Время остановило свое течение… Гюнтер Рейндорф


Мир графики Гюнтера Рейндорфа привлекает своей цельностью и оригинальностью. Художник поэтического склада, Рейндорф мыслит художественными обобщениями. Оставаясь верным натуре, удивляя виртуозной отделкой мельчайших деталей, он стремится в своих работах к символической образности. Поэтика его графики – в органическом сплаве, казалось бы, противоположных начал – аналитическая штудия натуры способствует выявлению декоративной красоты изображения, иллюзорная «натуральность» предметного мира усиливает тяготение к гротеску и фантазии, обстоятельность повествования сочетается с лаконичностью намека. Камерная тональность может ощущаться в эпических по масштабу пейзажах южной Эстонии середины 50-х годов, тогда как камерные мотивы могут быть буквально пронизаны драматизмом и тревогой – примером служит одна из лучших работ военного времени «Порыв ветра» (1943).

Последовательное развитие этих принципов можно наблюдать на протяжении всей, почти семидесятилетней творческой деятельности мастера, хотя теперь судить о раннем периоде (до 1944 года) трудно, поскольку пожар в годы войны уничтожил мастерскую Рейндорфа, в которой погибли практически все работы, архив и библиотека художника.

Гюнтер Рейндорф родился в Петербурге. Получил художественное образование в Училище Штиглица, педагогическую практику которого отличала прикладная направленность. Здесь формируются творческие установки художника, определяется интерес к пейзажу, который в его творчестве впоследствии занял центральное место. В качестве стипендиата Училища в 1913-1914 годах Рейндорф совершенствуется в Париже и Испании, работа в «Экспедиции заготовления государственных бумаг» в Петрограде и в Москве в Гознаке оттачивает техническое мастерство графика.

С 1920 года Рейндорф – в Эстонии. Он преподает в Таллинском художественно-промышленном училище, работает консультантом Государственной типографии, увлекается техническим экспериментированием, принимает участие в оформлении празднеств, но пейзажная графика в его творчестве остается доминирующей. В эти годы Рейндорфом выполнены большие серии, посвященные острову Пакри (1921), южной Эстонии (1922), старому Таллину (1923-1924), северному побережью и южной Эстонии (1925), островам Суурсари и Тютарсаар (1926). С жанром пейзажа связаны интересы художника и в 30-е годы – он много работает на побережье Эстонии и в окрестностях Таллина.

Эмоциональный диапазон работ этого времени достаточно широк, но мастера больше привлекают сюжеты трагического плана. Ощущение драматизма бытия проявляется в излюбленных мотивах художника – узловатых соснах, выстоявших или поверженных, рыбообразных корпусах лодок, готовых противостоять натиску моря, диковинных пнях. В пластической форме открывается зрителю смысл материального мира, утверждается торжество жизненной энергии вечно обновляющейся природы.

Годы фашистской оккупации Рейндорф проводит в рыбацкой деревушке Хаапсе, посвятив себя станковой графике. Графическая экспрессия гравюр «Вечер на острове Вормси» (1943), «Вечерний пейзаж» (1944) порождает чувство тревоги и подавленности, передает душевное состояние мастера.

В послевоенное время в творчестве Рейндорфа рубежным этапом становится серия об Армении, выполненная в 1946 году.

Создавая обобщенный образ природы Армении, мастер ищет верные соотношения части и целого. Перспектива открывает лик древней земли. Складки земной коры узнаются в контрастах светлого и темного, в тщательно проработанных или едва намеченных деталях проступают кристаллические объемы храмов, обозначаются долины – такой предстает Армения в работах «Горы близ деревни Бжни», «Развалины часовни», «Долина реки Сап».

Опыт поездки в Закавказье осмыслен в графической серии 1947 года. В листах этого цикла, «сочиненных» по натурным эскизам, ощутимо тяготение к обобщению и символике. Отдельные мотивы слагаются в «мифологические» пейзажи побережья, являя символические образы природы Севера. Пафосом природной мощи и силы проникнут рисунок «На побережье». Декоративная красота, богатство композиционных приемов – низкий горизонт, приближенная точка зрения – усиливают эмоциональную насыщенность серии.

На рубеже 40-50-х годов художник много сил отдает книжной иллюстрации («Мертвые души» Н.Гоголя, «Следы на песке» И.Семпера, «Рассказы о Даугаве» Ю.Ванага), которой начал заниматься в 1941 году. Наиболее значительны иллюстрации к «Сказкам» А.Пушкина (1949) и «Старинным эстонским народным сказаниям» Фр.Крейцвальда (1945-1951). Озорство и лукавство «Сказок» не вполне отвечали наглядной манере мастера, несравненно оригинальнее его рисунки к «Сказаниям» Крейцвальда. Пространства, населенные фантастическими существами, гротеск пропорций и разномасштабных сочетаний и в то же время максимальная достоверность формы поражают сказочной атмосферой.

Зрелость стиля художника с особой силой раскрывается в работах второй половины 50-60-х годов. По мотивам Рыуге (южная Эстония, 1955-1956) и острова Сааремаа (1958-1959) им выполнены серии, составляющие пейзажную поэму Эстонии. Хранимые в памяти впечатления синтезируются художником в обобщенные картины родной земли – «Стелется ночь», «Жаркие дни августа», «Вечер над озером», - конкретные и символические одновременно. Рейндорф стремится к полной досказанности, однако повествовательность изображения и завершенность каждого элемента не разрушают цельность композиции. Осязательность форм достигается изощренным владением карандашной техникой.

Светлое, безмятежное чувство, окрашивающее панорамы «Вечер над озером» и «Жаркие дни августа», сменяется романтической патетикой «Финляндии Сибелиуса» (1962) – название, как нельзя точно характеризующее замысел автора. Эпическая панорама изобразительно воплощает взволнованный строй музыки. Динамика освещения – акценты темных и светлых плоскостей, намечающие пространственные планы, - является камертоном настроения, организует композицию.

Мудростью жизни проникнута одна из последних работ мастера «Морские просторы. Воспоминание об острове Муху» (1974). С высокого берега, нисходящего кристаллическими уступами, открывается вид на границу суши и моря. Узкая полоска неба смыкается с зеркалом вод, в которых четко отражаются белые клубящиеся облака; маленький хутор прилепился к серпу косы, лодки вытянуты на берег. Время остановило свое течение, запечатлев рукою художника образ Бытия.

А. Самойлов

На фотографии представлена работа Гюнтера Рейндорфа