Связующее звено между художниками разных поколений и направлений. Московские творческие союзы. Начало ХХ века


        «Москва испокон веков является культурным и духовным центром страны. Она не только хранительница традиций, но и родина новейших идей в искусстве начала ХХ века, связанных с ярким и дерзким бунтарством «Бубнового валета», с творчеством создателей новейших течений кубофутуризма, супрематизма, лучизма. В Москве в 1920-е годы ещё жила седая старина, сохранившаяся в архитектуре, народном укладе. Всё, что происходило в Москве, отражалось в искусстве всей страны. Как художественный центр во всей своей уникальности и неповторимости Москва ещё недостаточно изучена.

А изучать искусство Москвы необходимо, и делать это надо немедля, не только для современников, но и ради будущих поколений, которые не простят нам небрежения к бесценному наследию, ещё имеющемуся в наших руках». (Л.И. Громова).

Как известно, в Москве в начале прошлого столетия насчитывалось более шестидесяти творческих объединений. Следует отметить, что некоторые из них были учреждены ещё до революции. Естественно, что при таких условиях, «борьба идей в искусстве была сложной и многомерной». Действительно, «с одной стороны продолжалось противостояние реалистов и художников авангарда, отрицавших реализм как единственно верное течение».

Некоторые московские художник, признавая великие творческие деяния мастеров прошлых эпох, пытались в своём личном творчестве искать новые пути, созвучные современности.

В небольшом газетном формате, конечно, невозможно (да и нецелесообразно) даже перечислить названия шести десятков существовавших в то время московских творческих организаций (объединений). Однако стоит упомянуть о десяти самых значимых – тех, которые в основном и формировали художественную жизнь Москвы.

В 1871 году (просуществовало до 1923 года) было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок» по инициативе Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова.

«Товарищество имеет целью устройство… во всех городах Империи передвижных художественных выставок в видах: доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами: развития любви к искусству в обществе; облегчения для художников сбыта их произведений» («С.-Петербургские ведомости», 1871, 23 ноября).

Товарищество устроило 48 передвижных выставок картин в Москве, Петербурге, Киеве, Воронеже, Казани, Одессе, Риге, Харькове, Ярославле и др. городах.

В 1917 году «Товарищество передвижных выставок» состояло из 40 членов: В.Н. Бакшеев, А.В. Маковский, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, Ю.И. Репин и другие.

Несмотря на революционно-военную обстановку в Москве, Передвижники только в 1917 году организовали здесь две выставки. С 20 декабря 1916 года по 10 января 1917 года была показана 45-ая, обширная, выставка картин, а также с 21 ноября по 7 декабря 1917 года – уникальная выставка этюдов, эскизов и рисунков, вызвавшие огромный интерес среди профессионалов и любителей живописи.

Деятельность Училища живописи, ваяния и зодчества (1879-1917) внесла неоценимый вклад не только в московскую историю искусства, но и всей Империи.

По инициативе преподавателей этого Училища В.Г. Перова и А.К. Саврасова были организованы ежегодные московские выставки. На выставках демонстрировались работы только лучших учащихся. Эти выставки были интересными и вполне «зрелыми» в профессиональном смысле, они «поставили Училище на большую высоту». Задача каждой выставки заключалась прежде всего в том, чтобы «поддерживать в учениках увлечение своим делом и доставить им «хоть некоторый заработок, без которого многие становятся прямо в безысходное положение». В 1917 году в Москве были показаны две последние выставки учеников Училища: 38-я (26 декабря 1916 – 8 января 1917) и 39-я (с 25 декабря 1917…)

С 1886 по 1924 год в Москве существовал знаменитый художественный кружок «Среда».

Бессменным представителем кружка и его почётным членом являлся В.Г. Шмаровин – любитель искусства и коллекционер. Участники «Среды» устраивали регулярные рисовальные вечера – «среды», аукционы, а также выставки произведений членов кружка (1911-1918).

В 1917 году кружок состоял из 32-х членов, среди которых были художники Апсит (А.П. Петров), Д.С. Орлов (Моор), С.И. Ягужинский и другие.

Огромное влияние на художественную жизнь Москвы оказало «Московское товарищество художников» - объединение московских мастеров. «МТХ» с 1893 года устраивало выставки – «Выставки картин московских художников». В 1896 году был принят Устав «МТХ», в нём, в частности, говорилось: «Товарищество имеет целью способствовать успеху и развитию искусств в России, а также заботиться об интересах своих членов». После принятия Устава стали организовываться «Выставки картин Московского товарищества художников». Объединение «МТХ» существовало до 1924 года и устроило 26 выставок в Москве, Петербурге, Орле, Саратове и других городах России.

Например, в 1917 году объединение насчитывало 35 членов Товарищества: В.А. Фаворский, И.С. Ефимов, Н.П. Ульянов, О.В. Энгельс и другие.

Правление «МТХ» в вышеуказанном году составляли художники: Ф.И. Рерберг (старшина), В.Н. Домогацкий (секретарь), П.Я. Павлинов (казначей) и др.

В 1910 году в Москве возникло мощное объединение московских мастеров искусства. Многие знаменитые и талантливые художники стали членами этого Общества художников, которое получило название «Московский салон».

