Большое путешествие маленьких картин Поллайоло


Уффици – не только одна из самых известных галерей Флоренции и всей Италии, но и одна из самых знаменитых картинных галерей мира. В конце 1962 года весь её коллектив был охвачен необычайным волнением. В дирекции часами не прекращались дискуссии, велись долгие телефонные переговоры с правительственными учреждениями в Риме. Не менее взволнованы были и научные работники этого большого музея и его охрана, все только и говорили о сообщении, появившемся в итальянских газетах со ссылкой на американские источники. На одном из самых заурядных аукционов США будут выставлены на продажу две картины художника Антонио Поллайоло. Американская пресса сообщила, что интерес к этим ценнейшим произведениям искусства огромный и что цена их будет чрезвычайно высока. Было даже высказано мнение, что какой-нибудь богатый любитель заплатит за эти маленькие шедевры около миллиона долларов в связи с тем, что в Соединённых Штатах цены на произведения старых итальянских мастеров после войны невероятно возросли.

Обе выставленные в США на продажу картины Антонио Поллайоло являлись собственностью галереи Уффици и исчезли оттуда вместе с многими другими произведениями флорентийских музеев в последние дни войны в Италии. Они были украдены военнослужащими отступающего немецкого вермахта. В каталогах Уффици пропажа двух шедевров Поллайоло отмечается как огромный ущерб для музея.

Антонио Поллайоло – один из самых выдающихся живописцев и скульпторов периода раннего итальянского Возрождения. Он родился в 1429 году во Флоренции, умер в 1498 году в Риме. Бо́льшую часть жизни Поллайоло провёл во Флоренции, где с ним несомненно встречался, заимствуя некоторые особенности его искусства, Леонардо да Винчи, который был на двадцать лет моложе Антонио. Поллайоло, пробудивший в Леонардо да Винчи огромный интерес к законам перспективы в живописи, с первых шагов своего творчества размещал человеческие фигуры в картине таким образом, что, казалось, они движутся в пространстве. Он очень много внимания уделял изображению человеческих фигур, познавая специфику движения всех её частей. Человек – мера всех вещей. Поэтому художник прежде всего приступил к детальному изучению строения человеческого тела. Изображение обнажённого тела было новым завоеванием Поллайоло в сфере изобразительного искусства. В этом смысле его можно считать учителем многих художников современного ему и последующих поколений.

Глубокие познания, приобретённые Поллайоло, мы в первую очередь ощущаем в его двух исчезнувших из Уффици произведениях – «Геракл, убивающий Гидру» и «Геракл, побеждающий Антея». При этом хочется отметить, что изображения героев небольшие, ибо сами размеры картин невелики: одна 17х12см, другая – 16х9см.

Обе картины, прежде чем они попали в Уффици, находились в собственности властелина Флоренции Пьеро Медичи и висели в его кабинете во дворце Медичи.

Можно понять волнение, охватившее всех сотрудников Уффици, когда они узнали о появлении картин, считавшихся утраченными. Разумеется, были предприняты все меры чтобы возвратить их во Флоренцию, о чём в музее мечтали долгие годы, а затем перестали и надеяться, что эти две работы Поллайоло вернутся когда-либо обратно. Согласно сообщениям итальянской печати картины были обнаружены в Западной Германии. В то время там находилось ещё множество похищенных итальянских музейных ценностей. Значительную часть экспонатов итальянской правительственной комиссии удалось возвратить.

Однако среди возвращённых не оказалось поллайоловских картин из серии Геракла. Позже, когда их обнаружили, политическая ситуация в Западной Германии уже изменилась по сравнению с первыми послевоенными годами. Многие грабители произведений искусства стали недосягаемыми, сделавшись агентами американской секретной службы. Поэтому итальянская правительственная комиссия оказалась не в состоянии возвратить произведения Поллайоло, обнаруженные в то время в Федеративной Республике Германии. Было доказано, что предназначавшиеся для продажи на аукционе картины галереи Уффици попали в США из ФРГ. Их владельцами оказались проживающие в Калифорнии супруги Мейндель, долгое время жившие в Западной Германии, а затем, после переселения в США, получившие американское гражданство. Господин Мейндель во время войны служил в германских частях в Италии, откуда он вывез немало ценностей, помимо картин Поллайоло, в память о своих «героических деяниях». Для Мейнделя не составило большого труда провезти контрабандой с другими официально провозимыми в США вещами также и украденные картины. Переехав в Америку, супруги Мейндель ещё несколько лет скрывали свою добычу. Только в 1962 году, через восемнадцать лет после совершения кражи, они сделали попытку реализовать эти ценности. Возможно, они полагали, что о совершённых во время войны преступлениях все давно уже забыли и что об украденных ими картинах уже никто не помнит. Разумеется, Мейндель обзавёлся на всякий случай фальшивой справкой, согласно которой он будто бы приобрёл обе картины за весьма высокую цену у лиц, в данное время уже умерших. Он был уверен, что у него, солидного американского гражданина, никто не сумеет отобрать его «добытую честным путём и дорого обошедшуюся ему собственность».

