Классическая музыка – вечная молодость души!


Прекрасную возможность прикоснуться к академической музыке широкого исторического диапазона предоставляют нам благотворительные концерты исполнителей – наших современников.

Таких, как совсем юный Столичный симфонический оркестр, созданный в марте 2017 года. Организация выступления симфонического оркестра – сложное дело, затратное по финансам и времени. Особенно, если концерт благотворительный, а оркестр частный, существующий на средства меценатов. В Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки в феврале прошлого года состоялось выступление этого коллектива, пригласившего прихожан православных храмов, многодетные семьи со всеми детьми, членов Правительства Москвы и их семей для общения с романтической, редко звучащей музыкой Франца Шуберта, Роберта Шумана и Михаила Глинки.

Лидером – художественным руководителем, главным дирижёром и директором коллектива, его основателем стал мировой известности музыкант, преподающий дирижирование в Московской консерватории Владимир Александрович Горбик.

Маэстро является номинантом премии Грэмми 2018 года и членом жюри Академии Звукозаписи Грэмми, членом Международного Союза музыкальных деятелей, главным регентом Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сооснователем Российско-Американского Музыкального Института имени Патриарха Тихона (США), старшим преподавателем факультета симфонического и хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Владимир Александрович работает с симфоническими оркестрами и хорами в разных странах как приглашенный дирижёр и проводит мастер-классы в России, в США и Канаде, в Австралии и Узбекистане.

Широта кругозора, интенсивность творческого процесса у этого музыканта предельно высоки, так же, как и готовность поделиться позитивным отношением к действительности – залогом успеха.

Ирина Борисова

***

Ирина Борисова: Владимир Александрович, как сложилось Ваше намерение создать симфонический оркестр?

Владимир Горбик: Как именно оно сложилось, трудно определить, но, когда – помню. В детстве... Тогда по телевизору передавали концерты классической музыки, записанные прямо во время исполнения. Я вдохновенно дирижировал перед экраном телевизора вместе с Владимиром Федосеевым или Евгением Светлановым, а мои мудрые родители аплодировали. Вот тогда я и решил, что стану дирижёром симфонического оркестра. С тех пор в моей жизни произошло множество невероятных и неожиданных событий. Ещё учась в консерватории, да и по окончании учёбы, я работал с симфоническими и камерными оркестрами. В качестве приглашённого дирижёра я вынужден принимать определённые ограничения: оркестранты часто настаивают на своих пожеланиях в трактовке; продюсер диктует мне свою волю в области репертуара... А должно быть наоборот: воля дирижёра на первом плане. Когда я столкнулся с этими проблемами в оркестрах, понял, что мне нужен свой коллектив.  Кроме того, настал момент расширять аудиторию, создавать как бы концентрические круги музыкальные… У меня есть друзья, которые знают меня по регентской деятельности, так как являются прихожанами православных храмов разных стран мира, глубокими ценителями художественной культуры вообще и классической музыки в частности. Все они поддержали моё намерение создать Столичный симфонический оркестр. Детская мечта реализуется гораздо масштабней, чем виделось мне когда-то.

Ирина Борисова: В каком масштабе реализует Вашу мечту негосударственный симфонический оркестр, существующий на спонсорские средства?

Владимир Горбик: Одним из важных фактов стала возможность в марте 2017 года организовать оркестр и придать проекту международный статус, создав два коллектива: один в Москве, другой – в Нью-Йорке. Оба высоко профессиональные и внутренне «сыгранные». Недавно обсуждали создание третьего филиала ССО в Италии, во Флоренции по инициативе итальянских продюсеров. В подтексте публикаций большинства СМИ звучит взаимная «фобия» между русскими и американцами, а на практике, особенно среди православных верующих наших государств, гораздо больше взаимного притяжения и симпатии. И оркестр наш в сущности – единый коллектив с общим репертуаром. Выступаем на разных площадках, удобных географически. Но теперь мы постепенно двигаемся к тому, чтобы собирать всех музыкантов вместе, тогда они будут иметь возможность напитывать друг друга исполнительскими идеями, делиться своими наработками по вопросам музыкальной выразительности, обмениваться культурным опытом, выравнивать технические моменты для целостного и собранного оркестрового звучания.

Ирина Борисова: Легко ли Вы находите близких по мастерству и эстетическим взглядам музыкантов для столь обширного коллектива? Вероятно, ищите среди молодых выпускников консерватории?

