«Дробильщики камня» Курбе и «Генрих Благочестивый» Кранаха


Почти все немецкие художественные собрания понесли большой урон в годы второй мировой войны.

…более 700 картин утрачено из фондов Дрезденской галереи. Данные приводятся по изданному в 1963 году Государственными художественными собраниями Дрездена каталогу «Потери Дрезденской картинной галереи в период войны». В нём указывается, что в результате англо-американских воздушных налётов в феврале 1945 года погибла 201 картина. 154 картины нацистский гаулейтер Саксонии Мучман дал распоряжение перебросить из престижного хранилища в замок Милькель близ Баутцена. Но из-за противотанковых заграждений и других препятствий к вечеру 13 февраля картины смогли доставить только до Дрездена. В ту страшную ночь, помимо упомянутых 154 картин, сгорели ещё 42 произведения живописи из бывшего королевского замка. Пять картин из собрания Дрезденской картинной галереи были даны напрокат немецким посольствам Варшавы и Белграда и там сгорели от немецких же бомб. В каталоге приводятся также репродукции и комментарии к 507 без вести пропавшим картинам… К числу картин, пропавших без вести, надо прежде всего отнести произведения, похищенные из 45-го хранилища Дрезденской галереи, а также те картины, которые фашистские главари давали во временное пользование частным лицам и учреждениям. Поскольку документы, оформлявшие подобного рода прокат, сгорели в феврале 1945 года, то после окончания войны нельзя было установить, какие картины стали жертвами бомбёжек и тем самым относятся к числу погибших произведений. Вполне возможно, что нацистские функционеры где-нибудь припрятали картины, взятые в своё время «во временное пользование»… Из числа картин, принадлежащих Галерее старых мастеров, сгорели произведения Джорджоне, Аннибале Карраччи, Батони и других итальянских живописцев. Сгорели также вещи нидерландских и немецких живописцев, среди них работы Лукаса Кранаха Старшего, Антона Графа, Иоганна Фридриха Августа Тишбейна. Галерея новых мастеров потеряла произведения кисти Кюгельгена, семь картин художника Райски, неповторимые творения кисти Курбе, Менье, Маре, Уде, Клингера, Бёклина, Шуха и Трюбнера.

Мы выбрали из погибших дрезденских картин две, которые, как нам кажется, заслуживают более обстоятельного рассказа – «Портрет герцога Генриха Благочестивого» Лукаса Кранаха Старшего из Галереи старых мастеров и «Дробильщики камня» Гюстава Курбе из Галереи новых мастеров. Это очень разные вещи, их нельзя сравнивать между собой, но каждая имеет свою интересную историю.

Лукас Кранах Старший родился в 1472 году в Кронахе, в Верхней Франконии. В 1504 году он был приглашён ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберг – резиденцию династии Веттинов эрнестинской линии. Будучи придворным художником, он создаёт галерею портретов саксонских курфюрстов, их родственников и приближённых.

Виттенбергские курфюрсты часто вступали в тяжёлые распри с родственными им представителями альбертинской линии, правившими в Дрездене, и хотя Кранах был неизменно предан виттенбергским курфюрстам, он сделал исключение, написав единственный портрет представителя альбертинской линии – герцога Генриха Благочестивого. Этот портрет выделяется среди других портретов курфюрстов, созданных Кранахом.

Герцог Генрих Благочестивый был младшим сыном герцога Альбрехта, основателя альбертинской линии Веттинов. После смерти Альбрехта с 1500 по 1539 год в Дрездене альбертинской Саксонией правил его старший сын Георг Бородатый.

В 1517 году Мартин Лютер прибил на дверях дворцовой церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, послуживших внешним толчком Реформации. Курфюрст Фридрих Мудрый поддерживал Лютера и из Саксонии Реформация распространяется по всей Германии. Непримиримый враг Лютера герцог Георг в 1522 году издал строжайший эдикт против Лютера и его веры. Он именовал главу Реформации и его приверженцев беглыми монахами, а их вероучение – проклятой ересью, ради искоренения которой он готов был пойти на всё. Герцог Георг действовал со всей беспощадностью: запретил в пределах своих земель Новый завет, переведённый Лютером на немецкий язык, а также выдвигаемое лютеровским учением преподавание немецкого языка в Лейпцигском университете, входившем в его владения. Герцог Георг был чрезвычайно недоволен своими родственниками в Виттенберге, поскольку те принимали в своей части Саксонии сторонников Лютера, изгнанных из его владений. Виттенберг он называл «республикой всех беглых монахинь, прибежищем мошенников и всех изменников».

