С глубокой искренностью, Лев Толстой


Недалеко от города Тулы, в живописном уголке нашей Родины, в Ясной Поляне, 28 августа (по новому стилю 9 сентября) 1828 года родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Отец Льва Николаевича – помещик, в молодости служил в армии, был участником войны 1812 года. После женитьбы он поселился в имении своей жены – Ясная Поляна.

Мать Льва Николаевича, образованная женщина для того времени, знала четыре иностранных языка, много читала и была большой мастерицей рассказывать сказки, которые она тут же сама и сочиняла. Умерла она, когда маленькому Лёвушке было всего полтора года. Лев Николаевич знал свою мать только по рассказам близких, но на всю жизнь сохранил к ней самые тёплые чувства. Его воспоминания о матери до глубокой старости дышат любовью и уважением.

Беззаботно и радостно протекали детские годы Льва Николаевича в Ясной Поляне.

У него было три брата – Николай, Сергей, Дмитрий и младшая сестра Мария.

Воспитывала детей дальняя родственница – Татьяна Александровна Ергольская, женщина очень добрая и ласковая. Она относилась к будущему писателю с материнской заботой и любовью. Лев Николаевич сам очень любил «тётеньку», как звали дети Т. А. Ергольскую, и всегда глубоко уважал её.

Чуткий, любознательный мальчик жадно впитывал в себя впечатления от богатой яснополянской природы.

Усадьба Ясная Поляна (она бережно сохраняется в том виде, какой имела при жизни Л. Н. Толстого) окружена фруктовыми садами, берёзовыми, липовыми и дубовыми рощами.

У въезда в усадьбу стоят две белые башенки. От этих башенок еловая аллея ведёт к дому. В детские годы Толстого она была берёзовой и называлась «Прешпектом». Налево – большой пруд, обсаженный ракитами, опустившими свои серебристые ветви в воду. Направо расположен парк с тремя живописными прудами – верхним, средним и нижним.

Вместе с братьями и сестрой маленький Толстой гулял в парке, бегал в яблоневый сад, в лес, к реке Воронке.

Летом одним из любимых развлечений детей были поездки на лошадях в деревню Грумант. Она расположена недалеко от усадьбы Ясная Поляна и также принадлежала семье Толстых. В ней был господский скотный двор. Дети любили бегать туда. Скотница Матрёна угощала их молоком и сливками с чёрным хлебом. В Груманте они смотрели, как в глубоком проточном пруду ловят рыбу для господского стола. Бегали на гору и под гору, в лес над оврагом, в котором бил холодный, прозрачный ключ.

Зимой, в «рождественские вечера», в яснополянский дом приходили ряженые – медведь с поводырём, коза, турки, разбойники. Ряженые пели и плясали под дудку старого слуги Григория, игравшего когда-то, ещё при деде Льва Николаевича – князе Н. С. Волконском, в оркестре из крепостных.

Любимым занятием Льва Николаевича в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова. В своих «Воспоминаниях» Лев Николаевич рассказывает, с каким восторгом читал он отцу наизусть стихи Пушкина «К морю» («Прощай, свободная стихия…»), «Наполеон» («Чудесный жребий совершился, угас великий человек…») и другие. Любовь к Пушкину Толстой сохранил на всю жизнь и называл его своим учителем.

Старший брат – Николенька, которого Лев Николаевич горячо любил, умел рассказывать удивительные истории. Одна из них, о зелёной палочке, о муравейных братьях, особенно запомнилась Льву Николаевичу.

Николенька рассказывал, что в лесу – «Старом Заказе» - на краю оврага между деревьями зарыта зелёная палочка и на ней написана «…тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий… и были бы постоянно счастливы…», чтобы всем было хорошо и чтобы люди не знали никакого горя. Уже будучи взрослым, Лев Николаевич так вспоминал об этих рассказах брата: «…он-то, когда нам с братьями было – мне пять, Митеньке шесть, Серёже семь лет, объявил нам, что у него есть тайны, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. (Вероятно, это были Моравские братья (Религиозная община, возникшая в Богемии (Чехия) в XV столетии. Община отличалась строгостью нравов и стремлением к братскому единению.), о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья.) И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая муравьёв в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру».

