Тяжкие времена варшавских картин Каналетто. Часть 1


Когда говорят о Каналетто, то в первую очередь вспоминают его картины из Дрезденской галереи – прекрасные виды старого Дрездена, написанные итальянским художником в этой «Флоренции на Эльбе». Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто, родился в 1720 году в Венеции. В двадцать семь лет он приезжает в Дрезден и скоро становится придворным живописцем саксонского курфюрста Фридриха Августа II и работает в Дрездене с 1747 по 1767 год, за исключением 1758-1761 годов, периода Семилетней войны, когда он живёт в Вене и Мюнхене, где создаёт ряд интересных пейзажей этих городов, применяя в процессе живописи сконструированную им самим камеру-обскуру.

Будучи придворным живописцем в Дрездене он получает жалованье в 1750 талеров, обязуясь писать по картине в месяц для курфюрста. Каждое его произведение стоило 145 талеров. К тому же он должен был почти с каждой картины делать реплики для всемогущего министра графа Брюля, которые тот никак не оплачивал. После смерти графа пятнадцать реплик приобретает Екатерина II, среди них семь видов Дрездена и восемь – Пирны. Все эти картины попадают в Петербург. После Великой Октябрьской социалистической революции они были распределены по музеям: десять находились в Эрмитаже в Ленинграде (Санкт-Петербурге), четыре – в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, одна – в Крыму в Алупкинском музее. Но Екатерина II купила не все сделанные для Брюля реплики: шесть из них исчезло. Позже они промелькнули на аукционах США, Англии, в Мадриде, в Турине.

Тридцать пять пейзажей Каналетто хранятся в собрании Дрезденской галереи. В них изумительно переданы здания, оживлённая жизнь на Новой рыночной площади, одежда простого люда или придворных, прибывших сюда в роскошной карете цугом – всё это хочется долго и пристально рассматривать.

В 1767 году Каналетто покидает Дрезден.

У него были намерения отправиться в Петербург, чтобы стать придворным художником Екатерины II. По дороге Каналетто задержался в Варшаве в надежде получить от короля Польши Станислава Августа Понятовского рекомендательное письмо к русской царице. Но вышло иначе: польский король, прислушавшись к советам знатоков искусства, уговорил его остаться в Варшаве, предложил ему 100 гульденов в месяц, и художник согласился. Это было немного, и всё же больше того, что он получал в Дрездене. Через год после приезда в польскую столицу Каналетто становится придворным художником, вызывает из Дрездена семью и остаётся в Варшаве до самой смерти.

Здесь, как и в Дрездене, он пишет много подробных ведут города и впервые – большие исторические полотна.

В варшавском Национальном музее насчитывалось двадцать семь картин Каналетто: двадцать четыре – с видами Варшавы, одна историческая картина, две жанровых; здесь же хранится множество его рисунков.

Картину «Избрание королём Станислава Августа» (175х250см) Каналетто создаёт в нескольких вариантах. Один из них находится в Национальном музее в Варшаве, другой – в Национальном музее в Познани.

В этой картине Каналетто изображает празднество на избирательном поле Воля со специально возведёнными постройками и множеством зрителей. Немало усилий пришлось приложить художнику, чтобы написать такую массу людей и все эти сооружения.

Подобным же образом он решает и вторую историческую картину «Въезд Ежи Оссолиньского в Рим» - событие из жизни польского великого канцлера, относящееся к 1633 году.

Этот большой холст (169х173см) был создан Каналетто в 1779 году на основе исторических преданий и рассказов по заказу одного из потомков Оссолиньских. Картина находится в собрании Национального музея в городе Вроцлаве. К варшавскому циклу относятся и ведуты Краковского предместья Варшавы с разных аспектов – с дворцом епископов краковских, с другими дворцами, с улицей Длугой в сторону площади Красиньских, с монастырём и костёлом пияров.

Написанный художником в 1770 году «Вид Варшавы со стороны Пражского предместья» директор Национального музея в Варшаве профессор Станислав Лоренц назвал лучшим среди варшавских пейзажей Каналетто.

В каталоге выставки дрезденских и варшавских циклов картин Каналетто он отмечает: «Эта панорама – великолепный общий вид Варшавы. С этого же места в XVII-XVIII веках делались рисунки и гравюры города, отсюда его писали художники XVIII и XIX веков.

Мы восстановили так красиво парящие в картине Беллотто церковные башни над Старым города – начиная с барочных башен Пиярского и Паулинского костёлов, кончая готической башней костёла Марии Панны. И когда мы сегодня едем по Пражской стороне, через новые большие бульвары вдоль Вислы, то перед нами вновь вырисовывается панорама Варшавы с её неизменным силуэтом».

Слева на переднем плане картины изображён король Станислав Август Понятовский, который беседует с сидящим за мольбертом Каналетто; мольберт поддерживают сын и зять художника, а справа от них – вся королевская свита. Эта картина в известной мере напоминает другую, сделанную Каналетто в Саксонии в 1747 году – «Дрезден с правого берега Эльбы». В ней художник запечатлел реку и находящиеся на левом берегу Эльбы церковь Фрауэнкирхе и другие строения, образующие силуэт города; слева, на переднем плане, как и двадцатью годами позже на варшавской картине, он поместил себя. В дрезденской картине он тоже занят своей работой и ведёт беседу, но не с курфюрстом, а с придворными живописцами Дитрихом и Тиле, а немного в стороне стоит придворный шут Фрёлих.

