История финансовой стратегии и тактики в области искусства


         Объединения русских художников и владельцев картин для своей успешной деятельности должны хорошо представлять себе законы рыночных отношений в мире искусств. Искусствоведы обычно выпячивают одну сторону этого мира – художественную.

Большинство людей, соприкасающихся с миром искусств, видит только красивую картину в золоченой раме – это занавес, за которым прячется самое интересное. Слегка приоткроем этот занавес.

В апреле 2000 года на аукционе «Сотбис» картина Казимира Малевича «Супрематизм» была продана за 20 миллионов долларов. Впервые так высоко была оценена картина русского художника. Этой суммы достаточно, чтобы в течение десяти лет ежемесячно выплачивать зарплату в 100 долларов 175 людям. Эксперт фирмы «Сотбис» Чарльз Мофет в апреле 2000 г. предполагал, что на аукционе «Сотбис», который должен был состояться в мае, картина Клода Моне «Портал» будет продана за сумму в 20 млн. долларов, за 15 млн. долларов - картина Пикассо «Ваза с фруктами», за 2 млн.$ - статуэтка Анри Матисса и т.д. Картины были проданы на 5-7 млн. долларов дороже.

Вот одно из чудес рынка произведений искусств. Если бы удалось в один день продать за доллары по ныне существующим ценам все картины импрессионистов, постимпрессионистов и авангардистов, то, при условии, что кто-то продолжал бы после этой продажи отоваривать выплаченные суммы, то все человечество в течение 100 лет могло бы безбедно существовать на вырученные от этого аукциона деньги.

  Один остроумный француз назвал Камила Коро «автором 3000 картин, из которых 10000 продано в Америку». Но правда оказалась еще сенсационнее шутки. Рене Хьюг насчитал в одной Европе около 30 000 работ Коро. Только лишь в США было ввезено 9428 картин Рембрандта, 113254 рисунка Ватто…».  (с. 15-16 Либман М., Островский Г. Поддельные шедевры. М. Советский художник. 1966 г.).

Любой коллекционер знаком с ренессансными подделками бронзовых античных статуэток. Некоторые из них сделаны с таким мастерством, что еще и по сей день красуются в витринах античных залов музеев. Были скульпторы, которые буквально специализировались на такого рода подделках. Один из них даже заработал прозвище Антико, т.е. Античный. Известно, что ранняя слава Микеланджело в какой-то степени зиждилась на подделке. Молодой и еще неизвестный Микеланджело создал статуэтку купидона, а некий Бальдассаре дель Миланезе предложил перепродать ее как «античный подлинник». Сделка удалась, и статуэтка приобрела большую известность. Подлог вскоре раскрылся, но Микеланджело в Рим «прибыл уже знаменитостью – скульптором, сумевшим подняться до мастерства древних ваятелей. Именно в этот период юноша получил первые большие заказы».

Коллекционеры и владельцы картин должны понимать, что рынок произведений искусства имеет те же самые законы, что и рынок прочих товаров и капиталов. Некоторые владельцы капитала зачастую рассматривают коллекционирование произведений искусства, как средство сохранения капиталов и способ извлечения прибыли. В этом стремлении коллекционеры входят в противоречие с торговцами. Как только на руках у коллекционеров оказывается контрольный пакет акций под названием «выдающиеся произведения определенной серии» эта серия перестает приниматься на торги, интерес антикваров к этой серии пропадает и следует обрушение пирамиды. То, что было куплено за миллионы долларов, сначала не принимается за сотни тысяч, а потом и за десятки тысяч долларов. Модный художник выходит из моды, его забывают, как было с Грезом, Ватто, и другими художниками 18, 19 веков, которых заново открыли и «пустили в серию» уже в двадцатом веке.

Какова же стратегия и тактика по созданию пирамиды? Вдумайтесь, суммарный уровень продаж картин импрессионистов за сто лет достиг двух миллиарда долларов. Если учесть, что само создание этих произведений фактически не стоило продавцам ни копейки, то всю прибыль принесла правильная рекламная компания и затраты на ее ведение. Сегодня аукционы и поделили рынок, годовой оборот которого, по самым скромным подсчетам, составляет 5 млрд. $. Какими же принципами руководствуются знаменитые антиквары? – «Покупателям ни к чему знать историю предметов, выставляемых на торги. Руководствуясь тем же принципом, мы держим в секрете и их имена».

Становится понятно, что «поиск» недостающих произведений великих мастеров будет продолжаться всегда, и эти произведения всегда будут вновь и вновь находиться.

Непримиримая вражда между «Сотбис» и «Кристи» оказалась тонко продуманной игрой, принесшей миллиардные прибыли. 15 мая 1990 года портрет Поля Гаше кисти Ван-Гога был продан на торгах за 82 млн. долларов, а 18 мая на аукционе ушла картина Ренуара за 77 млн. долларов. Это возбудило первые подозрения в том, что обе компании действовали по сговору. Только на комиссионных обе компании имели от 15 до 20% прибыли.

Какова же технология подготовки сверхприбылей в области искусства? Во-первых, совершается «посев». Под «посевом» имеется в виду контроль над творчеством определенного художника или художественного направления. Во-вторых, рекламная компания, которая может длиться десятилетиями. «Посев» требует согласованных действий, значительных сил и средств. Конечно, подобные действия не совершаются одиночками или в одиночестве.