Рассказ Николеньки о зелёной палочке и муравейных братьях произвёл сильное впечатление на маленького Толстого. Мысль о том, что жизнь на земле должна быть устроена так, чтобы все люди жили счастливо, не оставляла его никогда. В своих воспоминаниях он пишет: «Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешенными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира остался для меня тот же. И, как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».

С самого раннего детства Толстого в Ясной Поляне, кроме родных и близких, окружали дворовые (слуги) и крестьяне. Это были крепостные люди его отца. Много лет спустя Лев Николаевич написал в своих воспоминаниях: «…все окружавшие моё детство лица – от отца до кучеров – представляются мне исключительно хорошими людьми». Некоторых из них Толстой помнил всю жизнь. Экономка Прасковья Исаевна рассказывала мальчику о военных походах его дедушки, князя Волконского, во время войны с Турцией. Рассказывая, она зажигала смолку (курение), которая дымила приятным запахом и которую, по её словам, привёз дедушка из-под турецкой крепости Очакова. Мальчик любил бывать в маленькой комнате Прасковьи Исаевны и слушать её рассказы.

Была у детей любимая няня Татьяна Филипповна, всегда к ним ласковая и добрая. Большое уважение питал Толстой в детские годы к брату Татьяны Филипповны – кучеру Николаю Филипповичу, любил своего дядьку Николая Дмитриевича, официанта Тихона – маленького человека, природного актёра, часто смешившего детей своими комическими гримасами, дворецкого Фоку Демидовича, который когда-то играл на скрипке в оркестре дедушки. Эти простые, правдивые люди оказали большое влияние на Толстого: они сблизили его с народом. Он рано стал задумываться над вопросом, почему жизнь устроена так несправедливо, почему богатые дворяне владеют землёй и крепостными людьми, живут в праздности и роскоши, а крепостные крестьяне должны работать на дворян, жить в нужде и всегда подчиняться своим господам.

Толстому было девять лет, когда он впервые уехал из Ясной Поляны. Отец Льва Николаевича решил перевезти своих детей в Москву, где было легче дать им образование.

В 1837 году маленькие Толстые вместе с отцом отправились в Москву. В Москве они прожили недолго. Вскоре умер отец, и младшие деть вместе с Татьяной Александровной вернулись в Ясную Поляну. После смерти отца все заботы о воспитании детей легли на тётушек – сестёр отца – и Т. А. Ергольскую.

В Ясной Поляне прошли не только все детские годы Льва Николаевича, но и почти вся его долгая жизнь. Иногда он на время уезжал из своего родового поместья в Казань, в Москву, в Петербург, на Кавказ, в Крым и за границу, но неизменно возвращался в Ясную Поляну. Здесь Толстой написал свои лучшие произведения. Здесь в ноябре 1910 года его похоронили на том самом месте, где, по утверждению Николеньки, была зарыта зелёная палочка. Там, в память любимого брата, завещал похоронить себя Толстой.

Ясная Поляна, её природа, её люди, события яснополянской жизни нашли яркое отражение в бессмертных художественных произведениях Толстого.

Незабываемые впечатления своих детских лет, проведённых в Ясной Поляне, Лев Николаевич отобразил в первом своём произведении – в повести «Детство».

Это произведение Лев Николаевич написал в 1852 году, когда ему было двадцать четыре года. Толстой в это время служил в армии на Кавказе.

Ещё в юности Толстой начал вести дневник. С глубокой искренностью, непосредственностью он смело и откровенно разбирает в дневнике своё поведение, поступки, переживания. До того как написать «Детство», он уже пробовал писать маленькие рассказы. Сохранилось его неоконченное произведение «История вчерашнего дня», которое в какой-то степени напоминает повесть «Детство».

Повесть «Детство» была напечатана в самом передовом журнале того времени – в «Современнике». Редактор этого журнала великий поэт Н. А. Некрасов отметил, что у автора повести есть талант, что повесть отличается простотой и правдивостью содержания. Некрасов просил автора сообщить полностью имя и фамилию, так как повесть свою Толстой, из скромности, подписал только двумя буквами: «Л. Н.». Повесть получила высокую оценку и у других писателей и литературных критиков того времени. Её сразу полюбили читатели, и Толстой скоро занял место в ряду лучших русских писателей.

