работы на выставке в Тушино. Видимо, возникло какое-то душевное созвучие, и посетитель привёл внука, а потом и остальных членов семьи на нашу выставку, они стали приходить к нам в другие выставочные залы. Вот уже в третий раз проводим выставку и мастер-классы в Выставочном центре на Беговой. Этот зал необычен тем, что здесь можно показать работы любого размера, благодаря разной высоте стен: к небольшим подойти поближе, отойти на удобное расстояние от крупных объектов, подняться на галерею и охватить взглядом основную часть экспозиции.

Ирина Борисова: Сергей Александрович, за те пять лет, которые существует этот социальный образовательно-творческий проект, вероятно, вы изменились тоже?

Сергей Афонский: Да, вероятно. Осмысление творческого и жизненного опыта, профессиональные и педагогические навыки синтезируются и «провоцируют» качественные изменения. К этой выставке мы готовили новые работы, которые до сих пор не выставлялись. Среди них есть разного рода графические листы: линогравюры, гуаши, рисунки карандашом, углем и сангиной. Но главным в нашем творчестве остаётся художественное осмысление Евангельских текстов, христианской истории. Среди полотен этой выставки есть такие, которые были начаты ещё в студенчестве, а закончены совсем недавно. Именно в них ощущается процесс нашего с Викторией взросления, личностного и художественного. Религиозная тема стала близкой нам обоим с момента создания нашей семьи. Ну, а эти работы, начатые много лет тому назад, сегодня требуют иного отношения, более высокой духовной концентрации. Это и по технике живописи видно: она стала более темпераментной, говорят, похожа на монументальную мозаику – выполняется часто мастихином, плотными мазками. Не только проект – жизнь потребовала от нас изменений! Время сжимается, навыки концентрируются, позволяют работать быстрее и точнее – некогда переделывать! А на пленэре природа, натура подсказывают, что делать, чувствуешь тоньше – опыт сказывается.

Ирина Борисова: Виктория Николаевна, а Вы чувствуете влияние проекта в своей работе?

Виктория Афонская: Даю задание детям, и себе натюрморт ставлю – приходится уплотнять время и постоянно находиться в творческом состоянии… а оно отвечает взаимностью. Бывает, что перестаю задумываться о правилах, доверяю чутью, «наитию». Большое значение для меня имеет работа на пленэре. На даче я посадила много цветов, рисую их разными художественными материалами, часто они становятся частью большой картины. Новая серия «Рай» создана на основе пленэрных пейзажей и изображений дачных цветов. Стараюсь создать разные образы цветов, передать их характер, динамику. Работа в мастерской чередуется с пленэром, природа помогает по-новому выстраивать композицию, ритмы и цветовые пятна. Перечитывала Иоанна Кронштадтского. Его спрашивают: «Как Вы выдерживаете круглосуточный режим работы?» А он отвечает: «Это привычка…» И я поняла, что мы с Сергеем выдерживаем эти огромные нагрузки, потому что привыкли много работать, постоянно ставим себе новые задачи. Уверена, что без такого напряжения развития не происходит. Эту мысль я и с учениками проверяла – подтверждается.

Ирина Борисова: При такой интенсивности творческой жизни у вас всегда будут новые впечатления и глубокое осмысление вечных истин. Удачи вам и светлой перспективы!

Фотографии - из личного архива Сергея и Виктории Афонских



Экспозиция



Мастер-класс Сергея Афонского



Мастер-класс Виктории Афонской