Об одной революции в быту населения Дагестана конца ХIХ – начала ХХ века.

О мастерах железных печей с. Харбук


Начнем с того, что такое цивилизация в его общепринятом на сегодня определении. Это стадия или совокупность явлений (локальная цивилизация), связанная с всемирно историческим процессом, с достижением определенного уровня социальности, саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания. Ниже мы поясним, о чем речь.

Когда отдельные исследователи Дагестана пишут об особой «дагестанской цивилизации», иногда хочется поспорить, вспомнив, что до середины ХIХ в. мои земляки-горцы целые 6-7 месяцев в году должны были ютиться в холодных комнатах, не оборудованных печами. При этом думаешь про себя – какая же это цивилизация?  Или, какая это социальность? А потом, как задумаешься, понимаешь, горцы Дагестана жили в условиях длительных зим, жили без отопительных приспособлений в помещениях, но, несмотря на это, разработали уникальные способы выживания, исторически знаковые хозяйственные занятия (террасное земледелие, отгонное животноводство, художественные промыслы и многое другое). И отопительные конструкции разработали бы, наверное, но в истории всегда остается немало загадок, ответы на которые трудно найти.

Не мной сказано о том, что в историческом прошлом оружейное, кузнечное дело Дагестана отвлекало большие запасы железа общества. И мастерам было не до железных печек. И еще. Наши предки привыкли терпеливо жить в таких условиях, в помещениях без специальных отопительных печей, в домах с часто протекающими глинобитными крышами, с фундаментами стен домов на земляной базе (во многих местах так и строили, как писал известный исследователь горской архитекторы Дагестана Геннадий Мовчан). Но несмотря на это, развивали самобытные традиции архитектурной культуры и многие другие исторически значимые новации.

Но, давайте, поближе «к своим баранам» (или «к печкам»), как шутят в Дагестане. Климат в Дагестане разный. Он разнится: на равнине один, в горах другой. Отопительный сезон, например, в сегодняшней Махачкале в 2020 г. закончился в конце апреля, а начался такой сезон в начале ноября, т.е. он продолжался 6 месяцев. Понятно, в горах или в высокогорье зима продолжалась уже 7-8 месяцев. И это не только в текущем году, а так было, можно предполагать, тысячелетиями. Правда, у нас нет климатологических исследований, но, по крайней мере, в последнее тысячелетие в этом плане, можно думать, было так. Исторические источники Дагестана, к сожалению, говорят только о таких катаклизмах, как землетрясения и эпидемии. Наши историки, к сожалению, еще не анализировали данные о катаклизмах, связанных с климатом.

Понятно, что в таких условиях людям жить было очень тяжело. Не потому ли так популярны были в наших горах традиционные шубы из овчины. Их шили и для детей, и для взрослых. Спасало горцев и то, что традиционные села Дагестана расположены на южных склонах, жилые помещения были маленькие, а глина (из нее состояла обмазка стен, крыша, глина использовалась как связка бутовой кладки стен) несколько удерживала тепло. Но не было печей, так необходимых для отопления зимой. А красивые дагестанские камины? Большинство наблюдателей второй половины ХIХ в. были единодушны в том, как писал, ссылаясь на них, известный дагестанский этнограф Магомедзагир Османов, «камины эти никогда не могут нагреть комнаты». Продолжим наблюдения автора. А в более ранний период, по его словам, «очаг располагался в центре помещения, или чуть отступя от продольной сены, не имел дымаря, дым шел в отверстие в потолке, очаг был в углублении и вокруг него можно было садиться на выступы как на скамеечку. Такой очаг в середине ХIХ века сохранился лишь как остаточное явление, хотя в некоторых селениях Дагестана процент его бытования был значителен».

Поэтому, не горячась, укажем, что цивилизация в его народном, узком понимании, это прежде всего тепло, другие удобства быта. Такая цивилизация, на наш взгляд, в Дагестан в условиях длительных зим пришла с появлением здесь в быту железной печи, называемой в популярных публикациях «буржуйкой». К счастью, для этого здесь были и исторические условия – это развитые традиции кузнечного и слесарного дела. Безусловное значение в конце ХIХ в. приобрело и поступление в Дагестан листового железа с Нижегородской ярмарки. Традиционно дагестанские кузнецы не выковывали большие листы из железа, т.к. в этом не было надобности как для оружейного дела, так и при изготовлении изделий для быта, инструментов, сошников и др. Поэтому кузнецы ждали такой металл в начале ХХ в. от купцов или просили заказчиков печей достать их для выполнения заказа.

По краеведческим материалам на сегодня хорошо известна история появления железных печей в ассортименте кузнечного дела Дагестана. Наиболее полно она описана исследователем Хизри Юсуповым по материалам известного кузнечного и оружейного центра Дагестана, родного его села с. Харбук.

