Связующее звено между художниками разных поколений и направлений. Петербургские творческие союзы. Начало ХХ века


        В начале ХХ века художественная жизнь в Петербурге «проходила неторопливо и обращала на себя внимание каким-то полулетаргическим состоянием».

Художественное качество произведений, показанных на выставках многих объединений, - замечали современники, - падало, что называется, «на глазах», и любители искусства с огорчением констатировали: «Членская система развратила художников, сделала их ремесленниками, фабрикующими картины без разбору. В некоторых художественных обществах члены так злоупотребляют правом выставлять без жюри неограниченное количество картин, что выставляют по 30-40 штук».

К тому же следует отметить, что интерес в те годы в Петербурге «в целом был не слишком велик, и посещение их шло на редкость вяло».

Например, по средам на собраниях дамского кружка под председательством А. Сабанеевой, как и обычно, рисовали с натуры, а по пятницам в Обществе имени А.И. Куинджи, возглавляемой Н. Богдановым-Бельским, художники любовались «грациозными движениями балетных артисток».

Вспомним об основных столичных творческих союзах художников того времени.

«Общество поощрения художеств» было основано в Петербурге в 1821 году (до 1875 – «Общество поощрения художников») группой меценатов – И.А. Гагариным, П.А. Кикиным, А.И. Дмитриевым-Мамонтовым и др. с целью оказания помощи художникам и поощрения развития искусств. Общество устраивало выставки, организовывало конкурсы, субсидировало художников во время их поездок за границу и т.д.

При Обществе имелась рисовальная школа для вольноприходящих (с 1906 г. – директор Н.К. Рерих). Общество издавало журналы «Искусство и художественная промышленность» (1898-1902), «Художественные сокровища России» (1901-1907). Общество поощрения художеств устраивало систематические аукционы произведений русских и иностранных художников; организовывало выставки акварелей, рисунков старых и новых мастеров, присуждало премии на ежегодно проводимом конкурсе и т.д.

Многое для развития истории искусств в России сделало «Товарищество передвижных художественных выставок». Это объединение художников было организовано в 1871 году по инициативе Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова и др. «С.-Петербургские ведомости» от 23 ноября 1871 года оповещали своих читателей, что созданное «Товарищество» ставит своей целью организовывать передвижные художественные выставки во многих городах России. Для «доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством», развивать в обществе любовь к искусству и «облегчать художникам сбыт их произведений».

За время своего существования «Товарищество передвижных выставок» (1871-1923) организовало около пятидесяти выставок картин в Петербурге, Москве, Киеве, Казани, Риге и др. городах России.

В 1890 году было организовано «Санкт-Петербургское общество художников» («Петроградское общество художников»), которое объединило художников «исключительно академического направления».

Устав С.-Петербургского Общества художников (1890) гласит:

«С.-Петербургское Общество имеет целью: «…содействовать успеху и развитию искусства в России и тем упрочить положение своих членов, как в нравственном, так и в материальном отношении… Устраивать художественные вечера».

«Общество» существовало до 1918 года (в 1917 году оно объединяло всего 30 членов и было переименовано в «Петроградское общество художников»).

За время своего двадцативосьмилетнего существования Санкт-Петербургское общество организовало 26 замечательных выставок.

В 1889 году возникло объединение художников «Мир искусства». В 1889-1903 годах Объединение показывало свои выставки исключительно при петербургском художественном иллюстрированном журнале «Мир искусства». В 1910 году в Петербурге Н.К. Рерих воссоздал объединение «Мир искусства» и был избран его председателем.

Из устава общества «Мир искусства»:

«Общество имеет целью способствовать развитию русского искусства и облегчить своим членам продажу их художественных произведений».

Например, в 1917 году Общество насчитывало около пятидесяти членов: Александр Н. Бенуа, И.Я. Билибин, А.Я. Головин, Н.С. Гончарова, М.В. Добужинский, П.П. Кончаловский, Б.М. Кустодиев, В.В. Кузнецов, И.И. Машков, К.С. Петров-Водкин, Н.К. Рерих, М.С. Сарьян, З.Е. Серебрякова, С.В. Чехонин и другие.

Комитет общества «Мир искусства» в 1917 году составляли: И.Я. Билибин (председатель), члены комитета: Н.Е. Лансере (казначей), И.И. Машков, Е.И. Нарбут (секретари), и другие.

Последняя выставка группы художников «Мир искусства» была показана в Ленинграде в 1924 году.

