Реверанс как искусство


Один из наиболее изящных жестов приветствия – реверанс – вошёл в моду светского общества Западной Европы на рубеже XVI-XVII веков. Реверанс был взят из танцевальной культуры тех лет. Как это ни удивительно, но упоминание реверанса чаще всего встречается в сказках.

Два любопытных факта. Всемирно известная сказка «Золушка» Шарля Перро является лишь переложением с одноимённой сказки итальянского писателя Джамбаттиста Базиле. И потерянная туфелька героини – это не вымысел. Будучи придворным у герцога Монферрата Винченцо I Гонзага, Джамбаттиста Базиле нередко наблюдал как дамы, выполняя реверанс, теряли туфли. И однажды после неудачно исполненного реверанса юная особа действительно сбежала с бала в одном башмачке. Правда, вслед за «Золушкой» устремился не принц, а герцог Гонзага-младший (не имевший прав на престолонаследие), и вовсе неизвестно, чем закончилась эта история, поскольку оба участника придворного бала нарушили протокол. В свою очередь, Шарль Перро финал сказки романтизировал.

В эмоциональном плане можно выделить два типа реверанса: реверанс-покорение и реверанс-восхищение. До конца ХХ века реверанс демонстрировал исключительно покорение, также он подчёркивал более низкий статус того, кто приседает в реверансе. В настоящее время предпочтение отдаётся реверансу-восхищению. Его отличает поистине восторженный взгляд вверх и чувство собственного достоинства, при этом допустимо прикоснуться к лицу, высшему по статусу.

Правила высокого этикета требуют исполнения реверанса в случае категорического отказа на предложения, имеющие сильный эмоциональный окрас, например, на предложение венчания.  

Поскольку красивый реверанс требует безупречного равновесия, его разучивают как сложный танцевально-спортивный элемент. При этом особое внимание уделяется туфлям – их форме, материалу подошвы и, главное, высоте каблука. В зависимости от упомянутых деталей выбирается позиция, в которой следует присаживаться в реверансе. Также мастера по эстетике разрабатывают позиции с учётом фасона платья, преимущественно юбки. Когда осуществляется пошив наряда, отдельный примерочный день принято уделять именно удобству исполнения реверанса.

Легендарный герцог XVII столетия Гентор Флёрсен, отлучённый от двора за подготовку мятежа против нечестной знати и вышедший на улицу зарабатывать на жизнь продажей цветов, стал невольным соучастником создания новых форм реверанса.

Восхищённые личностью Флёрсена дамы приветствовали его дворцовым статусным реверансом, тогда как отлучённых от двора удостаивать статусными реверансами было строго запрещено. Во избежание наказания дамы придумали маленькую хитрость – они изменили направление щиколотки скользящей ноги при заходе в глубокий реверанс. Таким образом, позиция реверанса перестала отвечать требованиям придворного протокола, а значит реверанс, которым дамы приветствовали цветочника, уже нельзя было назвать дворцовым. 

Ещё один спонтанный реверанс вышел из модного парижского салона второй половины XVIII века. Невзирая на красоту позиции, приветственный жест окрестили реверансом, выражающим презрение. Если верить сохранившимся дневникам, то в этом реверансе приседали все дамы, приветствовавшие маркиза де Колона. Маркиз де Колон – альфонс, обманом вступивший в брак с маркизой де Колон, - присвоил себе её фамилию, титул и состояние. Позднее реверансом-презрением дамы «награждали» сплетников и лицемеров, которым «желали дать пощёчину, но правила хорошего тона того не позволяли».

В Англии есть поговорка – «…у такой-то особы после приёма все юбки спутаны» - это означает, что особа многократно приседала в различных позициях статусного реверанса: от лёгкого приветствия до глубокого реверанса перед высокопоставленным лицом; тем самым подчёркивается, что особа обладает самым низким статусом среди приглашённых. Эта поговорка – своего рода оскорбление. Есть и другая, по смыслу противоположная, поговорка – «…леди исполняет реверансы – по количеству гостей» - имеется в виду, что леди, в силу своего эстетического воспитания, считает себя обязанной приветствовать каждого гостя.

Считается, что реверансы не всерьёз (шутливые, от слова – «шут») исполняют только простолюдины (применительно к прошлым столетиям). Исполнение реверанса без знания чёткой последовательности действий, а также приветственный жест, похожий на реверанс, - недопустимы.

Несмотря на всю красоту и изящность, реверанс в настоящее время – более чем неуместный приветственный жест на любом светском приёме. Однако и здесь существует два исключения – реверанс является неотъемлемой частью королевских церемониалов; без реверанса немыслим классический балетный мир. 

Елена Чапленко

Фото - Галины Бусаровой