Владимир Горбик: Если ответить коротко, то – да, легко. Но тут есть, о чём поговорить. Уровень образования - не только художественного, но и общего - в наше время в мире, стремительно снижается. Я работаю на двух континентах: В России и США, поэтому имею возможность сравнивать. Утешу Вас: в России лучше. Тем не менее, полагаю, что идёт какая-то глубинная перестройка. В моём дирижёрском классе между мною и студентами царят мир, любовь, взаимопонимание и большое желание работать над улучшением качества дирижирования. Стараюсь показывать им своими руками сложные фрагменты партитур и при этом психологически не давить на студентов, предоставлять им свободу выбора. Надеюсь, они это чувствуют и ценят. Сегодня у музыканта-исполнителя академической школы не так уж много возможностей творческой реализации. Я сам всегда учился с большим интересом, сейчас преподаю на факультете симфонического и хорового дирижирования и помогаю молодым дирижёрам «встать на ноги» и быть востребованными специалистами. Будучи отцом десятерых детей, я вижу, как растут и взрослеют дети в нашей большой семье. Глядя на своих детей и их сверстников вижу, что дети открыты всему – надо только их направить, познакомить с хорошей музыкой. На наших благотворительных концертах, например, обычно присутствуют многодетные семьи, где растут шесть, восемь, десять детей. Многим погружение в поток «живого» исполнения классической музыки позволяет пережить возвышенные благодатные чувства и восстановить душевное равновесие. Отчасти поэтому, мне хочется предоставить дополнительную возможность молодым музыкантам работать в нашем оркестре.

Ирина Борисова: Пожалуйста, расскажите, как сложилась Ваша профессиональная биография?

Владимир Горбик: Я родился в Москве в 1970 году. В детстве пришлось много путешествовать вместе с родителями: жили мы и в Ташкенте, и в Монголии, и в маленьком городе Нягань Тюменской области, и на Урале… Начинал обучение музыке с освоения скрипки, затем виолончели, потом увлёкся игрой на рояле, собирался стать пианистом и композитором. В армии освоил альтгорн, трубу, ударную установку. Всё это даёт мне возможность понимать исполнительскую природу разных групп инструментов симфонического оркестра в деталях! В 1986 году поступил на теоретико-композиторское     отделение         Свердловского  музыкального      училища     имени     П.И. Чайковского.

В 1988 году перевелся на третий курс теоретико-композиторского отделения Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и сразу ушел в армию, служил в военном оркестре в Ленинграде. Ключевой момент в моей профессиональной биографии наступил в 1992 году, когда я перевёлся в этом же музыкальном училище при Московской консерватории на третий курс дирижёрско-хорового отделения, которое закончил с отличием. В 1993 году поступил в Московскую консерваторию на дирижёрско-хоровой факультет. В 1998 году получил диплом как хоровой дирижёр по классу профессора Бориса Григорьевича Тевлина, а в 2000 году диплом с отличием – как дирижёр симфонического оркестра по классу профессора Игоря Артуровича Дронова. При этом писал музыку, и как стажёр занимался ещё и на факультете композиции в классе профессора Романа Семёновича Леденёва с 1993 по 2000 годы. К тому времени у нас со Светланой, моей супругой и продюсером оркестра, уже было трое детей, приходилось работать в течении всех лет обучения в консерватории, чтобы обеспечивать семью. Будучи студентом второго курса дирижёрско-хорового факультета, я устроился на работу певцом в Мужской хор Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Два года пел под управлением иеромонаха Феодосия (Ушакова), нашего регента. Параллельно этому в 1996 году настоятель Подворья и мой духовник игумен Лонгин (Корчагин), ныне Митрополит Саратовский и Вольский, предложил мне стать регентом братского хора. С того времени профессия хорового дирижёра заключается для меня в регентском служении. За годы своей активной исполнительской деятельности хор приобрел серьезную репутацию. Он участвует в важных Патриарших службах, в том числе и в Кремле. Сейчас у нас в развитии тема женского хора. Создан и детский хор из 80 человек. Этот детский коллектив выступает со Столичным симфоническим оркестром, собираемся гастролировать. Мне кажется, что для творческой жизни Столичного симфонического оркестра важное значение имеет то, что наработки мои в церковном пении невидимым образом реализуются в оркестровом звучании. Это коротко объяснил мой духовник владыка Лонгин: «Ты через верующее сердце пропускаешь классическую музыку». Так же и церковную музыку мы пропускаем через «классическое» сердце.

Ирина Борисова: Можно ли спросить о репертуарной и гастрольной перспективе Вашего оркестра? О Ваших исполнительских планах?

