Западноевропейское оружие XV-XVII веков (из коллекции Эрмитажа)


Основу выдающегося по своим масштабам и значению собрания предметов западноевропейского оружия в Эрмитаже составляет большая императорская коллекция, формирование которой было начато ещё в 1810 году. В 1885 году она поступила в Эрмитаж из царскосельского Арсенала. В дальнейшем фонды неоднократно пополнялись. …они являются крупнейшими в стране…

В зале… представлены разнообразные предметы западноевропейского боевого, турнирного и охотничьего оружия, холодного и огнестрельного; оружия наступательного и оборонительного; экспозиция позволяет на первоклассных образцах проследить основные этапы его развития с XV по XVII век. …выставлено вооружение воина XV века. Кольчуга, одетая поверх ватной стёганой рубашки-гамбизона, предохраняла от режущих и рубящих ударов, а шлем-салад с прорезью для глаз защищал голову и верхнюю часть лица. Тяжёлая, ржавевшая при увлажнении и нагревавшаяся на солнце кольчуга в дальнейшем, однако, оказалась ещё и уязвимой, так как оружейники создали кинжал для пробивания кольчуг, трёхгранный острый конец которого свободно разрывал кольца и поражал воина. Именно это привело к появлению сплошного пластинчатого доспеха.

Великолепный образец такого «готического доспеха» (на его удлинённых и подчёркнуто острых формах отразилось влияние искусства готики), созданный в Аугсбурге в первой половине XV века мастером Лоренцом Хельмшмидтом, находится в экспозиции… Доспех прикрывал почти всё тело рыцаря подвижно скреплёнными пластинами, шлем полностью защищал голову. Такой доспех весил в среднем 16-20 килограммов. Но к этому добавлялся вес кольчуги, одетой снизу, защищавшей неприкрытые участки между пластинами, и, кроме того, тяжёлый груз наступательного оружия (мечи: одноручный и дополнительный – «в полторы руки»; копьё длиною более трёх с половиной метров, которое приходилось опирать на специальный крюк нагрудника; боевые топор, молот или булава).

«Кавалькада рыцарей»… (…использованы для комплексной демонстрации всего вооружения всадника) даёт представление о том, как выглядели, помимо рыцарских лат, полудоспехи (существовали и полные доспехи), защищавшие в бою коней. Общий вес вооружения в этом случае оказывался весьма внушительным – от 40 до 80 килограммов. Требовались очень выносливые кони, да и сами рыцари должны были обладать большой физической силой, иметь особые профессиональные навыки и быть хорошо натренированными. Специальное турнирное оружие помогало воинам оттачивать мастерство, участвуя в состязаниях – турнирах. И боевое, и особенно турнирное оружие богато декорировалось. При этом использовалась разнообразная техника украшения: воронение стали, её окраска с помощью прокаливания, позолота, инкрустация, гравировка, травление и чеканка. Интересны и образцы оружия главных врагов феодалов-рыцарей – крестьян и горожан. Оружие крестьян напоминает привычные для сельских жителей орудия труда – боевая коса, цеп, бич. Особое место занимает «моргенштерн» («утренняя звезда») – насаженный на древко тяжёлый наконечник в виде широкого ножа с расходящимися в разные стороны шипами. Это оружие служило и профессиональным армиям. В борьбе с рыцарской конницей пехотинцы-горожане часто использовали древковое оружие, чтобы дотянуться до сидящего высоко в седле противника. Экспозиция знакомит со всем многообразием форм этого оружия: алебардами (соединение укреплённого на древке топора с копьём и шипом), глефами (копьё с шипом и серпом), расседлывателем (он похож на ухват, концы которого смыкались, захватывая рыцаря за горло). Применялись также луки и арбалеты.

В XVI веке усиливается защитная броня рыцарей. Появляется «максимилиановский доспех». Он отличается от «готического» не только по внешнему виду (изменение моды – уже не камзол с узкой «осиной талией», а широкий кафтан, исчезают также и длинные острые носки на обуви – отражается и на форме доспеха). Несмотря на более тонкую броню, что соответственно уменьшает её вес, доспех обладает повышенной прочностью благодаря рифлёной поверхности металла, при этом желобки расположены так, что помогают отводить в сторону удары. Специальное приспособление – «ожерелье», к которому крепятся части доспеха, - равномерно распределяет нагрузку на плечи.

