Искусство Англии XVII-XIX веков (из коллекции Эрмитажа)


Среди картин, представленных на сравнительно небольшой выставке, где преобладает английская портретная живопись, выделяются произведения двух крупнейших художников Джошуа Рейнолдса (1723-1792) и Томаса Гейнсборо (1727-1788).

«Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой» Рейнолдса. Сюжет, лежащий в основе этой картины, был заимствован художником у древнегреческого поэта Пиндара. К колыбели младенца Геракла, рождённого царицей Алкменой от Зевса, ревнивая жена верховного бога Гера посылает двух больших змей. Но тревога испуганной матери, бросающейся на помощь сыну, напрасна: могучий младенец сам душит змей. О причинах обращения к этому сюжету Рейнолдс писал: «Я избрал темою сверхъестественную силу Геракла ещё во младенчестве, ибо сюжет этот допускает аналогию (по крайней мере, отдалённую) с недетской, но столь известной мощью Русской империи». Даже в мифологической композиции Рейнолдс, будучи прекрасным портретистом, многим лицам придал портретный характер. В старике-прорицателе Тиресии, предсказывающем великое будущее Гераклу, современники узнавали друга художника философа Джонсона; в богине Гере, наблюдающей с облаков за ходом исполнения своей мести, есть сходство с английской актрисой Саррой Сиддонс, и даже малютка Геракл написан портретно с конкретного ребёнка. Масштабность композиции, героическое и занимательное содержание, расположение фигур в несколько «этажей», разнообразие их ракурсов, контрасты света и тьмы и другие приёмы искусства барокко, умело использованные в картине Рейнолдсом, производили на современников сильное впечатление. Помимо гонорара, Екатерина II прислала живописцу в дар бриллиантовую табакерку со своим портретом и тогда же поместила его творение в Эрмитаж.

По заказу Г.А. Потёмкина были созданы и две другие сюжетные картины Рейнолдса: «Воздержанность Сципиона Африканского» и «Амур развязывает пояс Венеры».

«Дама в голубом». Имя красавицы, запечатлённой на этой картине Томасом Гейнсборо, окончательно не установлено. Ранее предполагали, что это дочь адмирала Боскоуэна, по мужу – герцогиня Элизабет де Боуфорт. Этой работе Гейнсборо присуща известная сдержанность. Спокойствие позы, изящество жеста, одухотворённое лицо подчёркивают благородство и утончённость образа молодой очаровательной женщины. Изысканно нарядно сочетание розоватых тонов её нежного лица с серебристо-серыми, белыми, голубыми тонами напудренных волос, платья и шали. Гейнсборо – блестящий колорист. Его особая живописная манера – наложение красок жидким полупрозрачным слоем, создающим впечатление воздушности, лёгкости, быстрые мазки, нанесённые тонкой кистью, любовь к полутонам – придаёт образам поэтичность и изящество.

«Сервиз с зелёной лягушкой». Почётное место в экспозиции… занимает также знаменитый «Сервиз с зелёной лягушкой», созданной в 1774 году по заказу Екатерины II выдающимся керамистом Джозайей Веджвудом (1730-1795). В росписях, выполненных коричневым цветом по желтоватому фону, запечатлено 1244 вида Англии (ландшафты с архитектурными памятниками). Непременный знак на каждом из 952 предметов сервиза, рассчитанного на 50 персон, - изображение зелёной лягушки (сервиз предназначался для дворца вблизи Петербурга, в местности, название которой в переводе с финского звучало как «лягушачье болото»).

Юрий Шапиро

На фото представлена картина "Дама в голубом" Томаса Гейнсборо