Один из руководителей галереи Уффици рассказал нам подробности возврата во Флоренцию из США похищенных картин. Дирекция Уффици тотчас связалась по телефону с американской фирмой, выставившей работы Поллайоло на продажу, предъявила ей права собственности на картины и потребовала их снятия с аукциона. Добиться выполнения этого требования удалось лишь благодаря вмешательству итальянского правительства, через итальянского посла в Соединённых Штатах. Вслед за этим из Италии в США выехали Родольфо Сивьеро и директор галереи Уффици для переговоров с американскими правительственными инстанциями о возврате картин Поллайоло. Большую поддержку в переговорах оказало итальянское посольство. Итальянские представители привели неоспоримые доказательства принадлежности этих картин галерее Уффици, а также того, что флорентийский музей никогда не продавал и не дарил эти картины кому-либо.

Американские юридические инстанции, познакомившись с доказательствами подтвердили их истинность, после чего тогдашний министр юстиции Роберт Кеннеди, брат убитого впоследствии президента Джона Кеннеди, принял решение о возврате картин Поллайоло без всякой компенсации их законным владельцам. Это решение американских властей справедливо опиралось на закон о безвозмездном возврате похищенной собственности её истинному владельцу, независимо от аргументов владельца краденого имущества о его якобы законном приобретении и о неведении во время приобретения, что имущество краденое. Так картины Поллайоло были отобраны у супругов Мейндель и переданы истинным владельцам.

Известие о возврате в Уффици собственности, похищенной во время войны, напомнило нам о картине, пропавшей из Дрезденской галереи и оказавшейся затем также в США.  Речь идёт о картине (размером 14х24см, написанной на медной пластинке) под названием «Волынщик». Автор её – Ян ван Миль родился в 1599 году во Фландрии, с 1636 года два десятилетия прожил в Риме и закончил свой творческий путь в качестве придворного живописца в Турине, где работал с 1658 до 1663 года – года смерти. 

Узнали о появлении картины в США из письма, направленного на имя директора Дрезденской галереи 6 декабря 1963 года адвокатом Джорджем С. Эйбрамсом, в котором он сообщал, что один из его клиентов имеет в своём собрании картину Яна ван Миля, которая, по-видимому, прежде находилась в собственности Дрезденской галереи. Чтобы выяснить этот факт, галерея попросила Эйбрамса сделать фотографию картины и прислать её вместе с описанием. Он выполнил просьбу. Затем, когда с помощью голландских специалистов было установлено, что картина «Волынщик» не имеет реплик, стало очевидным, что пропавшая картина, находившаяся после войны 18 лет в Америке, является одной из тех работ, которые были похищены из Дрезденской галереи в период войны. Когда обратились с запросом к адвокату Эйбрамсу, тот в письме от 2 декабря 1964 года, ссылаясь на профессиональный долг, отказался без согласия своего клиента указать местонахождение картины в настоящее время, а также, на каком аукционе Европы она была приобретена. Его клиент не пожелал назвать себя и источник приобретения. «Мой клиент сообщил мне, - писал адвокат, - что он не в состоянии получить от прежнего владельца уплаченную тому сумму». По-видимому, клиент не хотел назвать фамилии прежнего владельца, потому что тот совершил кражу картин. После столь очевидных доказательств бостонский адвокат не мог оспаривать принадлежность картины, но поскольку его клиент «достойное частное лицо», он готов предложить картину Дрезденской галерее за небольшую плату. «Её цена вместе с пересылкой 1500 долларов; эта сумма значительно ниже прежней стоимости картины». Разумеется, Дрезденская галерея отказалась покупать картину Яна ван Миля, которая по праву, бесспорно, принадлежит ей. Галерея заявила бостонскому адвокату, предлагающему эту сомнительную сделку, что будет требовать безвозмездного возврата похищенной собственности. Доказательством справедливости подобного требования является возврат без всякой компенсации картин Поллайоло, похищенных из галереи Уффици. На это Эйбрамс больше ничего не ответил.

…В галерее Уффици нас заинтересовала картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов», которая более трёхсот лет назад из Саксонии через Вену попала во Флоренцию. Однако в данном случае речь идёт не о воровстве. Картина благополучно проделала путь от Эльбы до Арно.