Забрало, прикрывающее лицо, вне боя может быть поднято. Предусмотрена и защита от ударов «расседлывателя» Но и эти усовершенствования недолго выручали рыцарей. 

Рост городов с их развитым ремесленным производством всё более обеспечивал жителям превосходство в борьбе с феодалами. Появление в Европе с начала XIV века огнестрельного оружия и особенно дальнейшее его совершенствование окончательно изменили соотношение сил в пользу горожан. Доспехи и даже полудоспехи с их особо мощной бронёй уже не могли надёжно защитить рыцарей в бою. Пуля, посланная из мушкета (весила до 50 г), на дистанции до 200 метров могла пробить доспех. Однако боевой мушкет был тяжёл (6-8 кг), и при стрельбе его опирали на подсошку.

С начала XV века на огнестрельном оружии появился фитильный замок. Это избавило стрелков от необходимости держать зажжённый фитиль, или трут прямо в руке и подносить его к запальному отверстию для выстрела. Около 1500 года создаются колёсные замки. Один из вариантов такого механизма был изобретён Леонардо да Винчи. При трении вращающегося стального колёсика (огнива) о пирит курка искры вылетали на затравочный порох и происходил выстрел. Отсутствие в колёсном замке заранее зажжённого фитиля позволило широко применить огнестрельное оружие, в частности пистолеты, в кавалерии. Но изготовление таких замков было делом сложным (недаром некоторые цехи присваивали звание мастера лишь тем, кто самостоятельно мог сделать подобный механизм). Стоили они дорого. Поэтому появившиеся в середине XVI века кремневые замки, где искры возникали при ударе кремня об огниво (пластинку из стали), благодаря простоте устройства и дешевизне, сразу получили распространение. Замечательные образцы всех типов замков (часто двойных на одном мушкете, аркебузе или пистолете) богато представлены в коллекции Эрмитажа. Перезарядка оружия с дула после каждого выстрела замедляла и затрудняла ведение боя. Оружейники, стремясь решить проблему скорострельности, пытались увеличить количество стволов, но это резко утяжеляло оружие. Эффективнее оказался другой путь – использование револьверного магазина, поворачивая который, можно подводить к стволу следующий заряд. Прекрасным образцом такого оружия служит богато украшенный инкрустацией охотничий восьмизарядный мушкет – револьвер с фитильным замком, созданный в Германии около 1600-1610 годов.

…выставлен ещё один выдающийся образец художественно оформленного оружия – охотничья аркебуза с колёсным замком (второй, фитильный, утрачен). Исполненная в Мюнхене в 1590-1600 годах мастером Германом Фишером, она имеет ложу, украшенную инкрустированным гравированным рогом, а также рельефные изображения из рога на золотом фоне. К числу наиболее выдающихся предметов художественного оружия относятся также полудоспех и щит с эмблемами испанского ордена Сант-Яго, орнаментированный позолотой, эффектно оттеняющей красоту воронёной стали (Аугсбург, конец XVI в.), и щит-рондаш из золочёной бронзы с чеканным изображением сражения работы аугсбургского мастера Иорга Зигмана (1527-1601). Каска-бургиньот, наруч, перчатка и щит-рондаш (части полудоспеха главнокомандующего войск Венецианской республики Сфорца Паллавичино, вторая половина XVI в.) – одна из вершин искусства оформления оружия (металл окрашен прокаливанием и имеет красноватый оттенок, на каждом предмете – рельефный семиглавый дракон – эмблема владельца и орнаменты, исполненные с применением техники таушировки – тонкая золотая нить заполняет пазы-углубления, составляющие узор на поверхности доспеха). Интересна также богато декорированная скульптурно выполненными гирляндами виноградных лоз, фигурками амуров и других божеств пушка, созданная во второй половине XVII века в Венеции мастером Франческо Маццароли, а также многие другие экспонаты обширной, имеющей мировое значение эрмитажной коллекции. …большие картины с изображением охотничьих сцен (в них люди используют оружие, аналогичное…) – это так называемые картоны, служившие в прошлом для изготовления по ним тканых ковров – шпалер. Их исполнение приписывается фламандскому живописцу Франсу Снейдерсу…

Юрий Шапиро 

На фото представлена гравюра с мушкетом