Маска и душа


МАСтер и Катерина – художники, о которых хочется сказать, что это планета, четко обозначившаяся на небосклоне художественной жизни Москвы, России и за ее пределами. Но почему одна планета, если художников – двое? Они единое целое – соавторы, у которых есть своя история, которая так же является искусством – умением жить и работать вместе двух творческих личностей. Сами художники рассказывают о романтической составляющей их союза:

Мы, МАСтер и Катерина, – влюбленные художники. Не только в нашем образе, но и в названии творческого тандема есть созвучие с героями романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Наша встреча произошла майским вечером. Мы случайно познакомились в центре Москвы и всю ночь гуляли по ночному городу. Вернувшись домой, МАСтер написал КАтерине: «Ты мне очень понравилась. С тобой легко». Она прочла это как признание в любви. Как сказал Булгаков в своем романе: «Да, любовь поразила нас мгновенно». С тех пор мы вместе.

Еще при первом знакомстве они узнали, что имеют общее пристрастие – любовь к маске. Много лет они путешествовали по миру, собирали большую коллекцию, изучали историю масок разных народов и техники их изготовления. Они сделали поразившее их открытие: основная задача маски – защита своего обладателя.

Изучение маски в культуре разных народов является источником их вдохновения и стержнем их искусства.  Не случайно первые буквы названия их творческого тандема   образуют слово «МАСКА». Маска – их страсть, их альфа и омега.

На выставке художников, открывшейся в начале марта 2020 года в Доме-Музее Ф.И. Шаляпина в Москве, представлены работы последних трех лет. И они выделяются на фоне художественной жизни Москвы.

Подавляющее количество работ у современных художников – пейзаж, уделяется внимание и натюрморту, а вот портретов и жанра совсем немного. Последнее связано с тем, что обращение к Человеку, создание его положительного образа, как это было, например, в советском искусстве, – сегодня крайне трудны. Человек, и в том числе художник, в современном мире насторожен, растерян, – обещанное ему светлое будущее – коммунизм так и не был построен. И потому лишь Природа является для него тем доверительным Лицом, с которым ему сегодня хочется общаться.

Однако, творчество МАСтера и КАтерины обращено к человеку.  Они открывают возможность благожелательного отношения и неуемного к нему интереса.

При этом излюбленный жанр современных художников пейзаж, присутствует в их творчестве, но он преображается в космос, как некое необъятное пространство и одновременно обозримое зрителем.  Все это благодаря простому и древнему приему, локальному цвету и фону, который на каждой работе обогащен по-новому найденными деталями.  И на этом космосе-фоне авторы представили скульптуры, в которых помимо традиционности раскрывается глубоко современный подход к маске. Для них она – человек, на котором лежит отпечаток эпохи и времени. А, с другой стороны, это сам персонифицированный Космос. Однако, маски народов мира очень разнятся между собой. Одно дело венецианские, и их преобладанием человеческого начала, на котором лежит отблеск античной культуры и эталон ее красоты, и совсем иная монгольская маска. Один ее внешний вид, в котором лицо божества, совмещает в себе облик человека неотделимого от земной фауны, должен был отпугивать врагов буддизма и потому имел достаточно зловещий вид.

Произведения Мастера и Катерины отражают русский менталитет авторов. Он сопрягается с идеями русских космистов, воспринимающих Космос живым и благожелательным к человеку. Его облик близок христианскому пониманию Бога, неизменяемого, Который есть любовь, но отличается от Него тем, что он обладает качеством самоорганизации и претерпевает эволюцию. Благо, заключенное в Космосе, приводит человека, чувствительного к его настройкам, к восприятию его призыва к самосовершенствованию. В работах «Жизнь» 2019. «Впечатления» 2016, «Мечтатель», «Ночь и июле» герои-маски авторов пребывают вне земного времени и пространства и уж тем более вне социума. Путь, связанный с самосовершенствованием, где путеводитель сам Космос, по мысли авторов, более значимым, чем социальный прогресс.

Но кроме этого художники с помощью маски так же совершают путешествия в историю древнего мира, средневековья, современности.

Вызывает удивление, почему современный человек так много времени уделяет изучению истории. Ведь все что было, оно прошло… Авторы раскрывают важную мысль. Все происходившее, никуда не ушло, оно остается в информационном поле космоса. Через фрагментарно оставшиеся артефакты древнего мира герои ушедшей цивилизаций взирают на нас из космоса, дают нам оценку и предупреждают.

Работа «Пустыня» 2017 создана под впечатлением культуры древних этрусков.  Фоном для маски стал черный холст. Золотая маска, пронизана глубоким кракле, символизирующим обезвоженную почву. Маска плачет, предупреждая об ограниченности запасов питьевой воды – на щеке застыла голубая мерцающая слеза.

Тема предупреждения раскрывается авторами и в работах, созданных на основе   конкретных драматических событий последнего времени – пожара собора Нотр-Дам де Пари. В работе «Трагедия огня» 2019, на фоне пылающего обобщенного образа готического собора лик Божией Матери с каплями слез на щеке.