Лукас Кранах Старший не запечатлел облика герцога Георга. В то же время он оставил нам ряд изображений младшего брата герцога – Генриха, видимо, потому, что тот до своей смерти в 1541 году дружил с эрнестинскими Веттинами.

В Дрезденской галерее было два портрета Генриха Благочестивого работы Кранаха. Первый написан в 1514 году и перешёл в дрезденскую кунсткамеру из Виттенберга в 1641 году…

Второй портрет герцога Генриха Благочестивого, приобретённый Дрезденской галереей в 1871 году, сгорел 13 февраля 1945 года. Портрет написан в 1537 году, когда Генриху было 64 года. Герцог изображён в полном вооружении. Он облачён в панцирь с железными рукавицами, которыми держит копьё, служащее ему больше опорой, чем оружием доблестных подвигов. В ту пору, когда герцог Георг Бородатый из Дрездена правил альбертинской Саксонией, его младший брат Генрих господствовал во Фрейберге, где, хотя и прозванный «благочестивым», вёл далеко не праведную жизнь – в его доме не прекращались празднества, он любил женщин, вино, песни и тратил больше, чем ему давал брат Георг  - глава всей фамилии.

Негодование герцога Георга вызвало открытое признание Генрихом Реформации в 1536 году под влиянием виттенбергской родни. В эти годы у Георга из девяти детей остались два сына. Один из них, Иоганн, на которого уповал герцог Георг, видя в нём продолжателя своей борьбы против Лютера, умер в январе 1537 года от запоя. Другой сын – Фридрих, будучи душевнобольным, не мог править страной. Единственным наследником оставался младший брат Генрих, но герцог Георг не хотел признавать его как преемника из-за его протестантской веры. Поэтому в мае 1537 года он объявил, что после его смерти страной будет править его слабоумный сын Фридрих при поддержке регентского совета. Чтобы закрепить свою волю и оградить престол от притязаний брата Генриха, он женит сына Фридриха в январе 1539 года на графине Мансфельдской. Спустя четыре недели после свадьбы Фридрих скончался.

Незадолго  до   смерти  герцог  Георг  в  завещании предпочитает    назвать     наследником   альбертинской  

Саксонии какого-нибудь представителя католического австрийского дома в том случае, «если его брат Генрих будет настаивать на протестантском вероучении или насаждении его в своих землях». После смерти герцога Георга 17 апреля 1539 года его Совет отказался утвердить последнюю волю герцога, поскольку она противоречила законам о наследовании дома Веттинов. Правление альбертинской землёй перешло в руки герцога Генриха, которому в то время было 66 лет.

Со сменой правителя тотчас изменился и образ мыслей придворных льстецов, и в июне 1539 года альбертинская Саксония стала протестантской. Герцог Генрих скончался двумя годами позже, в 1541 году, в Дрездене, а писавший его портрет Кранах пережил его на двенадцать лет.

Лукас Кранах окончил жизнь вдали от Виттенберга, где он жил и творил долгие годы. Будучи глубоким старцем, он следует в Инсбрук за свергнутым курфюрстом Иоганном Фридрихом, сосланным туда императором Карлом V. Затем Кранах направляется вслед за своим изгнанным господином в Веймар, где Иоганн Фридрих в 1552 году после увенчавшейся победой борьбы протестантских князей против католического императора Карла V был посажен герцогом. Лукас Кранах умер в Веймаре в 1553 году, дожив до 81 года.

Лукаса Кранаха и французского художника Гюстава Курбе (1819-1877) связывает немногое, пожалуй, лишь общность судеб в конце жизни. Курбе окончил жизнь в Швейцарии, вынужденный покинуть Францию по политическим причинам.

Гюстав Курбе был тесно связан с общественной жизнью своего времени, с борьбой эксплуатируемых и угнетённых. Он посвятил своё творчество рабочим и крестьянам.

Курбе обратился в своих картинах к теме труда. Одна их них – «Дробильщики камня». Тяжёлая работа поденщиков. Пыль от камней покрыла их рваную одежду коричневато-тёмным налётом. Старший из двоих, прикрыв голову от палящего солнца соломенной шляпой, опершись на колено, дробит молотком камень в мелкий щебень, а молодой мужчина с видимым напряжением и усилием переносит его в плетёной корзине. Чтобы на мгновение передохнуть, он ставит тяжёлую ношу на колено. Большего отдыха он не может себе позволить, тяжким трудом зарабатывается скудная плата.

