Марк Кондратьев. В следующем сезоне

рассчитываю вновь прыгнуть выше своей головы. Интервью


Елена Чапленко: В настоящее время Вы являетесь приглашённым артистом Театра имени Пушкина. Это своего рода испытательный срок перед включением в состав труппы, или эти понятия никак не связаны?

Марк Кондратьев: В работе приглашённым артистом в МДТ им. Пушкина для меня важнее всего ощущение сопричастности к общему делу, чувство «команды», которая в этом театре действительно невероятная. Это место известно как пространство творческой свободы с уникальной тёплой атмосферой. Я хотел бы, чтобы моя работа по контракту рассматривалась как повод к дальнейшему сотрудничеству. На правах ли штатного артиста или «на конкретные спектакли» - главное, вместе. С моим мастером, Евгением Писаревым, я остаюсь на связи – буквально несколько дней назад в Театре Наций вышел очень личный его спектакль «Кабаре», в котором я принимаю участие.

Елена Чапленко: Не так давно Вы окончили Школу-студию МХАТ. Насколько интересен для современных выпускников репертуарный театр? Опасаются ли они (и Вы) затеряться в таком театре?

Марк Кондратьев: В годы сложной экономической ситуации государственным театрам проще оставаться на плаву. Кроме того, исторически вышло так, что в России репертуарных театров намного больше. Это диктует и свои организационные особенности, например то, что спектакли могут идти десятилетиями, но всего несколько раз в месяц. А это значит, что начинающий артист фактически получает возможность совмещать работу в нескольких театрах, играть самые разные роли и развиваться в каждой из них, не уставая от материала. Всё же, есть и негативные стороны: в больших и успешных репертуарных театрах состав труппы бывает так велик, что молодым и подающим надежды невероятно сложно пробиться на значимую роль. Мне трудно говорить за других, но про себя могу сказать, что в первый свой сезон я сотрудничаю с четырьмя театрами, что не даёт мне засидеться – постоянно с новыми людьми, в новых командах, работаю над новым задачами – ни минуты покоя, только вперёд, et cetera.

Елена Чапленко: Говоря о масштабных сценических и телепроектах, Вы в большей степени полагаетесь на удачу или на протекцию? Расскажите, пожалуйста, о кастингах, в которых Вы принимали участие.

Марк Кондратьев: Я бы с удовольствием полагался на чью-либо протекцию, если бы она у меня была, но пока что хватает собственного таланта и работоспособности. Я окончил один из лучших театральных вузов России, на мне печать «знака качества» моего мастера, и этой планке необходимо соответствовать. Она помогает составить заочное базовое впечатление о моих навыках, однако проходить кастинги, обходя конкурентов, - лично моя задача, и никто мне в этом не поможет. Конец октября 2021 года был для меня очень насыщенным: я выпускал премьеру «Мрожек+Мрожек» Натальи Людсковой в театре «У Никитских ворот», готовился к гастролям спектакля «Заповедник» Игоря Теплова с командой театра Пушкина, проходил кастинг на должность руководителя муз. ансамбля в театре на Малой Бронной, дописывал музыкальное оформление для авторских интервью «От всей души с Вадимом Тихомировым» на Радио России… И в ночь перед вылетом в Омск мне пишет ассистент Тодоровского, что ищет композитора для нового проекта, присылает тестовое задание – написать музыку к фрагменту будущего фильма. Я бросаю все свои дела, беру на гастроли компьютер и вручную, без муз. инструментов под рукой, создаю композицию на несколько минут! Никакая протекция не поможет стать композитором для такого режиссера. Меня не взяли. Но какая удача и ответственность – иметь возможность попробовать.

Елена Чапленко: Многие молодые актёры отмечают, что «в театре совсем всё не так, как им рассказывали во время учёбы». У Вас, в свою очередь, очень интересный момент – Вы проходили обучение в Школе-студии МХАТ на курсе Евгения Писарева и теперь выходите на сцену Театра имени Пушкина, где Евгений Писарев является главным режиссёром. Для Вас тоже «в театре совсем всё не так», и Писарев-режиссёр противоречит Писареву-педагогу?

Марк Кондратьев: Быть учеником – это навсегда. Меняется только формат обучения. Сейчас я на этапе обретения «самостоятельности», а это тоже ступень взросления, на которой, на самом деле, не так уж и одиноко. Я работал с Евгением Александровичем в спектакле «Кабаре» и получал знания не только через комментарии о моей работе, но и наблюдая за его взаимодействием со взрослыми артистами: Шаниной, Сухановым, Сириным, Владимировой и др. Конечно, как режиссёр он решает другие задачи – более результативные. Несмотря на новый формат взаимодействия, изменения не так ощутимы – на 4 курсе мне не терпелось «повзрослеть», я рвался на волю. Теперь же я настолько привык к такому подходу, что уже плохо помню, как же было в студенческое время. Знаю только, что сейчас никто меня не заставляет расти над собой, развиваться. Теперь и впрямь что посеешь, то пожнёшь.

Елена Чапленко: Расскажите, пожалуйста, о Ваших ролях (героях), насколько они Вам приятны? Какие события планируются до окончания театрального сезона? Планируются ли новые вводы?

