Д. С. Моор (Орлов) – великий плакатист


       Выдающийся советский художник Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов), один из основоположников советского политического плаката и сатирической графики, родился в Новочеркасске в 1883 году. В 1898 году он переехал в Москву, с которой были тесно связаны его дальнейшая жизнь и творчество. В 1905-1906 годы Моор, будучи студентом Московского университета, принимает участие в революционном движении: во время декабрьского вооружённого восстания строит на Малой Бронной баррикады, печатает в подпольной типографии прокламацию. В эти же годы в московских газетах и журналах появляются его первые сатирические рисунки, высмеивающие царских высокопоставленных чиновников и дворянско-помещичью Думу.

С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции Моор стал в ряды её верных борцов, безраздельно отдав Родине и народу своё искусство и талант художника. Созданные им в это время произведения волновали советских людей. В них живёт горячая любовь к народу, кипит жгучая ненависть к врагам социалистической революции. И сейчас, спустя много лет, эти плакаты и рисунки не оставляют равнодушным зрителя – настолько ярко и убеждённо раскрываются в них большое идейное содержание, сильные и яркие художественные образы.

В годы гражданской войны Моор выполнял агитационные и пропагандистские плакаты, участвовал в организации «Окон РОСТА», создавал сатирические лубки, оформлял агитпоезда и улицы. Он печатал свои карикатуры и рисунки в сатирических журналах и газетах. Среди произведений этих лет наибольшей популярностью пользовались его плакаты: «Ты записался добровольцем?» (1920), «Врангель ещё жив, добей его без пощады!» (1920) и другие, выражавшие патриотическую идею защиты молодой Советской Республики от контрреволюции и иностранной интервенции, звавшие на подвиг, вселявшие веру и победу.

Плакат Моора «Ты записался добровольцем?» - одно их выдающихся произведений советского искусства, пользующееся всенародной известностью и вошедшее в сокровищницу мирового искусства. В этом плакате художнику удалось в облике красноармейца воплотить могучий образ положительного героя периода гражданской войны и интервенции – солдата революции, защитника социалистической Родины. Создание правдивого и типичного образа советского патриота с помощью предельно простых и скупых художественных средств – огромное достижение художника. Плакат этот по силе своего образного решения, по своей действенности и выразительности не имел себе равных. Он стал классическим примером советского плакатного искусства и создал славу художнику.

В своём творчестве Моор не раз обращался к живописному источнику народной мудрости – устному фольклору и к традиционной форме народного лубка; для своих плакатов он широко использовал образы и сюжеты, заимствованные из народных сказок, песен, поговорок. Например, для плаката «Советская репка» (1920), являющегося замечательным произведением сатирического жанра, мотивом послужил сюжет народной сказки о дедке и репке, который художник переработал и подчинил новому, злободневному политическому содержанию, вложив это содержание в форму народной картинки. Выдернуть «советскую репку» попытался «дед» - капитал, но не смог. На помощь он зовёт «бабку» - контрреволюцию и «верную сучку» - социал-соглашателей. Но вытянутая из земли «репка» - Красная Армия – сметает с нашей земли всех врагов Советской власти. Так, использовав сюжет и образы старой сказки, Моор наглядно, ярко и выразительно показал рост силы и могущества молодой Красной Армии и едко высмеял тщетные потуги капиталистов и помещиков вернуть своё блое господство.

Не меньший интерес представляют плакаты, созданные художником в годы восстановления народного хозяйства нашей страны и осуществления первых пятилеток. К числу замечательных произведений Моора этих лет следует отнести плакат «1-е Мая – всероссийский субботник» (1921). В этом плакате художнику удалось передать пафос патриотического начинания рабочего класса – коммунистических субботников, явившихся прообразом массового социалистического соревнования трудящихся. Другим примером является выдающееся произведение Моора плакат «Помоги!», выпущенный в 1922 году, когда страну, ещё не оправившуюся от войны, постигли засуха и голод в Поволжье.

Плакаты Моора 20-х и 30-х годов, посвящённые пропаганде социалистического строительства, рассказывали о первых пятилетках и призывали к быстрейшему строительству тяжёлой промышленности, к созданию колхозов, к перевыполнению производственных планов. Одним из таких произведений является плакат «Мы были страной сохи, мы стали страной трактора и комбайна» (1934). В нём необычайно просто и образно раскрыта тема достижений советского народа в деле превращения нашей страны из отсталой в передовую индустриальную социалистическую державу. Большое место в творчестве Моора этих лет находят темы международного положения и развития международного рабочего движения.

Огромный патриотический подъём охвативший советский народ в годы Великой Отечественной войны, мобилизовал художников на борьбу за свободу и независимость нашей Родины.

