«Князь Серебряный». У этого романа счастливая судьба


Роман А.К. Толстого «Князь Серебряный» (впервые напечатан в 1862 году) принадлежит к числу самых любимых, самых читаемых книг.

Ныне «Князя Серебряного» читают так же, как и те первые давние читатели, с волнением следят за приключениями его героев, любят одних, ненавидят других, радуются удачам любимых героев, сочувствуют их несчастьям, а прочитав роман, задумываются о том, что такое добро и зло, честность и подлость, свобода и рабство, что такое корыстная жажда власти и настоящая любовь к отечеству…

Написанный взволнованно и пристрастно, роман А.К. Толстого обладает большой силой нравственного воздействия. В начале ХХ века рабочие использовали его для революционной пропаганды. Старый большевик В. Морозкин, рабочий Даниловской мануфактуры в Москве, вспоминает, как в 1902 году рабочие создали на фабрике революционный кружок. «Подобрали себе ещё несколько товарищей надежных и начали по вечерам читать книжки вслух… Первую книжку для чтения взяли о «Князе Серебряном», в которой описывалась вся грубость царя и его опричников. Во время обсуждения прочитанного мы наблюдали, что будут говорить остальные рабочие, и мимоходом указывали на настоящее положение рабочих».

Современник А.К. Толстого великий русский поэт Ф.И. Тютчев в отчаянии восклицал: «Как сердцу высказать себя? // Другому как понять тебя?»

Но в «Князе Серебряном» А.К. Толстому удалось не только «высказать себя», но и высказать так, что его чувства, мысли и созданные его воображением люди стали близки и понятны многочисленным его читателям, даже разделённым друг от друга временны́м рубежом.

Роман «Князь Серебряный» в творчестве А.К.Толстого занимает важное место: с его выхода в свет начинается самый плодотворный период творчества писателя, в который были созданы драматическая трилогия – «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» (по оценке самого А.К. Толстого, «самое лучшее из моих стихотворных и прозаических произведений»), «Царь Борис», исторические баллады «Илья Муромец», «Алёша Попович», сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и многие другие произведения.

***

Алексей Константинович Толстой родился в 1817 году. Его родители вскоре после рождения сына разошлись. Мальчик остался при матери, которая увезла его в своё имение на Украину. Поблизости находилось имение её брата А.А. Перовского. Дядя очень привязался к племяннику и занялся его воспитанием.

Понятие о том, что за человек был А.А.Перовский, можно составить хотя бы по тому, что он послужил Л.Н.Толстому прототипом для создания образа Пьера Безухова.

Перовские были побочными детьми одного из самых влиятельных и богатейших вельмож конца XVIII – начала XIX века графа Разумовского. Отец добился возведения их в дворянское звание, дал основательное образование, четверо из пятерых сыновей сделали блестящую служебную карьеру: стали генералами, губернаторами, министрами. Однако пятого – А.А.Перовского – служебная карьера не прельщала, он чувствовал больше склонности к литературе и искусству, чем к административной деятельности.

А.А. Перовский писал повести и рассказы и печатал их под псевдонимом Антоний Погорельский. Как писатель, он был в своё время довольно известен, а о его повести «Лафертовская маковница» восторженно отозвался А.С. Пушкин: «Что за прелесть… Я перечёл два раза и одним духом всю повесть». В наше время издаётся и переиздаётся сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», которую, кстати сказать, он сочинил специально для маленького племянника Алёши Толстого.

В 1810-1820-е годы А.А.Перовский, живя в Петербурге, поддерживает дружеские отношения с крупнейшими литераторами: В.А.Жуковским, А.С.Пушкиным, П.А.Вяземским, К.Ф.Рылеевым, Ф.Н.Глинкой и другими. Среди его знакомых немало будущих декабристов. 

Общественно-политическое движение начала XIX века, которое впоследствии получило наименование декабризма, не ограничивалось только тесным кругом участников тайных обществ. Его идеи находили отклик и сочувствие у современников, которые не входили в тайные общества.

А.А. Перовский разделял многие взгляды декабристов. Такие характерные для декабристского мировоззрения черты, как ненависть ко всякого рода деспотизму и рабству, патриотизм, интерес к отечественной истории, были также близки и Перовскому. Он не только сам придерживался этих взглядов, но и племянника воспитал в их духе: в жизни и творчестве А.К. Толстого часто потом будут обнаруживаться отзвуки пылкой, романтической и благородной эпохи декабристов.

А.А. Перовский оказал большое влияние на формирование характера, интересов и мировоззрения А.К. Толстого. Под влиянием дяди Толстой начал серьёзно заниматься литературой.

А.К. Толстой по рождению принадлежал к высшей аристократии, но случай поставил его и среди этого высшего круга в исключительное положение.

Однажды ещё десятилетним мальчиком А.К.Толстой попал в число детей, приглашённых для игр с наследником – будущим императором Александром II, мальчики подружились. Впоследствии А.К. Толстой пользовался своим положением друга царя не для собственной карьеры – он категорически отказался от чинов и наград, - а лишь для того, чтобы, по его словам, «быть бесстрашным сказателем правды». Он хлопотал об освобождении из ссылки Тараса Шевченко, имел мужество заявить царю, что «русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского», высказывал критические замечания по поводу действий правительства и самого царя, что в конце концов привело к охлаждению отношений между ним и царём.

Возникший у А.К. Толстого в детстве интерес к истории ещё более углубился после того, как семнадцатилетним юношей он был зачислен на службу в Московский архив министерства иностранных дел, где начинали служебную карьеру многие аристократы. По сложившейся традиции в «архивные юноши» (так называли молодых людей, служивших в архиве) шли люди с интересом к наукам. «Они, - писал об «архивных юношах» А.С. Пушкин, - всё знают и всё читали»… их «стоит только тронуть пальцем, чтобы из них полилась их всемирная учёность».

Московский архив помещался в старинном каменном здании, расположенном в тихом старомосковском переулке вблизи Покровки. Здесь всё: само здание, узкие старинные окна, толстые стены, сводчатые потолки, тёмные таинственные подвалы – дышали самой историей.

А.К. Толстой и его товарищи разбирали древние летописи и акты XV-XVII веков.

Служба не особенно обременяла А.К. Толстого, он был занят в архиве лишь два дня в неделю, остальное же время вёл шумную и суетню светскую жизнь. Однако он жил и другой жизнью, неизвестной и непонятной его светским знакомым, он серьёзно и упорно занимался литературой.

Он сочинял стихи, написал несколько рассказов, в 1814 году издал небольшую повесть «Упырь», о которой Белинский в рецензии сказал, что она «носит на себе все признаки ещё слишком молодого, но тем не менее замечательного дарования, которое нечто обещает в будущем».

В сороковых годах А.К. Толстой начинает писать роман из эпохи Ивана Грозного. В 1849 году он читал отрывки из этого романа Н.В.Гоголю, который доброжелательно отнёсся к прочитанному. Одобрение Гоголя очень много значило для Толстого.

А.К.Толстой мечтает целиком отдаться литературному творчеству. Он неоднократно пытается выйти в отставку, но ставший царём Александр II настаивает на том, чтобы Толстой продолжал службу, и удовлетворяет его просьбу только в 1861 году.

Вл. Муравьёв

Фото - Галины Бусаровой