В повести «Детство» очень много автобиографического: отдельные мысли, чувства, переживания и настроения главного героя – Николеньки Иртеньева, многие события из его жизни: детские игры, охота, поездка в Москву, занятия в классной комнате, чтение стихов. Многие действующие лица повести напоминают людей, окружавших Толстого в детстве.

Но повесть не является только автобиографией писателя. Это художественное произведение, в котором обобщено виденное и слышанное писателем – в ней изображается жизнь ребёнка старой дворянской семьи первой половины XIX века.

Лев Николаевич пишет в своём дневнике об этой повести: «…замысел мой был описать историю не свою, а моих приятелей детства».

Исключительная наблюдательность, правдивость в изображении чувств и событий, характерные для Толстого, проявились уже в этом первом его произведении.

Действующие лица повести: maman (мама), papá (папа) – так дети называли по-французски отца и мать, - Николенька, старый учитель Карл Иванович, брат Володя, сестра Любочка, Катенька – дочь гувернантки Мими, слуги (дворовые), как живые, встают на страницах повести.

С мягким юмором и теплотой Толстой изображает учителя Карла Ивановича. Вот он перед нами: в красной вязаной шапочке с кисточкой на голове и в пёстром ваточном халате, с выражением доброты на лице.

Рисуя подробно внешние черты и характер Карда Ивановича, Толстой создаёт незабываемый художественный образ учителя детей помещиков того времени. Школ тогда было мало, да и жили дворяне в своих поместьях, далеко от городов. Помещики предпочитали приглашать учителей на дом. Учителя (их чаще называли по-французски – «гувернёрами») были одновременно и воспитателями: они ходили с детьми на прогулку, укладывали их спать, поднимали по утрам с постели, помогали одеваться, вместе с ними шли к столу.

На учителе лежала обязанность привить детям навыки и манеры, необходимые в дворянском обществе. Помещики обычно приглашали учителей-иностранцев: немцев, французов, англичан. Они считались более образованными и, главное, могли научить детей иностранным языкам, знание которых в помещичьей семье было обязательным. В то время в дворянском обществе было принято говорить по-французски, и некоторые помещики считали, что знать иностранный язык важнее, чем свой родной.

Учителя из иностранцев были большей частью люди, у которых неудачно сложилась жизнь на своей родине, и они приезжали в Россию в поисках заработка. Среди них было мало настоящих учителей и даже просто образованных людей. Гувернёром в России мог тогда стать любой иностранец: парикмахер, кучер, солдат, разорившийся торговец. Иногда среди этих учителей попадались добрые, любящие детей люди, и дети привязывались к ним. Таким был Карл Иванович. Он очень напоминает Фёдора Ивановича Рёсселя – учителя Л. Н. Толстого в его детские годы.

Толстой всесторонне раскрывает образ Карла Ивановича; он знакомит нас не только с его внешностью, но и с его внутренним миром, его чувствами, мыслями. Подробно рассказывает о вещах, которые принадлежат Карлу Ивановичу, его манерах, привычках, поступках – всё это характеризует учителя, делает его образ живым, запоминающимся. Не случайно, например, описывается книжная полка Карла Ивановича: одни и те же книги, которые он всегда читает, говорят о том, что был он человек хотя и добрый, но необразованный и очень недалёкий. Он мог научить детей разве только немецкому языку.

Немногими, но выразительными чертами обрисованы внешность и манеры отца Николеньки: улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, лысина во всю голову, недостаток в произношении – пришёптывание. Ходил он маленькими шажками, подёргивая плечами. В характеристике этой нет ни одного лишнего слова; нет и общих слов, таких, как «хороший», «плохой», «красивый» и т.д. Подчёркиваются лишь характерные и потому особенно запоминающиеся черты: ходил маленькими шажками, большой орлиный нос и т.п.

Менее конкретно и ясно показана в повести внешность матери Николеньки. Мы не можем представить себе её лица, её одежды, походки. Лев Николаевич в какой-то степени описал в этом поэтическом образе свои смутные воспоминания о матери. Он подёрнут как бы дымкой, сквозь которую мы видим лишь его общие очертания. Но зато внутренний мир матери Николеньки раскрыт с большой глубиной. Её горячая, самозабвенная любовь к детям, к мужу, её нежность к ним, доброе, ласковое отношение к окружающим, к слугам создают глубоко трогательный, идеальный образ женщины и матери.