         Призыв партии «Всё для фронта, всё для победы!» нашёл горячий отклик в творчестве советских плакатистов. Моор отдал своё искусство делу борьбы против фашистских захватчиков. Один из первых его плакатов был плакат-лубок со стихами поэта Исаковского «Рассказ старухи» (1942), раскрывающий благородный образ простой советской женщины-партизанки и повествующий о величии её патриотического подвига.

Моор был не только выдающимся мастером плаката, но и крупнейшим рисовальщиком-карикатуристом. Выступал против беспринципной буржуазной «юмористики», против «смеха ради смеха»; он положил в основу своего творчества принцип – «искусство и смех – орудие борьбы». Сознавая силу и действенность политической графики, как средства классовой борьбы, Моор постоянно совершенствовал этот вид искусства и оттачивал остроту этого оружия.

Большое внимание уделял Моор развитию журнально-газетной графики. В течение ряда лет, начиная с 1919 года, он работал в газетах «Известия» и «Правда». Работа в газетах, особенно в центральном органе Коммунистической партии Советского Союза, «Правда», воспитала у Моора ценнейшие качества художника-публициста, обогатила его идейно, научила разбираться в сложных событиях политической жизни, быстро откликаться на эти события острым рисунком, карикатурой.

Примером этого может явиться остроумная карикатура «На мировой арене», выполненная Моором в 1920 году. На рисунке показан мировой аттракцион – Америка – дрессировщик подгоняет кнутом лошадь – Европу с всадником Чемберленом – премьер-министром Великобритании. Здесь же, ожидая своего выхода, стоят две дрессированные собачки в цилиндрах – канцлер Германии и премьер-министр Франции – Штреземан и Бриан. Этот рисунок – яркий образец анализа политической обстановки в лагере капиталистических стран и взаимополитические заправилы представляли собой послушное орудие в руках американских империалистов.

В творчестве Моора 30-х годов немалое место занимают и карикатуры, разоблачавшие нэпманов, торговцев, кулаков и подкулачников, высмеивавшие бюрократов, подхалимов, карьеристов и т.п.

С большим увлечением Моор работал в области журнальной сатирической графики. С 1922 года он активно сотрудничал в ряде издательств и иллюстрировал журналы «Красноармеец», «Крокодил», «Даёшь», «У станка», «Безбожник у станка».

Многочисленные рисунки Моора для журнала «Безбожник у станка» - блестящая страница в его творчестве. Работая в этом журнале, Моор развернул на его страницах большую антирелигиозную пропаганду, направленную против мракобесия, мистицизма, и предрассудков. В это время он создал целый ряд своих замечательных сатирических плакатов и рисунков то исключительно злых, то необычайно смешных. Моор работал и над иллюстрированием антирелигиозных книг: Гейне – «Диспут», Гольбаха «Богословский словарь», Л.Таксиля – «Занимательное евангелие», В.Логинова – «Весёлые страницы из священной истории». На протяжении ряда лет на страницах газет и журналов выработался индивидуальный и одновременно с этим исключительно богатый художественный язык рисунков Моора. Содержательность, целенаправленность и ясность образного решения, неистощимая выдумка и богатство фантазии, композиционный дар и виртуозное владение рисунком в сочетании с глубоким пониманием и проникновением в смысл политических событий – вот что характеризует графическое мастерство этого художника. Моор в своих рисунках широко пользовался и сплошной заливкой и контурной линией.

Наряду с работой в журналах, газетах и над плакатами Моор принимает деятельное участие в оформлении улиц, площадей, клубов и выставок. В Музее охраны труда им были выполнены витражи (рисунки на стекле) на тему «У них и у нас» (1933). В одном из таких рисунков «У них» Моор воплотил образ капиталиста с исступленной жадностью пожирающего всё, что создано руками миллионов пролетариев.

Но не всё, что было создано Моором являлось сатирой. Рядом с сатирическими образами большое место заняли в его творчестве героические образы рабочих и крестьян. Интересны в этом отношении рисунки «1-е Мая – пролетарии вех стран, соединяйтесь» и особенно рисунок «Красногвардейцы» (1924), в котором воплощены полные героического пафоса образы солдат революции, первых бойцов Красной Армии. С большой любовью Моор относился к художественной литературе, к народному эпосу. Он иллюстрировал сказки Салтыкова-Щедрина, басни Крылова, роман Барбюса – «В огне», поэму Пушкина – «Руслан и Людмила», а в последние годы своей жизни он отдал свой талант делу создания цикла иллюстраций к «Слову о полку Игореве».

Художественное наследие, оставленное Моором, огромно. Оно занимает в истории советского изобразительного искусства почётное место. В нём нашли отражение история нашей страны, история борьбы и побед советского народа. Беззаветная любовь к своему народу, к Родине – вот та плодотворная сила, которая живёт и делает бессмертным искусство этого большого художника.

М. Савёлов,

приглашаем на лекцию с советский ВУЗ, 1955 г.