Почётное    место    среди    творческих    союзов не    только    в    Петербурге,    но    и    в    России     по праву принадлежит «Обществу русских аквалеристов» (Императорское акварельное общество) –

объединение художников, возникшее в Петербурге по инициативе кружка аквалеристов во главе с преподавателем акварельной живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств Э.С. Вилье де Лиль-Аданом. Были организованы ежегодные выставки акварельной живописи (с 1880 года) в Петербурге, Москве, Риге, Мюнхене, Гельсингфорсе. В разные годы в выставках принимали участие А.К. Беггров, Альберт Н. Бенуа, В.И. Зарубин, А.П. Соколов и многие другие. «Императорское акварельное общество» существовало до 1918 года, всего было организовано (с 1880 г. по 1918 г.) – 38 ежегодных выставок, которые оказали огромное влияние на развитие акварельной живописи в России.

В 1897 году при императорской Академии художеств была учреждена Петербургская весенняя выставка. «Весенняя выставка» возникла по инициативе руководителя пейзажной мастерской Академии А.И. Куинджи, на которой молодые художники, окончившие это учебное заведение и не состоявшие ещё ни в каких творческих объединениях, демонстрировали свои работы. На протяжении многих лет в ней принимали участие художники, которые учились в мастерской А.И. Куинджи: К.Ф. Богаевский, П.Н. Вагнер, В.Е. Пурвит, Н.К. Рерих и другие.

В 1918 году «Весенняя выставка» прекратила своё существование.

Необходимо упомянуть и о другом объединении художников, возникшем в 1909 году по инициативе и на средства замечательного российского живописца А.И. Куинджи, который являлся почётным председателем Общества. Учредителями «Общества имени А.И. Куинджи» являлись бывшие ученики мастерской А.И. Куинджи: А.А. Борисов, П.Н. Вагнер, Н.К. Рерих, К.Я. Крыжицкий, В.Е. Маковский и другие.

Задачи Общества определялись следующим образом: «Оказывать как материальную, так и нравственную поддержку всем художественным Обществам, кружкам и отдельным художникам; учредить для выдающихся художников конкурс им. А.И. Куинджи; построить выставочное помещение, как для отдельных, так и совместных выставок всех художественных обществ. Этим путём Общество надеется объединить художников на пользу развития и распространения искусства в России».

(Устав Общества им. А.И. Куинджи).

Общество присуждало ежегодные премии, приобретало произведения, устраивало выставки, а также «куинджевские пятницы» - еженедельные концертные вечера. «Общество имени А.И. Куинджи» просуществовало до 1930 года.

«Союз русских художников» - это объединение петербургских и московских художников, существовавшее с 1903 по 1923 год. Однако следует отметить, что петербургские художники принимали активное участие в Союзе только до 1910 года. С 1910 по 1923 год организовывали выставки практически только москвичи.

В Уставе «Союза русских художников» были провозглашены следующие задачи: «Содействовать распространению произведений русского искусства и облегчить членам «Союза» сбыт их художественных произведений». За время своего существования «Союз русских художников» (за 20 лет) осуществил 18 грандиозных выставок в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

В этом же, 1903 году появилось на свет петербургское объединение художников – «Новое общество художников», «НОХ» просуществовало с 1903 по 1917 год и устроило 10 интересных выставок. Одним из организаторов Общества был Д.Н. Кардовский, который был его бессменным председателем.

«Главная цель «Новое Общество художников» - как нравственная, так и материальная поддержка окончивших и оканчивающих Академию художников. (Д.Н. Кардовский об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма.»

Из устава «Нового Общества художников» (1904 г.): «Задача Общества – устраивать художественные выставки в С.-Петербурге и других городах Российской империи».

Секретарями «НОХ» (последовательно) были: А.Ф. Гауш, В.П. Тиморев, П.И. Нерадовский.

В разные годы на выставках принимали участие: А.Н. Бенуа, М.А. Врубель, А.Я. Головин, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансаре, В.В. Кандинский, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.А. Рылов и другие.

В 1917 году «Новое Общество художников» показало в Петрограде свою последнюю, 10-ю выставку, которая проходила с 5 января по 15 февраля.

По инициативе профессоров Академии художеств и художников-архитекторов, окончивших Академию, в 1903 году в Петербурге было основано «Общество архитекторов-художников».

Членами Общества были Л.Н. Бенуа, Л.В. Руднев, И.А. Фомин, В.А. Щуко, А.В. Щусев и др. По инициативе Общества в 1905 году был создан Музей старого Петербурга, регулярно проводились творческие конкурсы, а также издавался «Архитектурно-художественный еженедельник» (1914-1917).

Например, в 1917 году Общество обсуждало вопросы художественного образования в России, реорганизации Академии художеств, участвовало в проведении конкурса на оформление мемориала на Марсовом поле и др. «Общество архитекторов-художников» прекратило свою деятельность в 1932 году.

Материал подготовил

Георгий Милованов