Особое место среди лиц, изображённых в повести «Детство», занимает Наталья Савишна. Она отчасти напоминает Прасковью Исаевну – экономку в яснополянском доме Толстых. С большой симпатией и любовью рассказывает Толстой о Наталье Савишне. Простая крестьянка – она по своим моральным качествам стоит выше дворян. На Николеньку Наталья Савишна оказывает такое же благотворное влияние, как и его мать.

Как же рос Николенька Иртеньев, как он знакомился с окружающим миром, как складывался его характер?

Детские годы Николеньки Иртеньева во многом напоминали детство самого Льва Николаевича и многих других детей в передовых дворянских семьях.

Родные и близкие Николеньки жили в довольстве и даже роскоши за счёт трудов крепостных крестьян, которые обрабатывали земли в имениях своих господ – помещиков – и обеспечивали их всем необходимым для жизни.

Николеньку воспитывали в убеждении, что он барин, господин. Слуги и крестьяне почтительно называют его, маленького мальчика, по имени и отчеству – ведь он сын их господина и будет владеть ими, когда вырастет.

Даже старая, заслуженная экономка Наталья Савишна, которая пользовалась почётом в доме, которую любил Николенька, не смеет, по его мнению, не только наказать его за шалость, но и сказать ему «ты». «Как! Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» - с возмущением и злобой говорит он.

Николенька с детства знает, что он не ровня не только дворовым мальчишкам, но и детям людей небогатых, не дворян. К Иленьке Грапу он относился не так, как к другим своим товарищам. Иленька Грап не принадлежал к богатым и знатным. Его отец – бедный иностранец – жил своим трудом и зависел от богатых людей. Иленька тоже чувствовал эту зависимость и неравенство. Поэтому он так покорен и робок в отношении с мальчиками Иртеньевыми и Ивиными. Эти мальчики с пренебрежением относились к бедно одетому, робкому и слабому Иленьке, издевались над ним. И даже Николеньке, мальчику от природы доброму, «он казался таким презренным существом, о котором не стоит ни жалеть, ни даже думать».

Но Николенька всё время старается разобраться в своих поступках, в своих чувствах, нередко осуждает самого себя. Его светлый детский мир наполнен любовью, счастьем и радостью, но в него врываются и огорчения. Николенька страдает, когда замечает в себе дурные черты: неискренность, тщеславие, бессердечие.

Как стыдно было Николеньке вспоминать о своей злобе к доброй, любившей его Наталье Савишне! Он не мог себе простить, что вместе с братом Володей и мальчиками Ивиными смеялся над бедным Иленькой Грапом и обижал его, что, желая привлечь внимание Сонечки, он с насмешкой рассказывал ей о Карле Ивановиче, о том, что он бывает смешной без красной шапочки и что он упал с лошади прямо в лужу.

Изумительно правдиво передаёт Толстой детские непосредственные, наивные и искренние переживания, раскрывает детский мир, полный и радостей, и огорчений, и нежных чувств ребёнка к своей матери, и любовь ко всему окружающему. Всё доброе, хорошее, чем дорого детство, изображает Толстой в переживаниях Николеньки.

Подрастая, Николенька начинает всё более и более понимать, что в жизни нет безоблачного счастья, нет и настоящей справедливости. Впервые он задумывается над этим, когда узнаёт, что Карла Ивановича хотят уволить и взять к детям нового учителя. Николенька горячо сочувствует своему старому учителю, хотя он ещё не понимает, в чём причина этой несправедливости.

Николенька начинает замечать, что не все люди так хороши, как это казалось ему в самом раннем детстве. Он знакомится с княгиней Корнаковой и её семейством: это дворяне, внешне воспитанные, но неискренние, фальшивые, непорядочные. Особенно неприятен молодой князь Этьен. Толстой изображает его со всеми недостатками, свойственными светской молодёжи. Корнаковы – первые в ряду тех отрицательных образов дворян, ведущих праздную, паразитическую, фальшивую и лицемерную жизнь, которых резко критикует Толстой почти во всех своих последующих произведениях.