Владимир Горбик: Мы стараемся исполнять редко звучащие сочинения по возможности в хорошем качестве. Как-то дирижёр Тимур Мусаев в статье «Оркестровые эскизы дирижёра» удачно сформулировал мой стиль работы с музыкантами: "В своей деятельности коллектив оркестра предпочитает проверенную временем музыку и традиционный исполнительский подход, в котором должны быть растворены высокие духовные задачи". Восприятие нашими музыкантами русской и западноевропейской классики, современной музыки опирается на ценнейший опыт дирижёров прошлого: Евгения Светланова, Герберта фон Караяна, Бруно Вальтера и современных дирижёров: Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Рикардо Мути. В одном из концертов мы исполнили Четвёртую «Трагическую» симфонию Шуберта и Первую Мендельсона. Музыка гениальная, но в России почему-то не звучит... Обе написаны композиторами в молодом возрасте, от них такой свежестью веет! Подлинной молодостью души! Мне бы хотелось, чтобы и они не оставались на втором плане, в тени, скажем, Неоконченной симфонии Шуберта или Итальянской Мендельсона. В контексте исполнения забытых шедевров 17 февраля 2020 года в Светлановском зале Дома Музыки в нашем исполнении прозвучала увертюра «Манфред» Роберта Шумана - гениальная музыка, которая звучит в России очень редко! 30 октября 2019 года мы дали первый концерт из серии, посвящённой русско-американской дружбе «Ломая границы» в нью-йоркском католическом соборе Святого Иоанна Непомуцкого на Манхэттене. Об этом концерте отозвался один из серьёзнейших музыкальных критиков Америки Джеймс Элан Алтина - заместитель главного редактора журнала «Фанфара», ведущего мирового издания, публикующего рецензии на записи классической музыки. Начиная с 2010 года, он опубликовал более 1100 рецензий, в том числе на полные собрания записей Баха и Верди, а также внёс свой вклад в подготовку полного собрания онлайн-дискографии дирижёра Бруно Вальтера. Для нас исключительно важно его мнение: «Во второй половине концерта прозвучало произведение в контрастном романтическом духе - всеми любимая Серенада для струнных Чайковского. Исполнение было превосходным, я не думаю, что услышу в моей жизни трактовку лучше. Владимир Горбик, как всегда, дирижировал с огромной выдержкой, не испытывая при этом недостатка эмоций. Его интерпретация была по-настоящему выразительной, но она не впадала в излишнюю романтизированность и чрезмерную чувственность. Богатая акустика собора помогала ему добиваться полноценного, теплого и насыщенного звучания от своих оркестрантов, при этом всегда сохранялась абсолютная четкость всех инструментальных линий, находящихся в идеальном балансе и исполненных с тонкой динамической нюансировкой. Также было удивительно, какое богатство звука получил Владимир Горбик от низких струнных - это черта, характерная для русской исполнительской традиции. Оркестр играл «бархатным» звуком, мастерски точно, с большой душевной самоотдачей и в конце заслуженно получил бурные аплодисменты». Осенью 2020 года, Бог даст, проведём в этом же соборе на Манхэттене второй концерт. В нём примут участие мои ученики - дирижёры из Америки и Канады. Будет звучать русская симфоническая музыка по просьбе Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Илариона и епископа Манхэттенского Николая. Эти высокие гости своим присутствием сообщают особую значимость концертам. Собор Святого Иоанна Непомуцкого стал нашей нью-йоркской оркестровой базой по милостивому предложению его настоятеля отца Ричарда Бейкера. Будучи католическим пастором он, однако, тяготеет к русскому духовному началу, видимо,  поскольку сам родом из Словакии. Ему нравится, что я регент Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Отец Ричард буквально влюблён в художественную миссию Столичного симфонического оркестра, которая заключается в исполнении произведений композиторов русской симфонической школы в Америке. Мне кажется, пространство, куда люди приходят помолиться, духовно соответствует внутреннему содержанию русской, да и европейской классической музыки, помогает достигать взаимопонимания между нашими народами. Мое исполнительское кредо – укрепление интернациональных культурных связей. В мире пахнет порохом, а хотелось бы, чтобы в жизни наших детей не было войны. И люди за океаном, поверьте, хотят того же. Музыка наряду с искусством танца не требует перевода. Это вечно юное искусство окрыляет и вдохновляет людей любой страны. Выступления Столичного симфонического оркестра под управлением Владимира Горбика многократно это подтвердили. Посещение концерта в залах консерватории или праздничной службы с участием хора в православном храме дарит нам долгое ощущение благодати и благодарности. 

Фотографии - из личного архива Владимира Горбика