Лиризм и камерность Ханса Тома


Ханс Тома (1839-1924) – немецкий живописец и график – родился в Шварцвальде в местечке Бернау (горная местность на территории современной Западной Германии). Он вырос в бедной мелкобуржуазной семье. В юности Ханс Тома был подмастерьем маляра, обучался в литографской мастерской в Базеле. Кроме того, он расписывал деревянные циферблаты часов. Эта старая традиция домашнего ремесла сыграла определенную роль в становлении художника.

В 1859 году Ханс Тома поступил в художественное училище в Карлсруэ. Здесь он прожил до 1866 года, посещая занятия в Академии и изучая искусство дюреровской эпохи. Его первые работы вызвали неодобрительную оценку критики и публики. Кроме того, он тщетно дожидался места учителя рисования в Базеле. Все это заставило его переехать в Дюссельдорф, где молодой художник надеялся найти единомышленников. Но здесь его ожидало разочарование. Он понял, что историческая живопись, надуманная и помпезная, не для него. Следование природе Тома считал основой современного реалистического метода. В этот ранний период своего творчества художник создал ряд красивых по цвету пейзажей («Крестьянский мальчик в лесу», «Ручей с кустами и травами»).

В апреле 1868 года состоялась поездка Ханса Тома в Париж. Знакомство с живописью барбизонцев, Коро и Милле оказало на его творчество большое влияние. Но особенно сильное впечатление на него произвела живопись Курбе. «Этот француз – великан среди нас всех, - писал Тома, - ...его похороны (имеются в виду «Похороны в Орнане») должны бы висеть в Лувре». Эти слова оказались пророческими. «Похороны в Орнане» действительно сейчас находятся в Лувре. Курбе, по собственному признанию Ханса Тома, помог ему понять, что он находится на правильном пути. Правда, в его картинах не было мощи Курбе.

Сразу после возвращения из Парижа, под сильным впечатлением от французского искусства. Тома написал картину «Девушка, шьющая у открытого окна», наполненную тишиной и поэзией. Состояние покоя пронизывает картину. Спокойные формы, большие плоскости цвета, ясная уравновешенная композиция подчеркивают это состояние.

Постепенно к Хансу Тома приходит успех. Но его живопись нравилась далеко не всем. Он любил и умел передать тонкое настроение пейзажа, портрета, противопоставляя лиризм и камерность своего искусства жанровой живописи, господствующей в середине XIX века в Германии. Поэтому скромные картины Тома не находили одобрения в это время. Ему даже хотели запретить выставляться в Карлсруэ.

В 1870 году художник переехал в Мюнхен. Его картины и тут вызывали споры. Признание, на которое Тома рассчитывал так же, как и в Дюссельдорфе и Карлсруэ, он не получил и здесь. Но молодые художники – поклонники Курбе – были за него. Эти молодые, группировавшиеся вокруг популярного в то время художника Вильгельма Лейбля, носители «заразы Курбе» (по выражению одного критика), с интересом встретили Ханса Тома. Их привлекало не то, что он изображал, а то, как он это делал. «Я – врожденный реалист, я никогда ничего другого не хотел писать, кроме того, что я сам видел...» - говорил художник. В течение трех лет, которые он прожил в Мюнхене, Ханс Тома создал ряд интересных работ («Дерущиеся мальчики», «Брат и сестра»). Типичная его картина этого периода – «Детский хоровод» 1872 года. Художник пишет танцующих крестьянских детей в весеннем пейзаже на фоне баварских Альп. Противопоставляя себя индустриализации, проникающей постепенно во все сферы жизни, Ханс Тома идеализировал крестьян, видя в них носителей традиционных добродетелей, религиозной морали. Под влиянием Арнольда Бёклина, с которым он сошелся в Мюнхене, Ханс Тома создавал аллегорические и символические полотна.

Работая в духе новой романтики, он иногда прямо воспринимал, заимствовал у Бёклина идеи и композиции. В его картинах появились сюжеты, любимые художниками круга Бёклина, написанные в морализирующем ключе. В 1875 году Тома написал «Автопортрет с Амуром и Смертью», прямо связанный с аналогичной картиной Арнольда Бёклина 1872 года, написанной в Мюнхене. С этим автопортретом Ханса Тома связана романтическая история его знакомства и любви к восемнадцатилетней Целле Бартенедер, через два года ставшей его женой. Художнику в это время было 36 лет.

В 1877 году художник с семьей переселился во Франкфурт-на-Майне, где он прожил двадцать счастливых лет в кругу друзей и понимающих заказчиков. Он много работал в эти годы, в частности в области печатной графики. К сожалению, отличающиеся высоким мастерством литографии и офорты, в которых художник опирался на искусство эпохи Дюрера, мало изучены.

Картина «Садовница» была написана в 1881 году во время поездки художника в Италию. В образе садовницы Ханс Тома изобразил Целлу. В ее фигуре и в пейзаже, на фоне которого она изображена, ясно чувствуются намеки на искусство Ренессанса. Под влиянием Рихарда Вагнера Тома часто обращался к теме музыки, рисуя аллегорические и мифологические картины (хороводы ангелов, музицирующие ангелы).

Постепенно, когда в моду начали входить национальные сюжеты, известность Ханса Тома стала расти. В нем критика видела немецкого по духу художника. Выставка Тома в Мюнхене в 1890 году показала, что он является самым популярным художником в Германии. В это время окруженный почитателями художник много работает, пишет портреты, натюрморты, фигурные композиции. Но главной темой его творчества все же остается пейзаж. Рисуя по поручению английского мецената Чарлза Миноприо виды Италии, Тома никогда не забывал родной Шварцвальд, который все же был его любимой и неисчерпаемой темой. «Дождливый день в Шварцвальде» 1882 года, одна из таких картин, дышит покоем и гармонией.

В конце 90-х годов стиль Ханса Тома значительно изменился. Он пишет почти без цвета. Это – живопись монохромная (в отличие от своеобразного интенсивного цвета ранних работ), тонкая, прозрачная, почти акварельная. Упрощается техника, роль линии, рисунка, просвечивающего сквозь тонкий слой краски, увеличивается. Таков пейзаж «Холм у Бернау», дышащий миром и тишиной. Еще раз художник пишет любимый пейзаж, мир, в котором он хотел бы жить всегда. Пейзажи – это лучшее, что оставил после себя Ханс Тома. Это скромные и теплые изображения природы и людей в природе.

В 1899 году Тома был приглашен в Карлсруэ в качестве директора картинной галереи и профессора художественного училища. Здесь он прожил до самой смерти, расписывая стены частных домов, вилл, а также стены открытого в 1908 году музея его имени.

В какой-то степени критика не ошибалась, считая Ханса Тома типично немецким художником. Истоки его искусства лежат в южнонемецкой поздней романтике, затем он, минуя импрессионизм, обратился к искусству Бёклина. А в конце творческого пути подошел вплотную к искусству «югенд-стиля» с его линеарной стилизацией. Сам Ханс Тома считал себя последовательным реалистом и к этому искренне стремился. «Я хотел обойтись без всякой системы, я хотел быть верным зеркалом природы», - писал художник в последние годы жизни. Ханс Тома умер 7 ноября 1924 года в Карлсруэ.

Е. Либман 

На фото представлена работа Ханса Тома "Детский хоровод"