До 1770 года, то есть за три первых года своего пребывания в Варшаве, Каналетто написал всего четыре ведуты города. В это время он был занят оформлением интерьеров королевского дворца. Только с 1771 года Каналетто приступил к регулярной работе над видами Варшавы, которые король заказал ему для большого зала дворца.

Последнюю из варшавских ведут художник пишет в 1780 году – в год своей смерти. В 1795 году королевский дворец украшали двадцать два пейзажа кисти Каналетто большого, среднего и малого формата.

Варшавские картины Каналетто подвергались большой опасности во время войн и сражений XIX века.

После смерти Станислава Августа Понятовского в 1798 году наследником всех картин Каналетто в королевском дворце становится Юзеф Понятовский – верный союзник Наполеона, за которого он сражается до последнего вздоха в «битве народов» под Лейпцигом в октябре 1813 года. Сподвижники Юзефа Понятовского не препятствовали Наполеону вывезти из Варшавского герцогства в 1807 году четыре картины Каналетто, а также другие произведения искусства, которые он велел отправить в Париж для своего музея. Среди отправленных работ был варшавский вариант «Избрания королём Станислава Августа», ведуты «Краковское предместье от Краковских ворот» и «Краковское предместье в направлении колонны Сигизмунда III», а также «Вид Варшавы со стороны Пражского предместья», который профессор Лоренц полтора столетия спустя назвал лучшим варшавским пейзажем Каналетто.

По примеру Наполеона король Саксонии Фридрих Август I также возымел желание приобрести что-нибудь из варшавского цикла Каналетто. Фридрих Август I, когда он был ещё только курфюрстом Саксонии, выступал союзником Пруссии против Наполеона. После катастрофического поражения союзников при Иене и Ауэрштедте в 1806 году он перешёл с опущенными знамёнами к Наполеону. В знак благодарности за это Наполеон превратил Саксонию в королевство, а курфюрста возвёл в короли. К тому же император сделал его ещё и герцогом варшавским. В этом качестве саксонский король в 1809 году заполучил все картины Каналетто из приёмной и других помещений королевского дворца. Об этом сообщает профессор Стефан Козакевич, всемирно известный польский исследователь творчества Каналетто, в своей книге «Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто».

Саксонский король, который был до окончательного поражения Наполеона его верным сторонником и которому державы-победительницы не оказывали доверия, не мог уже ничего вывезти с собой в Дрезден, а его княжескому господству над Варшавой пришёл конец вместе с низложением Наполеона.

После окончания наполеоновских войн картины Каналетто вернулись из Парижа в королевский дворец Варшавы, правда, только в 1820 году. Однако владельцем дворца со всеми его картинами теперь стал русский царь (по решению Венского конгресса 1815 года царская Россия получила бо́льшую часть бывшего Варшавского герцогства). В это время работы Каналетто оставались в Варшаве, правда, всего десять лет.

После подавления польского восстания 1830-1831 годов Николай I повелел отправить в Россию множество предметов польской культуры и искусства, среди них и картины Каналетто. Упакованные в большие ящики картины прибыли в Петербург 31 мая 1832 года. Несколько пейзажей царь послал в Москву, а варшавские ведуты велел развесить в Таврическом дворце Петербурга так, как они висели в варшавском дворце. Несколькими годами позже картины Каналетто были перевезены в Гатчинский дворец близ Петербурга.

В России картины Каналетто пробыли до 1922 года. После победы Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство устранило несправедливость, совершённую царской Россией по отношению к Польше. 10 мая 1922 года в Петрограде состоялась передача польским представителям варшавских ведут Каналетто, а 20 мая они были уже в Кракове, где их после основательной и длительной реставрации показали на специальной выставке. Затем они снова обрели своё постоянное местожительство в специальном зале королевского дворца. Там они спокойно висели, пока в сентябре 1939 года гитлеровская Германия не напала на Польшу.

За несколько лет до этого немецкие искусствоведы под руководством профессора Дагоберта Фрея из Бреслау (Вроцлава) получили задание под видом обмена опытом и материалами с польскими коллегами порыскать по музеям. Летом 1938 года Фрей в сопровождении доктора Саппока опять направился в Польшу. Во время этого посещения они совершали выезды в западные районы Польши, вместе с любезными польскими искусствоведами посещали музеи и церкви Познани, Торуни и других городов. Польские коллеги выполнили просьбу Фрея – сделать фотографии с ценнейших музейных памятников искусства. С уверениями в чувстве дружбы Фрей пообещал, в свою очередь, выслать фотографии экспонатов музеев в Бреслау и других немецких музеев, поддерживать научные контакты и продолжать обмен визитами.

Польские искусствоведы и не подозревали, что под маской дружбы прячутся грабители, которые после нападения вновь появятся в польских музеях и тогда покажут своё истинное лицо. И тогда уже Фрей и сопровождающие его искусствоведы больше не станут говорить о дружбе, обмене опытом и совместной работе.

Рут и Марк Зейдевиц

На фотографии представлена работа Каналетто