Актуальность творчества Дмитрия Моора (Орлова)


        Заслуженный деятель искусств РСФСР Моор (Орлов) Дмитрий Стахиевич (22.10.1883, Новочеркасск – 24.10.1946, Москва) – «крупнейший мастер плаката, карикатурист, книжный иллюстратор и замечательный педагог» был одним из первых советских художников, «поставивших свой талант на службу народа».

Только в 27 лет Дмитрий Орлов начал серьёзное обучение в стенах студии П.И. Келина. Будучи студентом, он работал в типографии, приобретая профессиональные знания в области газетно-журнального производства. Поэтому уже в ранний период своего творчества Орлов «умел органично связать мастерство рисовальщика с задачами полиграфического дела».

Работая в московском журнале «Будильник», молодой художник Дмитрий Орлов взял себе псевдоним Моор. Главный герой шиллеровских «разбойников» Карл Моор, как известно, отличался бешеным темпераментом и необузданной страстью. Именно эти черты характера любимого литературного героя особенно были привлекательны для художника Орлова, теперь уже Моора…

Следует особо отметить, что своей активной позицией, проявленной в области политической сатиры, Моор «способствовал тому, что московский «Будильник» в борьбе с царской цензурой превзошёл в ловкости и энергии даже признанного лидера либеральной изобразительной публицистики – петербургский альманах «Сатирикон».

В годы гражданской войны Моор стал заниматься, в основном, политическим плакатом. Он был убеждён, что именно политический плакат в революционной пропаганде играл особую роль: был страшным и очень эффективным оружием в борьбе с врагом.

Неслучайно в работах Моора на первый план, как правило, «выдвигается центральная фигура, оттесняющая второстепенные персонажи». Этот приём был использован в плакате, принесшим художнику мировую славу – «Ты записался добровольцем?» Моор создал свой шедевр в области плаката «за одну июньскую ночь 1920 года, именно этот «лист» стал своеобразным символом гражданской войны: фигура красноармейца была помещена на фоне завода. Плакат звал немедленно перейти от мирной жизни к суровой действительности – защите Родины от врага. Символичность красного цвета – цвета революции – особо эффективный художественный приём, используемый автором при создании этого плаката.

Однако этот плакат был подвергнут и жестокой критике. Дело в том, что ещё в 1914 году был издан английский военный плакат «Кто отсутствует? Не ты ли?» На нём упитанный Джон Буль обращается к зрителям, указывая на свободное место в строю солдат. В защиту работы Моора говорило прежде всего то, что «по сравнению с английским плакатом отсутствует мелочная детализация, какая бы то ни было сюжетность».

В том же году был создан известный плакат Моора «Врангель ещё жив, добей его без пощады!» (1920). На плакате изображена фигура красноармейца с богатырским мечом на фоне промышленных построек Донбасса. В плакате зрителей поражают в первую очередь две запоминающиеся детали: «огромная волосатая рука Врангеля, тянущаяся к Донбассу, и пружинистый жест рубящего её мечом красноармейца».

Самым драматическим произведением Моора является его плакат «Помоги» (1921-1922). Плакат призывает помочь голодающим Поволжья. Сам художник считал этот плакат одним из значимых произведений в его творчестве. Контраст чёрного и белого на плакате усугубляет ужас происходящего. Моор сделал целый альбом зарисовок с натуры, рассказывая о трагедии поволжского народа.

В надписи плаката «Помоги» отсутствует восклицательный знак: истощённый от голода человек «вздевающий руки в отчаянном призыве о помощи», уже не в силах кричать…»

В разные годы Дмитрий Моор сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Даёшь», «Крокодил», в газете «Правда».

В 1922-1932 годах, в течение десяти лет, художник преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине и Московском полиграфическом институте. В 1939-1943 годах Моор преподавал в Институте имени В.И. Сурикова.

Он воспитал целую плеяду замечательных художников, его учениками были Кукрыниксы, А.В.Кокорин, А.М.Каневский, Ф.П.Решетников и многие другие.