Корнеулис Гурлитт писал в 1910 году в юбилейном сборнике совета города Дрездена, что полотно «Дробильщики камня» Гюстава Курбе было приобретено Дрезденской галереей с большими затруднениями, ибо политические убеждения художника Курбе вызывали недовольство властей Дрездена.

«Волею народа я всецело ушёл в политические дела», - писал Гюстав Курбе 30 апреля 1871 года своим родителям. В Парижской Коммуне он являлся членом комиссии по народному просвещению, помимо этого он непосредственно ведал всеми вопросами искусства, возглавлял Федерацию художников. В неё вошли Домье, Коро, Мане и Эжен Потье – автор поэтического текста «Интернационала» - победного гимна трудящихся всего мира. Федерация художников разработала свой устав с требованием свободного развития искусств, служащих народу, с предложением художникам взять на себя управление музеями и художественными коллекциями, организацию художественных выставок. В те дни борьбы Курбе отложил в сторону кисть и палитру, отдавая все силы делу Парижской Коммуны. Он писал родителям: «Я встаю, завтракаю, я заседаю и председательствую по двенадцать часов в день… Несмотря на головные боли и необходимость вникать в дела, к которым я не привык, я в восторге. Париж – настоящий рай».

Он обратился с открытым письмом к немецким художникам, в котором писал: «Когда мы встречались во Франкфурте и Мюнхене, я убеждался в торжестве наших общих тенденций. Так же как и я, требуя свободы искусству, вы провозглашали свободу народов. Среди вас я чувствовал себя, как у себя на родине, у моих братьев; мы чокались тогда за Францию, за пришествие Европейской Республики; в Мюнхене ещё в прошлом году вы клялись самыми страшными клятвами не становиться феодально подчинёнными Пруссии». Далее Курбе указывает в письме, что победа, одержанная немецкими войсками при Седане, избавила Францию от Наполеона III. Он упрекает немецких художников: «Вашему Вильгельму стоит только поднять палец, и вы, сгибаясь, ползёте на животе у ног вашего прусского Цезаря, кузена нашего поддельного французского Цезаря. Ещё одно, - пишет он в конце своего письма-обращения, - оставьте нам ваши пушки Круппа, мы их расплавим вместе с нашими; последняя пушка жерлом в небо, с фригийским колпаком наверху, установленная на пьедестале с тремя ядрами у подножия – этот колоссальный монумент, который мы совместно с вами воздвигнем на Вандомской площади, будет и вашей колонной, вашей и нашей колонной народов, колонной Германии и Франции, навеки федерированных».

В мае 1871 года французская реакция с помощью немецких милитаристов утопила в крови Парижскую Коммуну. Тридцать тысяч отважных пролетариев, патриотов были убиты, десятки тысяч были приговорены к каторжным работам или сосланы.

По воле победившей реакции Гюстав Курбе на основании приговора военного суда также подлежал расстрелу. Некоторое время Курбе скрывался, но 7 июня 1871 года был схвачен и брошен в тюрьму. Военный суд приговорил его к тюремному заключению и большому штрафу. От него потребовали 323000 франков как компенсацию за ущерб, в котором, по мнению реакции, он был виновен. Ему угрожали новым арестом, если он не выплатит требуемую сумму. Курбе вынужден был бежать в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Вся его собственность во Франции была конфискована, включая имущество родителей, а многие его произведения попали в руки врагов, выручивших за них впоследствии немалые деньги.

Дрезденская картинная галерея приобрела «Дробильщиков камня» в 1904 году в Париже на аукционе. Замечательная картина сгорела 13 февраля 1945 года. Это невосполнимая утрата для Дрезденской галереи.

Мы хотели бы вспомнить об автопортрете Гюстава Курбе под названием «Курбе в тюрьме». С ним перекликается картина «Автопортрет в тюрьме», выполненная немецким художником Альфредом Франком, который был казнён в начале 1945 года за активную антифашистскую борьбу. «Автопортрет в тюрьме» Франка… является как бы продолжением… на немецкой почве той борьбы, которую Гюстав Курбе и другие французские художники вели в интересах народа, за его свободу, его счастье.

Невозместима потеря многих тысяч памятников искусства, погибших в развязанной Гитлером войне. 

Рут и Макс Зейдевиц 

На фото представлено произведение Курбе "Дробильщики камня"