Смерть матери и переезд в Москву заставляют Николеньку всё больше задумываться о смысле жизни. С этими раздумьями он переходит в новую ступень возраста – отрочество, о котором Толстой рассказывает в следующей своей повести – «Отрочество».

Повесть «Детство» - произведение большой художественной силы. Духовный мир героя, движение его мыслей, чувств раскрыты в ней с поразительной глубиной и правдивостью. Толстой-художник создал в повести живые, яркие, полнокровные образы людей.

Даже лица, которые занимают в повести очень мало места, хорошо запоминаются. Достигает этого Толстой тем, что в каждом лице он подмечает наиболее характерный признак, наиболее бросающуюся в глаза деталь в одежде, в походке или в разговоре. О старом ямщике Толстой пишет, что он был сгорбленный старик, в зимней шапке и армяке. О другом ямщике – что он видный молодой парень, в одной белой рубашке с красными кумачовыми ластовицами (вставки из красной материи подмышками), в чёрной поярковой шляпе. Почёсывая белокурые кудри, ямщик сбивал шапку то на одно, то на другое ухо.

Толстой упорно работал над языком героев повести. Каждый из них говорит своим языком, не похожим на речь других. Приказчик Яков без конца повторяет: «слушаю-с», «так точно-с», «изволите видеть», «изволите доложить» - подобострастие, чрезмерное усердие чувствуются в этой речи. Притворна и хвастлива речь княгини Корнаковой, такая же фальшивая, как и она сама: «Ах, да познакомьте же меня с вашими молодыми людьми». «Прошу любить старую тётку». Ласкова, задушевна речь Натальи Савишны… В её речи много простонародных слов: «голубчик», «сердечная», «батюшка».

С изумительным мастерством представлена в повести дворянская усадьба, где живёт Николенька Иртеньев. Её обстановка, быт очень похожи на Ясную Поляну. Комнаты в доме, отдельные вещи оживают в повести – кажется, что видишь их, что можно потрогать их руками. Вот классная комната, в которой чёрной клеёнкой, во многих местах прорезанной перочинным ножом, полочки с книгами, подклеенные карты, чёрная доска, на которой кружками и крестиками отмечалось поведение детей на уроках.

Не менее точно и живописно изображает Толстой русскую природу, такую близкую и родную герою повести. Но природу Толстой изображает по-особенному. Она у него не предмет любования, а место человеческого труда. Всё в ней живёт, движется, действует.

«Хлебная уборка была во всём разгаре. Необозримое, блестяще-жёлтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом… Всё поле было покрыто копнами и народом. В высокой густой ржи виднелись кой-где на выжатой полосе согнутая спина жницы, взмах колосьев, когда она перекладывала их между пальцев, женщина в тени, нагнувшаяся над люлькой, и разбросанные снопы по усеянному васильками жнивью. В другой стороне мужики в одни рубахах, стоя на телегах, накладывали копны и пылили по сухому, раскалённому полю… Говор народа, топот лошадей и телег, весёлый свист перепелов, жужжание насекомых, которые неподвижными стаями вились в воздухе, запах полыни, соломы… тысячи различных цветов и теней, которые разливало палящее солнце по светло-жёлтому жнивью, синей дали леса и бело-лиловым облакам, белые паутины, которые носились в воздухе или ложились по жнивью, - всё это я видел, слышал и чувствовал».

И всё это вместе с Николенькой видит, слышит и чувствует каждый читатель замечательной поэтической повести Толстого «Детство».

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель – за свою долголетнюю жизнь) он прожил 82 года) написал много замечательных поветей, рассказов, романов и пьес. В своих романах – «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и других произведениях он описал жизнь русского народа, воспел его славу, силу, храбрость, духовную красоту. Но в них же он резко осудил праздную, ложную жизнь господствующих классов, их бесчеловечные по отношению к трудовому народу законы, их лицемерную мораль.

Русские люди любят Толстого за то, что он сам любил искренне и глубоко русский народ, за то, что он верил в него, верил в его неиссякаемые творческие силы.

Толстого как гениального художника знают и глубоко чтут лучшие, передовые люди всего мира.

Русский народ гордится бессмертными творениями своего гениального писателя. 

А. Поповкин 

Фото - Галины Бусаровой