Как историк, я делаю выводы и о том, что, возможно, первыми образцами для харбукских мастеров в этом деле могли быть подобные конструкции для отопления, используемые в российской (царской) армии.

Интересно, что первые печки харбукских мастеров и были без ножек, что может свидетельствовать о том, что прототипами их могли служить простые по конструкции первоначальные формы железных печей, используемые в походных условиях российской армией на Кавказе.

Отметим, что в некоторых публикациях появление железных печек на Кавказе относят к началу ХХ в. Харбукский материал свидетельствует о несколько более раннем появлении их здесь. Вместе с тем из-за недостатка материалов трудно проследить историю появления печек-буржуек более точно.

Печное дело дагестанского села с. Харбук получило широкую популярность в ХХ в. Оно выделилось из кузнечного и слесарного производства еще в конце ХIХ – начале ХХ в. Первую железную печь без ножек изготовил, по воспоминаниям старожилов села, в конце ХIХ в. кузнец по имени Алихан. Под такую печь подставляли камни и таким образом поднимали ее до нужной высоты). Печь так и называлась – «печь Алихана». Первая печка представляла собой четырехугольную коробку. Дело в том, что на свободное место под печкой часто ставили запасные дрова-поленницы. 

С появлением печного дела выделилась и отдельная специальность мастера по изготовлению железных труб. Развитие мастерства изготовления железных печей и распространение таких «приборов» часто сдерживалось дефицитом листового железа.

Железные печи сразу же стали популярны в горах Дагестана. Холодные зимы, прохладные осень, весна в горах требовали таких отопительных приборов. А для харбукских умельцев этот прибор дал основу для творческих вариаций. Советская эпоха с его запретами на изготовление оружия также стимулировала более безопасные, «спокойные» кузнечные печные промыслы.  

В итоге все столетие (ХХ в.) в Дагестане «прошло» в условиях комфорта «печной комнаты», появившейся среди комнат жилья. Расширяющееся новое домостроительство обязательно требовало такого атрибута для основной комнаты жилья. Дело в том, что, как свидетельствует языковой материал, у многих народов Дагестана такая комната имеет название «пичла хъал» («комната печки»). Уже в середине ХХ в., по нашим материалам, в большом с. Кубачи, откуда я родом, почти не было семей без железной печи. В базарные дни недели в соседние и дальние села из Харбука выезжали грузовые машины с печками для продажи. Харбукские мастера-печники даже селились в других селах, чтобы получать заказы на месте. Харбукский мастер-печник Ибрагим («харбукский Ибрагим») жил и в с. Кубачи. Такие мастера изготавливали не только печи, но и жестяные трубы, угловые «коленки». Значительно облегчила работу харбукских мастеров-печников промышленность, которая стала выпускать чугунные комплекты для мастеров печного дела (дверца, верх печи с кольцами).  Эти и другие вопросы печного дела, совершившего «революцию комфорта» в традиционном жилье горцев Дагестана, почти не освещены дагестанскими этнографами.  

Продолжим историю харбукской печи. После «печи Алихана» в Харбуке появилась «печь Курбанали». Мастер Курбанали в начале ХХ в. усовершенствовал печь мастера Алихана, изготовив на верхней площадке печи снимающие круги и вделав камеру для выпекания хлеба под топкой. Эти новшества совершили переворот в быту многих дагестанцев. Очаги и камины стали вытесняться ею или превращались преимущественно в декоративное звено убранства комнаты. По полевым материалам известно, что «печи Курбанали» широко производились в начале трудных 1920-х годов. Позже были сконструированы и другие модели печей («шайтIан пич» и др.). Печи выпускались и в местной артели мастеров, организованной здесь в 1930-е годы. Последней моделью харбукской железной печи стала печь 1994 г. мастера Рамазана. Любопытен и факт о том, что в начале 1970-х годов харбукскую печь через почтовую связь отправил в качестве экспоната в Госмузей этнографии народов СССР кубачинец Ахмедханов (Чаквагаджиев) Паша, который известен как «поставщик» этнографических изделий для Госмузея этнографии СССР.

В силу популярности и спроса на такие изделия научились изготавливать железные печи и отдельные мастера соседнего Харбуку села Кубачи (мастера Сабге Сабгиев, Гасан Гужаев). Сегодня производство таких печей налажено мастерами и дагестанского с. Губден, ряда других сел.  Вместе с тем, вызывает сожаление, что дагестанские музеи в свое время совершенно не собирали подобные кузнечные изделия Дагестана. Центральные музеи в этом плане опережали их.

И сегодня «харбукские» железные печи востребованы временем. В этом убеждают ассортимент дагестанских базаров. И реалии горского быта. Только под печную комнату сегодня уже отводится относительно небольшая комната.

Амирбек Магомедов,

доктор исторических наук

Фотографии предоставлены Амирбеком Магомедовым