Антон Лабунскас. Театр балета Бориса Эйфмана. Интервью


Елена Чапленко: С чем Вы связываете основные сложности, которые могут возникнуть при возобновлении творческого процесса после вынужденной приостановки?

Антон Лабунскас: После такого отдыха, наверное, самое сложное будет войти в прежний жёсткий ритм работы. Лично я для себя понял, что за эту изоляцию стал внимательнее относиться к жизни и ещё больше ценить свободное время. Но и по творческой активности соскучился! В частности, я должен был принять участие в концерте прекрасной петербургской певицы Жени Любич, который должен был состояться 28 марта в Детском театре танца Бориса Эйфмана, и теперь перенесён на 19 сентября.

Елена Чапленко: Для создания образа в процессе фотосъёмки Вам важно слышать музыку?

Антон Лабунскас: Музыка меня вдохновляет очень часто, я могу заплакать, слыша какую-либо песню, например. Музыка может затронуть такие струны моей души, что не знаю, кто бы ещё так смог чувствовать, как я. А в плане фотосъёмки я люблю быть сосредоточен на процессе и в этот момент мне достаточно слушать щелчки затвора фотоаппарата. Внутри меня звучит всё, я двигаюсь и создаю красивые образы.

Елена Чапленко: В каких современных тенденциях Вы усматриваете прогрессивное направление в балете?

Антон Лабунскас: Современный балетный танец, благодаря определенной свободе движения и танца, не стесненной многочисленными правилами, позволяет увлечься балетом даже в зрелом возрасте. Ведь танец в стиле модерн не требует отличной техники, в нём главное – природная пластика тела, позволяющая выполнять различные движения, в том числе и сложные движения. В последнее время современный балет получил широкое распространение и в России. Различные элементы классического балета гармонично сочетаются с новыми танцевальными движениями, что даёт свободу вариаций и комбинаций, а это придаёт танцу особую выразительность. Я думаю, что эта пандемия даст огромную почву для современных хореографов, и мы увидим после что-то совсем новое!

Елена Чапленко: Какие литературные произведения, на Ваш взгляд, не могут стать основой для балетной постановки?

Антон Лабунскас: История «дружбы» литературы и танца уводит к истокам возникновения этих жанров. Так или иначе, танец и литература соприкасались и пересекались на протяжении веков. Но их подлинное слияние произошло только в XX веке с возникновением драмбалета, наивысшей точки оно достигло в творчестве Джона Ноймайера, хореографа с чутьём и знаниями филолога, создавшего уникальный авторский жанр литературного балета. Я не люблю, например, когда за основу берут пусть и знаменитое, но слишком скучное и пресное произведение, для меня в таком случае и хореография становится унылой, а если добавляют ещё совершенно не цепляющую музыку, то хочется спать на этом действе. И возникает вопрос, может и не стоило авторам за это браться. А в целом, конечно, пробовать можно с любым интересным литературным произведением, даже с Трактатами Ленина, там уйма разных сюжетов. 

Елена Чапленко: С кем из танцовщиков Вы работаете в настоящее время в качестве репетитора? Какие требования Вы им выдвигаете в плане профессионального сотрудничества?

Антон Лабунскас: Я работаю в театре Эйфмана с артистами кордебалета, а в нашем театре это огромное поле для работы – и массовые танцы, и корифейские, и сольные фрагменты, и разных персонажей, всех артистов не перечислить, дабы никого не обидеть! Я ценю, когда артист прислушивается к моему мнению, и на сцене я вижу потом результат!

Елена Чапленко: Что Вас увлекает вне балетного пространства?

Антон Лабунскас: Вне балетного пространства я веду активную общественную и социальную жизнь. Даю мастер-классы для любителей, провожу специализированные занятия для возрастных моделей, принимаю участие в фотопроектах, устраиваю выставки. Являюсь соавтором социального проекта для детей, которые занимаются балетом «CALENDAR BALLET». Я получаю очень много предложений от организаторов различных видов деятельности – от показа мод до благотворительных экологических акций и, когда позволяет время, я принимаю участие в них. Участвуя в различных мероприятиях, я стараюсь выступать в роли популяризатора балета, потому что считаю, что главная моя деятельность – это донести до людей далеких от балета, что обязательно надо ходить в театр и вкусить это искусство. Люблю отвлечься на кухне у плиты, придумывая что-то новое на этом поприще, и вы знаете, добился уже успеха, даже создал в социальной сети Instagram собственную кулинарную страничку @kulinaroterapia. Это действительно терапия для меня. Могу просто гулять часами по улице и люблю путешествовать.

Елена Чапленко: Вы, пусть даже в шутку, придерживаетесь каких-либо суеверных обычаев в процессе творчества?

Антон Лабунскас: Верю в то, что, если чего-то очень ждёшь, об этом не надо рассказывать никому, иначе не случится! Испытал на себе в разных формах. Помню, я очень не хотел, чтобы произошло одно событие, и специально раньше времени всем трезвонил про него, в итоге оно не состоялось.

Елена Чапленко: Когда Вы формируете собственное мнение о таланте и профессиональных качествах танцовщика или хореографа, Вы, в большей степени, ориентируетесь на его общепризнанный статус или на своё, личное восприятие увиденного?

Антон Лабунскас: Ориентируюсь на своё восприятие в первую очередь, конечно, смотрю и на общее, но не стану хвалить, если мне не нравится, а такое не редко бывает! Но если кто-то очень зацепил и действительно оставил меня в восторге, я не стесняюсь говорить об этом и этому человеку (похвала творит чудеса), и другим – пусть даже вопреки некоторым мнениям!!!

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Антона Лабунскаса

за интересный рассказ

Фотографии - из личного архива Антона Лабунскаса

Фотограф - Алексей Кривцов