         Во время своих лекций Дмитрий Моор знакомил учащихся со своей «мооровской системой – системой художественной экономии», которая сложилась за долгие годы его творческой деятельности.

Жёсткие сжатые сроки исполнения заказа, например, политического плаката к определённой дате, юбилею, как правило, не позволяли уделять много времени предварительной эскизной работе. Поэтому в промежутках этого поточного производства Моор настоятельно рекомендовал поддерживать уровень своего мастерства, создавая разнообразные рисунки, зарисовки, этюды и т.д.

Моор обращал внимание своих учеников прежде всего на первооснову: композицию, цвет, линию. Кроме доходчивости плаката автор должен обеспечить в своём произведении «равновесие или, напротив, динамично-асимметричное распределение составляющих элементов». Огромное значение, по мнению Моора, в плакате имеет форма «отмеченная монументальностью, лаконизмом и предельной убедительностью».

Моор исключительно высоко оценивал роль плаката: он считал его яркой разновидностью художественной культуры, доступной любому человеку.

В небольшой заметке о творчестве Моора, конечно, невозможно даже упомянуть о целом ряде выдающихся работ этого автора. Тем не менее, хочется вспомнить о нескольких его произведениях. Это, безусловно, рисунок Моора «Красногвардейцы» (начало 20-х годов), на котором изображена группа героев Великой Октябрьской социалистической революции. Зритель смотрит на рисунок «как бы снизу». Огромные фигуры военных олицетворяют неотвратимую поступь самой революции, неизбежность исторических перемен. Защитники революции вооружены и поистине огромны – с многоэтажные дома. Более того, их не обойти: они занимают всю ширину улицы. Встреча неизбежна. Конечно, у зрителя, который согласен с революционными преобразованиями, эта мощь вызывает чувство ликования и уверенности. У человека со «старорежимными взглядами» - страх и панику.

Невозможно забыть карикатуру Моора «На мировой арене» (1920). На карикатуре изображена арена цирка: американский капитал щёлкает кнутом, а западноевропейские «заправилы» послушно подпрыгивают по команде на лошади, мчащейся «галопом по Европе». Представители небольших государств и вовсе изображены в виде крошечных собачек в цилиндрах, стоящих на задних лапках. Между прочим, с тех пор прошло ровно сто лет…

В 1933 году Моор создаёт витраж «У них». В этой работе художник очень остро и ярко выразил бесчеловечную сущность капиталистического строя. Гигантская голова, разинув зубастый рот, без остановки заглатывает небоскрёбы, окружающую природу, продукцию, созданную непосильным трудом миллионов людей. Как известно, небольшая группа людей (8-10% от всего населения) пользовалась и до сих пор продолжает пользоваться природными ресурсами целых стран и баснословно наживаться на чужом труде.

Особый интерес в творчестве этого художника неизменно вызывает плакат 1921 года «1-е Мая – всероссийский субботник». Он пропагандирует борьбу с разрухой и призывает принять участие в восстановлении народного хозяйства страны. На переднем плане плаката представлены две фактурные фигуры: кузнец с молотом и «бой-баба» (иначе не назовёшь) в юбке, держащая надёжно своими сильными, богатырскими руками клещи, сжимающие металлическую болванку. На заднем плане – паровоз, промышленные здания, красные флаги и множество работающих людей. Все участники субботника одеты одинаково: мужчины – в красных рубашках и чёрных брюках, женщины – в красных кофтах и чёрных юбках. На плакате – наглядное равенство обоих полов, включая право на равный физический труд. Действительно, очень интересный и весьма поучительный плакат.

Согласитесь, Дмитрий Моор (Орлов) создавал одинаково талантливо плакаты, рисунки, карикатуры и витражи.

В годы Великой Отечественной войны Дмитрий Моор нарисовал целый ряд замечательных плакатов, проникнутых национально-патриотическим пафосом и верой в Победу нашего народа.

В 1944 году художник создал иллюстрации к «Слову о полку Игореве» и к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина (1944-1945 годы).

Дмитрий Стахиевич Моор, к счастью, успел стать свидетелем Великой Победы…

Георгий Милованов

На фото представлены плакаты Д.С. Моора