Работы из серии «Комедиа дель Арте» уходят корнями в средневековый театр Западной Европы. Винно-красный фон, на котором представлены маски, символизируют чувства, страсти, которые своеобразно канонизированы определенным ролями героев, и одновременно предназначены для импровизации. Маски и написанные рядом с ними на красном фоне, черно-белые фигуры героев Народного театра, созданных  под впечатлением от рисунков Мориса Санд – сына писателя Жорж Санд –находка, где проигрывание ролей актерами и сопереживание их достаточно низменных страстей зрителями, составляли важный аспект психотерапии   средневекового  зрителя.   Это оказывается актуально и для современного человека.

Самый любимый образ художников Джокер. Ехидный и одновременно мудрый, жесткий и добрый. Этому образцу посвящен ряд работ художников. Некоторые из них «Шут Лира», «Сказочник», «Мечтатель» представлены на выставке. И все они носят разные имена и смыслы. Есть очевидная родственная связь между ними и русским Иваном, о котором в сказках говорилось, что он, младший и «вовсе был дурак». Но почему дурак оказывается, в конечном счете, в выигрыше, почему Удача на его стороне?  Авторы чувствует, что им особенно легко с этим образом. Русский человек всегда полагается на чудо. Нет добрее сказок, чем русские. После эпохи Возрождения культ рационального мышления, охвативший всю Европу, в новейшее время перерос  в культ науки, которая казалась всесильной. Однако, ее границы четко обозначает народная мудрость, гласящая «Пути Господни неисповедимы». И Джокер, и наш Иван-дурак все тот же настрой на космический разум, и отчасти его персонификация, который отнюдь не синоним человеческому интеллекту.

При слове «маска», у широкого круга зрителей возникает в памяти карнавальная Венеция.  В русле этого представления созданы работы авторов «Карнавальная ночь» 2017, «Роскошь» 2019. «Донна» 2018. Веселье, беззаботность, праздность и в то же время некая тайна обладателя маски – вот общий настрой этих работ.

Используя традиционные формы венецианской маски, авторы создали работу «Конфуций, выйди из класса» 2020 органически вписавшуюся в потрясающий арт-проект моноспектакля Ольги Калашниковой (актриса, театральный режиссер), по книге «Термитник» писателя Лидии Григорьевой. Маски арт-объект задействованы в спектакле.  Как настоящие артисты, они готовы покинуть свой холст, и выйдя на сцену играть вместе с необыкновенной Ольгой Калашниковой

Одна из последних работ авторов на тему Венеции «Чумной доктор» была выполнена в самом начале 2020 года.   Маска со зловещим носом – как некий протопит противогаза, в экспозиции выглядела довольно неожиданной. Маска «Чумного доктора» – была полной противоположностью беззаботному карнавальному веселью и близка к той, которая использовалась во время чумы в средневековой Венеции. Каркас из папье-маше обтянут винтажной кожей, детали сшиты вручную.  Предположить, что через пару недель после открытия выставки, эпидемия станет вновь актуальна для Венеции, всей Европы и для России было невозможно. Тогда на вернисаже была лишь тучка на горизонте в далеком Китае.  Еще не разразился ураган, но едва слышимые его сигналы, чутко уловили авторы работы. И вскоре в Москве по причине карантина   выставка была закрыта.

Одна из тем творчества художников – одиночество, на которое обречена в современном обществе творческая личность, раскрыта в работе «Пьеро», которая посвящена выдающемуся художнику ХХ века Карлу Лагерфельду.

В работа «Пьеро» есть важная деталь, также составляющая отдельную тему. Маска человека и животного соседствует друг с другом на равных, и человек уже смещен с пьедестала, где он пребывал венцом творения. В работах «Север» 2019, «Кошка. Китай»» 2019 уже и само животное в центре вселенной, но как же человек?..

Мысль, которая прочитывается в их работах – это чувство родства со всем живым. Эта глубинная особенность нашей культуры запечатлена в русском языке. Корень слова родство – род, однокоренное со словами – роды-родильница-родник-порода-природа-народ. Многие из этих слов в романо-германских языках не однокоренные. В своей жажде скрепить связи человека со временем и миром русская глубинная культура расширяет понятие «рода» до всего живущего на земле, до всех земных приделов, до вселенной-космоса. Не случайно своеобразной подписью творческого тандема МАСтер и КАтерина является наличие шара или изображения круга как символа единения всего Космоса. Этот шар присутствует в работе «Север», «Кошка. Китай», которая еще раз подтверждает включенность всего живого в единый круг. Слово «порода» в русском языке может означать как породу животного, так и породу горную, в отдельных случаях и человека. Авторы в некоторых работах используют кристаллы «Сваровски», артизанальные украшения, используемые ими винтажное кружево, возраст которого около 120 лет, включая их также в  понятие «рода» деятельности,  а также подлинные ноты, звучание которых слышит зритель, имеющей то особое  внутренне ухо.

Творчество МАСтера и КАтерины приоткрывает тайну традиционной маски. Ее функции оберега тесно связаны и реализуются тогда, когда зритель осознает, что все вокруг него живо и порождает у него чувство космической ответственности за все, что происходит с ним и вокруг него. Программа совершенствования, выполняемая как импульс-наказ благожелательного космоса, и есть главный оберег в современном мире.

Искусствовед МСХ

Елена Лисенкова