Уолтер Патер. Заложивший фундамент английской науки


Английская искусствоведческая наука имеет свои традиции, определившие её отличие от других школ европейского искусствознания. Она обязана критике XIX века утончённо-поэтическим восприятием искусства, любовью к литературной форме изложения. Литература в Англии вообще превалировала над другими видами искусства. Поэтому художественная критика соприкасалась с литературным творчеством, с писательством. Порой трудно было отделить одно от другого. В этом отношении фигура Уолтера Патера – писателя и критика, одного из тех, кто заложил фундамент английской науки, более чем характерна.

Самая известная книга Патера – «Очерки по искусству Ренессанса» (1873). Написанная в эссеистической манере изящным и образным языком, она отличалась необычностью взглядов, новизной оценок творчества старых итальянских мастеров и открыла новые грани в восприятии искусства Возрождения. «Очерки» Патера оказали тогда огромное воздействие на многих молодых учёных, изучавших искусство Италии. Среди них был и Бернард Бернсон, ставший впоследствии известнейшим знатоком итальянской живописи.

Появление «Очерков» Уолтера Патера было для английской культуры явлением закономерным. Ещё в 1848 году возникло общество прерафаэлитов, поставившее себе целью «совершить революцию в искусстве и поэзии». Сред многих заслуг этого общества – открытие тогда неизвестных или забытых художников итальянского кватроченто, подлинная оценка творчества Пьеро делла Франчески и Паоло Учелло. Патер продолжает эту линию. В своей статье 1870 года о Боттичелли он пишет о мастере как о малоизвестном живописце и пытается как можно глубже раскрыть суть его творчества и воздать должное его таланту. Конечно, современному читателю оценки Патера кажутся устаревшими, но в своё время они сыграли колоссальную роль в освоении художественного наследия Боттичелли.

Другая знаменитая книга Уолтера Патера – «Воображаемые портреты», состоящая из ряда очерков, написанных в разное время и на самые разные темы. На первый взгляд, объединённые случайно, они дают яркую и всеобъемлющую картину мировоззрения их автора. Обращаясь к разным эпохам, Патер ищет в них то, что созвучно его собственным интересам – общечеловеческие основы творчества. «Всё, что когда-либо волновало людей, не может совсем и навсегда умереть, - язык, на котором они говорили, оракул, перед которым смолкали их голоса, сны, которые посещали их воображение, - всё, о чём они некогда страстно мечтали, чему посвящали свои дни и пламень своих душ».

Такая позиция открывала пути не только для эстетического и эмоционального восприятия разных эпох, но и для их исторического понимания. Но Патер оставался писателем, так как его рассказы при всём своём историзме и фактологической точности были плодом воображения.

Один из самых интересных «портретов» в книге – «Ватто». Как свидетельствует его подзаголовок – «Отрывки из старого французского дневника», - он написал в форме дневниковых записей молодой девушки, сестры ученика Ватто – Жана Батиста Патера (сестру и брата автор считал своими предками). В живой ткани этого рассказа соединились и биография известного французского живописца, и оценки отдельных его произведений, и чисто литературные приёмы, позволяющие раскрыть трагическую сущность творчества Ватто, которую авто всячески пытается подчеркнуть. Свой рассказ он завершает словами: «Он (Ватто) искал в мире что-то, чего в нём нет в достаточной мере или же нет вовсе».

Если действие «портрета» «Денис из Оксерра» происходит в средние века – эпоху, так любимую романтиками и столь же романтическую и трагически воспринятую Патером, то другой его рассказ переносит читателя в Голландию XVIII века. В жизненных и душевных перипетиях главного героя Себастьяна ван Сторка (рассказ носит его имя) открывается удивительно тонко понятая и отображённая атмосфера эпохи, соединявшей в себе бюргерский уклад жизни и утончённый вкус в искусстве. Жизненные и душевные противоречия привели героя к трагической развязке, здесь Патер остался верен своему писательскому идеалу позднего романтика. В высказываниях же об отдельных голландских художниках или их произведениях автор предстаёт как тонкий ценитель голландской живописи, мастер точного и ясного определения.

Уолтер Патер был знатоком античности. Его перу принадлежат великолепные статьи «Дионис» (1876), «Деметр и Персефон» (1878), а также роман «Эпикуреец Марий». Всё это свидетельство не только недюжинных литературных талантов, но и широкой образованности Патера. Поэтому не случайно его имя открывает великолепную плеяду английских искусствоведов, среди которых можно назвать Роджера Фрая, Кеннета Кларка и Герберта Рида. Они продолжали литературные традиции Патера, изучали его стиль, умение в афористически сжатой форме дать исчерпывающую характеристику того или иного художественного явления. 

А. Сарабьянов 

Фото: Галины Бусаровой