Это выдающееся произведение подписано Дюрером и датировано 1504-м годом. Фридрих Мудрый, саксонский курфюрст из эрнестинской линии Веттинов, избравший своей резиденцией Виттенберг, приобрёл «Поклонение волхвов» Дюрера за 100 гульденов. Мы не знаем, была ли эта картина специально заказана Дюреру Фридрихом Мудрым, его меценатом, с которым у художника в определённый период жизни были очень тесные отношения. Во всяком случае, картина висела вместе с триптихом, выполненным также Дюрером по заказу курфюрста для дворцовой церкви в Виттенберге. Веттинские курфюрсты эрнестинской линии делали знаменитому немецкому художнику многочисленные заказы на оформление их резиденции в Виттенберге. После того как пребывающие в Дрездене Веттины альбертинской линии отняли у своих эрнестинских племянников курфюршество, они перевезли самые ценные произведения искусства и прежде всего картины Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха к себе в Дрезден. Трёхстворчатый алтарь работы Дюрера был перевезён из дворцовой церкви Виттенберга в дрезденскую кунсткамеру в 1687 году. Получив впоследствии название «Дрезденский алтарь», этот триптих стал одним из знаменитых шедевров Дрезденской галереи.

Дюреровское «Поклонение волхвов» не было отправлено из Виттенберга в Дрезден. Саксонский курфюрст Христиан II, внук основателя дрезденской кунсткамеры, подарил картину в 1603 году королю Рудольфу II, и она целое столетие пробыла в этой коллекции. В 1703 году картина была обменена на другие картины и из королевской галереи в Вене попала во Флоренцию, в Уффици. В Уффици имеются и другие произведения Дюрера: «Портрет отца», «Голгофа», «Мадонна с младенцем», «Апостол Филипп» и «Апостол Иаков».

Большое значение Дюрера и его духовная творческая связь с родившимся в Виченце итальянским художником Андреа Мантеньей подчёркиваются тем, что произведения обоих живописцев размещены в Уффици в одном зале под названием «Зал Мантеньи и Дюрера». В этом же зале экспонируются восемь картин Лукаса Кранаха Старшего, среди них «Адам» и «Ева». Последние по формату – приблизительно такие же, как кранаховские произведения того же названия в Дрезденской галерее.

Однако главное богатство Уффици – это старые итальянские мастера. Дрезденская галерея также обладает прекрасной коллекцией классического искусства Италии. Оба музея как бы дополняют друг друга художественными произведениями мастеров итальянской школы. В Дрезденской галерее нам хорошо знакомы величайшие творения кисти Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Корреджо, Тинторетто, Веронезе. Здесь есть и прекрасная работа Андреа Мантеньи «Св. семейство», привлекающая не меньшее внимание посетителей, чем «Сикстинская мадонна» Рафаэля и тициановский «Динарий кесаря». В собрании Дрездена есть работы флорентийца Сандро Боттичелли, в Уффици этот художник представлен более широко и наиболее известными произведениями.

Многие художники, представленные в Уффици, были гражданами Флоренции или же жили здесь подолгу, создавая свои лучшие произведения. Во Флоренции на каждом шагу вы встречаетесь с творениями великих архитекторов, скульпторов и живописцев Италии. Вы их находите на улицах, площадях в соборах, дворцах, музеях. Здесь начали свой творческий путь и сформировались многие мастера. Во Флоренции получила импульс для своего развития скульптура Микеланджело, здесь же создал свою «Джоконду» Леонардо да Винчи. Во Флоренции жил и работал замечательный художник Джотто ди Бондоне (1266-1337), которого по справедливости считают основоположником нового, ренессансного искусства Италии. Отказавшись от религиозно-абстрактных, символических образов средневековья, Джотто утвердил в искусстве ценность и красоту земного мира, человека. Поэтому его считают также художником, положившим начало вообще всему новому европейскому искусству. Творчество Джотто повсюду ощутимо во Флоренции, в её архитектурных памятниках, фресковых циклах, станковых произведениях, хранящихся в музеях.

Галерее Уффици принадлежит одно из всемирно известных творений Джотто «Мадонна со святыми и ангелами». Эта монументальная картина (3,25х2,04м, написана на дереве) была исполнена им около 1310 года для алтаря церкви Всех святых и впоследствии перешла в галерею Уффици.

У Флоренции есть что-то общее с Дрезденом. Однако Флоренция намного древнее. Она была колонией римлян в первом веке нашей эры. Римляне назвали её Florentia – цветущая. И название действительно подходит к ней, так как этот цветущий город удивительно красиво расположен у подножия Апеннин в долине Арно. А Дрезден покоится в долине Эльбы, окружённой холмами.

Когда… нам посчастливилось увидеть Флоренцию во всей её осенней красе, во всей её неповторимости, с её памятниками и сокровищами, нам стало понятно, почему поэты и художники называли Дрезден «Северной Флоренцией», или «Флоренцией на Эльбе». Основоположник немецкого искусствознания Иоахим Винкельман сказал, что в Дрездене «сконцентрированы величайшие сокровища из Италии, а также всё самое совершенное, что было создано другими народами в области живописи… чтобы художник мог подражать им». 

Рут и Макс Зейдевиц 

На фото представлено произведение Поллайоло