Каким же требованиям должны отвечать художники, чтобы их «посеяли». Во-первых, плодовитостью, во-вторых, узнаваемостью, в-третьих, иметь романтическую или приключенческую легенду. Далее необходим период созревания, когда картины пропускаются через вереницу фиктивных продаж. Когда многократно в прессе и на телевидении будет заявлено о свершившихся покупках шедевров нового гения, к покупкам «шедевров» начинают приобщаться покупатели со стороны, не участвующие в деле. Чтобы подогреть ажиотаж из года в год следуют все более сенсационные продажи и покупки.

         Конечно, все это игра со стороны посвященных в интригу, для того чтобы втянуть в нее настоящих покупателей. Настоящие покупатели – это коллекционеры или желающие выгодно поместить капитал. Они появляются, как только будет перейден 10% уровень доходности от перепродажи.

Кто же покупает произведения искусств за миллионы долларов? Основные покупатели – это класс фиктивных миллионеров, якобы уже разбогатевших на том или ином прибыльном бизнесе. Этих «миллионеров» снабжают роскошными машинами, поселяют в особняках или шикарных апартаментах дорогих гостиниц, они устраивают банкеты и приемы для настоящих миллионеров. «Фиктивным миллионерам» ставится задача вовлечь в ту или иную игру или деятельность настоящих миллионеров, которые передадут создателям «пирамид» накопленные ими капиталы взамен «тюльпановых луковиц», «шедевров искусства» и других таких же надежных акций сверхприбыльных предприятий.

Мир торговли произведениями искусства далек от идеализма. В мире торговли произведениями искусства фигурируют огромные денежные суммы. Этот мир подконтролен, прогнозируем и имеет свои законы. Произведение искусства имеет три основных составляющих – художественную, идеологическую и коммерческую. Много лет наше российское и советское общество приучали рассматривать только две составляющих – художественную и идеологическую.

Мы рассмотрели авантюрную сторону мира искусств, мира искусственных ценностей. Россия всегда иначе строила свою жизнь, в том числе и искусство.

Кто был и есть основным заказчиком и поставщиком художественных произведений? Главным заказчиком и поставщиком художественных произведений является государство. Для государства произведение искусства является одним из средств налогообложения. Создавая произведение искусства в подконтрольных ему мастерских и академиях, государство преследует двоякую цель - проверяет граждан на идеологическую и финансовую лояльность.

У художника есть три пути: первый – встать под знамена государства, тогда оплачивать его творчество будет правительство.  Второй путь – встать в оппозицию правительству, тогда оплачивать его творчество будет оппозиционная партия и враждебные государству силы; третий путь – сделаться «свободным художником», в этом случае он сможет надеяться только на случайные заработки или рассчитывать на карьеру уличного живописца.

Сколько же художников может прокормить, сколько шедевров может оплатить мировой рынок? Сколько и за какую цену могли бы продаваться картины русских художников на современном российском рынке, при каких условиях могли бы русские художники выйти на мировой рынок? Например, торговцы бриллиантами точно определили границы и емкость своего рынка. Основные покупатели бриллиантов – это люди, заключающие брачные союзы. Семь миллионов пар ежегодно заключают браки, ровно столько совершается продаж бриллиантов. Любое стремление продать больше, понижает цену бриллиантов. Следовательно, в интересах объединений художников и владельцев произведений искусства должен быть составлен реестр художников, чьи произведения признаны составителями в качестве художественной и исторической ценности.

Нигде в мире не существует и не существовало рыночной стихии, о которой так много говорилось в последнем десятилетии. На самом деле все регулируется государством и теми силами, которые стоят за государством. Никаких других денег, кроме бюджетных, ни в мире, ни в государстве не существует и никогда не существовало. Меняется только вид распределения этих денег. Роль министерства временно может перейти к художественному фонду, а от него к торговому дому, но, в конце концов, все сосредотачивает в своих руках государственная власть, которая каждой сестре дает причитающуюся ей серьгу, одной сестре – бриллиантовую, другой сестре – медную.

Объединениями художников и владельцев картин должны приветствоваться государственные программы поддержки культуры. Что это значит? Предприятия, объединения производств, культурные и медицинские учреждения должны постоянно покупать произведения искусств из реестра произведений. Но никто без государственного принуждения не будет тратить на это свои деньги. И в эпоху меценатов, Саввы Морозова, негласно действовало это принуждение.

Объединения художников и владельцы произведений искусства должны объединяться по трем принципам. Наиболее перспективный путь – это поддержка государственной идеологии и обеспечение поддержки курса правительства. Однако, на этом пути есть свои трудности – он часто бывает слишком непроходим из-за большой конкуренции желающих «помогать» правительству. Тот, кто не выдерживает борьбы за близость к правительственным кругам, может попытаться занять оплачиваемые места в оппозиционном лагере. Для тех, кому не удается и это, остается только перейти в лагерь «свободных художников».

Все общественные организации во все времена существовали либо на бюджетные деньги государства и правительства, либо на деньги тех организаций, которые борются с правительством и государством. С государством борются зарубежные силы, с правительством - те силы, которые сами хотят стать следующим правительством. Чтобы занять наиболее благоприятную нишу, общественная организация должна своим авторитетом поддерживать курс правительства, устраивать мероприятия в поддержку инициатив правительства, озвучивать или облекать в живописную форму его намерения. Чтобы получить доступ к бюджетным деньгам, она должна участвовать в государственных мероприятиях, направлять своих экспертов-представителей в думские комитеты и правительственные советы, получать приглашения на торжества и юбилеи, активно сотрудничать на стороне правительства в средствах массовой информации…

Михаил Гуськов