Введение к каталогу 1-й выставки картин «Московский салон» гласит: «Терпимость всех верований в искусстве… Соединение различных направлений в живописи на одной выставке, их систематическое группирование выяснит вдохновляющие их принципы и идеи».

Участниками «Московский салон» в разное время были:

         П.П. Кончаловский, П.В. Кузнецов, А.В. Лентулов, И.И. Машков, М.С. Сарьян и др.

На протяжении 1911-1917 годов объединение устраивало систематические выставки живописи, скульптуры и архитектуры.

Последняя выставка группы художников «Московского салона» была показана в 1920 году в Москве как «ХХ выставка отдела ИЗО Наркомпроса». «Московский салон» прекратил своё существование.

Одним из ведущих художественных объединений начала ХХ века в России явился «Союз русских художников». Этот «Союз» был задуман как творческий союз петербургских и московских художников, он просуществовал с 1903 по 1923 год и организовал 18 выставок в Москве, Петербурге, Киеве и Казани.

Особо надо отметить, что петербургские художники с 1910 года очень мало принимали участия в деятельности «Союза». Практически с этого времени «Союз русских художников» стал московским объединением, поэтому и новый устав был принят в Москве.

Итак: «Задача объединения – содействовать распространению произведений русского искусства и облегчить членам «Союза» сбыт их художественных произведений».

В 1917 году объединение насчитывало более 30 членов «Союза»: А.М. Васнецов, С.А. Виноградов, А.Я. Головин, Н.А. Клодт, К.А. Коровин, Н.П. Крымов, Л.В. Туржанский, К.Ф. Юон и др.

Последняя выставка – Весенняя выставка «Союза русских художников» была организована в Москве в 1923 году.

На протяжении всего семи лет (1910-1917) просуществовало, пожалуй, одно из самых прославленных объединений художников России начала ХХ века – «Бубновый валет».

Среди любителей живописи очень трудно найти человека, который ничего не знает об этом союзе знаменитых живописцев. Сотни книг, тысячи статей, различных передач посвящены «Бубновому валету». Поэтому позволим себе напомнить лишь пару фактов, связанных с его короткой, но очень яркой историей.

«Бубновый валет» - объединение московских живописцев, возникшее по инициативе П.П. Кончаловского, А.В. Лентулова, И.И. Машкова и А.В. Куприна.

Через 6 лет, в 1916 году, основатели «Бубнового валета» влились в «Мир искусства».

Последняя выставка общества «Бубновый валет» состоялась в Москве с 16 ноября по 4 декабря 1917 года.

В 1911 году в Москве появилось новое объединение художников – «Свободное творчество» (1911-1918). В разные годы на выставках «Свободного творчества» можно было увидеть произведения А.М. Васнецова, К.А. Коровина, М.В. Нестерова и других известных художников.

Всего общество «Свободное творчество» организовало семь выставок картин и скульптуры.

Годом позже, в 1912 году, в Москве было учреждено общество «Свободное искусство» (1912-1922).

Из Устава Общества «Свободное искусство»:

«Общество художников «Свободное искусство» имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств. Район деятельности – город Москва.

Для достижения указанной цели Общество имеет право устраивать в Москве: а). художественные выставки и б). лекции, рефераты, курсы, музеи и т.п.»

За время своего существования «Свободное искусство» устроило девять выставок картин, графики, индустрии под названием «Современная живопись».

В 1917 году возникло «Общество художников московской школы» по инициативе художников, окончивших «Училище живописи, ваяния и зодчества» - А.А. Андреева, Я.А. Башилова, Н.С. Шулпинова и др.

Цель общества была сформулирована следующим образом:

«Предоставить широкую возможность каждому лицу по окончании школы (Училища) развивать свободно свои художественные силы. Проявить себя как художника вне направлений и кружковщины возможно ярче и полнее, а также объединить бывших учеников Училища на почве искусства».

В 1917 году в объединение входило более 60 художников и среди них: А.М. Герасимов, Е.А. Львов, О.К. Тетевосян, М.М. Черемных и др.

«Общество художников московской школы» просуществовало до 1924 года и устроило всего три выставки.

Московское объединение художников «Звено» возникло в 1917 году. Газета «Вечерние новости», 1917, 23 октября сообщала: «В этом обществе объединились художники, тяготеющие по своим живописным приёмам к «передвижникам», «академической» и обществу петроградских художников». В обществе насчитывалось 36 членов и среди них: П.П. Кузнецов, К.Ю. Клевер (Московский), В.К. Татищев и др.

К сожалению, образно выражаясь, никакой преемственности (т.е. творческой «цепи») между художниками академического направления прошлых лет и современниками Великого Октября, «к ним тяготеющим», не получилось.

Увы, «Звено» оказалось некрепким и не смогло выполнить функцию связующего звена. Просуществовав в течение нескольких месяцев 1917 года, оно сумело показать свою первую выставку 22 октября и последнюю 21 ноября – 3 декабря. На этом символичное «Звено» вполне закономерно распалось…

Мы вспомнили вкратце всего об одиннадцати союзах московских художников начала ХХ века. Напоминаем, что в те годы их в Москве было более шестидесяти! Согласитесь, что остальные полсотни объединений также имели полноценное право на своё существование, претендовали на личную нишу в московской истории искусств и формировали своей деятельностью художественную жизнь Москвы.

Материал подготовил

Александр Стеффан

На фото представлена работа К. Коровина