Марк Кондратьев: Сезон уже подходит к концу, и серьёзных премьер не планируется, хотя время диктует свои правила – экстренные  вводы  случались не раз,  так

что нельзя знать наверняка, что ждёт меня на следующей неделе. Всё же строю планы: в июне 15 вечеров заняты спектаклями, несколько съёмочных дней, завершение композиторского проекта – даже без премьер объём работы велик. А хочется успевать и гулять по ночам, и праздновать дни рождения друзей, ходить на свидания и т.д. Долгое время был этого лишён. За первый год работы выпустил 7 премьер. Кроме любимого театра Пушкина, с которого началась моя профессиональная жизнь, стал появляться на площадках театра «У Никитских ворот», театра Наций, театра на Бронной. В этой кипучей взрослой жизни попробовал столько нового... в Школе-студии МХАТ педагоги в процессе обучения давали подсказки: как правильно разбирать текст, как вдохновляться материалом, как искать своего персонажа. Теперь всё сам, а ведь есть роли, которые совсем не похожи на студенческие работы. Князь Феликс Юсупов, юный нацист, одинокий человек, застрявший в открытом море на плоту, дворянин Эраст... Мюзиклы, спектакли в жанре абсурда, драматические постановки – и всё успелось присвоить, полюбить. По завету педагогов ищу в «злых» персонажах добрые проявления и наоборот. Надеюсь, выходит талантливо.

Елена Чапленко: У Вас велика вероятность оказаться на одной сцене со знаменитыми актёрами, известными личностями. В Театре имени Пушкина играют Вера Алентова, Владимир Жеребцов, певец Сергей Лазарев (также обучался в Школе-студии МХАТ на курсе Евгения Писарева)… Для Вас это «дополнительный стресс» или уникальный творческий опыт?

Марк Кондратьев: Мне кажется, творческим людям не полезно иметь кумиров, так как это ограничивает представление о собственных возможностях и не позволяет поставить себе цель выше тех, что уже были достигнуты «идеалом». Я восхищаюсь многими артистами театра Пушкина, и для меня было большим событием познакомиться с ними лично. Однако я не робею, а скорее стараюсь с предельным вниманием смотреть и слушать, разгадывать секреты их актёрского существования. На втором курсе был очень удивлён, познакомившись с Сергеем Лазаревым и обнаружив, что он не только талантливый певец, но и высококлассный артист – до этого с ним как с драматическим актёром был не знаком. С Владимиром Жеребцовым, Александрой Урсуляк, Ириной Пулиной, Владимиром Майзингером выпускал спектакли, имел возможность наблюдать за их работой с первых репетиций и на их примере учился сам.

Елена Чапленко: В своём резюме Вы отмечаете композиторскую деятельность – в чём она заключается? Вы создаёте музыкальные произведения?

Марк Кондратьев: Я начал учиться игре на фортепиано в 3 года. Моё первое детское воспоминание – я за клавиатурой. В 11 классе были мысли строить музыкальную карьеру, но влечение к актерской профессии все же перевесило. Дальше во время обучения во МХАТе освоил несколько других инструментов, участвовал в создании аранжировок, наблюдал за тем, как это делают профессионалы... и понял, что пора создавать самому! Начал с песен и композиций для студенческих спектаклей. Потом дизайнер Леонид Алексеев пригласил меня создать музыкальное оформление к своему модному показу (на сегодняшний день мы уже творческий тандем). Дальше позвали на Радио России, затем несколько раз экспериментировал над саундтреками к к\ф. Последний мой проект – спектакль Саши Молочникова «Платонов Болит». В нём играю на гитаре, фортепиано, веду спектакль как музыкальный руководитель. Это стало для меня серьезным испытанием – вокруг сильнейшие музыканты, на сцене звезды (Ходченкова, Варнава, Толстоганова, Шмыкова, Юшкевич), а я, несмотря на сравнительно небольшой опыт, несу ответственность за материал и качество его исполнения. В следующем сезоне рассчитываю вновь прыгнуть выше своей головы. Пожелайте удачи!

Елена Чапленко: Система Станиславского и на сегодняшний день, для молодых актёров является приоритетной?

Марк Кондратьев: Станиславский создал инструкцию по эксплуатации актёрского инструмента. После того, как ты научился действовать по основным её принципам, настаёт пора узнать о системах Чехова, Страсберга, Мейерхольда, Кнебель и других. Однако, на мой взгляд, работа К.С. – основополагающая, и все остальные методы не исключают, а лишь дополняют её. Во время обучения нас познакомили с самыми разными течениями, у каждого студента зародилась своя «актёрская кухня», своё индивидуальное чувство правды и выбор наиболее подходящих методов. Но мастерство приходит лишь с опытом, сама по себе теория ничего не даёт, нужно пробовать, пробовать и пробовать. Профессиональный музыкант способен блеснуть скоростью движения рук, танцор обладает невероятной гибкостью и высотой прыжка, певец имеет широкую голосовую амплитуду, а вот мастерство актёра не поддаётся никакому измерению – ежедневный труд без наглядного результата.

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Марка Кондратьева

за интересный рассказ 

Фотографии - из личного архива Марка Кондратьева