Слабонервных просьба не беспокоиться! (Куда же увезли 64-ю гайку?)


       В самом начале нашего материала мы хотим принести слова признательности редколлегии и дирекции прославленного завода тех лет, когда в очень непростые времена всё-таки можно было выпускать такую правдивую газету – «За советскую малолитражку».

***

Разбирая старые подшивки периодических изданий, совершенно случайно обратили внимание на газету «За советскую малолитражку» (основанную 1 мая 1931 года) от 30.10.1989 года, №124 (11.172). И, честно говоря, зачитались. Судя по дате, в стране шёл пятый год перестройки…

В одной из статей газеты написано, что после пожара, который произошёл на участке нормалей, люди несколько месяцев работают «практически без крыши», более того, «приходится работать в три смены». Завод заключил договор с кооперативом, но ремонт затягивается из-за отсутствия раствора.

В это же время на складе №1 рабочие «оказались в тяжёлых условиях из-за протечки чёрного хрома и других агрессивных жидкостей». На дворе – ноябрь, а «временно течёт» на головы с мая…

На огромной территории АЗЛК – огромное количество «беспризорного оборудования», на которое были потрачены сотни тысяч инвалютных рублей!

Например, брошен сварочный робот «Бетта». Три года на открытом воздухе стоят ящики с дефицитном оборудованием из ГДР.

Множество «разбитых ящиков с оборудованием для болгарского склада» - «многое придётся закупать заново». Там же валяются «когда-то новенькие, а ныне проржавевшие кабины лифтов!»

Вдоль проезда у СКП испортилась необъятная куча «шинопроводов для чешского склада».

Однажды охрана завода не сумела задержать иностранцев, которые «фотографировали эти детали».

В течение семи лет можно лицезреть «остатки от склада нового прессового корпуса» и т.д. и т.п.

Это бесхозное богатство охраняется сторожевыми собаками за забором с колючей проволокой. Между прочим, этот забор «без труда можно обойти с двух сторон» под любопытными взглядами собак, сидящих в вольере.

О пикапах, нужных «позарез» - уже нет сил подробно упоминать – прочитайте сами – это просто военные сводки. Итак, «пикап под №79-89 развалился, а №79-95 – разбит…»

И самое главное! Оказывается: «У нас же система выпуска автомобиля работает не с лицевой стороны, а с изнанки». Сразу бы так и сказали… И всем всё становится ясно!

С тех пор прошло ровно 30 лет – срок немалый, интересно, тот забор ещё стоит?

***

Четвёртый месяц наш участок нормалей остаётся в аварийном состоянии. После пожара наше помещение в здании бывшего цеха шасси №2 осталось практически без крыши и его постоянно заливает во время дождей. Косметический ремонт назрел уже два года назад, но его не делали. А после пожара требуется уже чуть ли не капитальный ремонт. Помощник начальника СИП И. так нам и сказал: «Если бы не было пожара, то вряд ли и сейчас вами бы занялись».

Казалось бы, чего же ещё надо, раз ремонтом занялись? Но всё дело в том, как он идёт, этот ремонт. Рабочие кооператива, с которым заключён договор, без конца простаивают. Самая обычная причина – нет раствора. А на участке люди уже устали работать в таких условиях. Все стены ободранные, в подтёках, кругом грязь… Оборудование, и новейшее (два токарных станка с ЧПУ) выходят и строя. Чтобы выполнить план, бригаде приходится работать в три смены. В сентябре, например, выполнить его удалось. Но хоть в благодарность за это ускорили бы ремонт! Руководители производства избегают нас. А с кооператорами мы устали ругаться: у них всегда есть обоснованные причины – отсутствие материалов.

Бригадир заготовительного цеха Д., токарь К., штамповщица М., шлифовщик, член группы народного контроля З.

Читаем дальше:

«В ответ на эту заметку от 17 мая, в которой говорилось о серьёзных недостатках в условиях труда на складе №1 производственного управления, могу сообщить следующее. ООТ и ТБ постоянно в курсе событий на этом складе, работники которого оказались в тяжёлых условиях из-за протечки чёрного хрома и других агрессивных жидкостей с расположенного на 2-м этаже цеха металлопокрытий.

Склад №1 производственного управления волевым решением был размещён временно, сроком на один-два года, ещё в 1985 году. Но и до настоящего времени производственным и технологическим управлениями не принимаются меры к размещению его в другом, удобном месте.

С 1987 года согласно генеральному плану над складом №1 на втором этаже идёт интенсивная реконструкция и установка импортного оборудования.

В течение этого времени службой ООТ и ТБ были выданы предписания начальнику цеха металлопокрытий Н. Л. о необходимости принятия срочных мер и усилению контроля за цехом. И создать оперативную группу по немедленному устранению протечек…

Распоряжением по заводу №538 от 12.07.88 за допущенные протечки был наказан заместитель начальника цеха металлопокрытий М.».

Из этого ответа видно, что меры, вроде, принимаются, но они ничего не дают. Почему они ничего не дают? Не потому ли, что они половинчатые? А ведь в этом бессилии служб не только затянувшееся решение производственной проблемы, плохие условия труда коллектива. Здесь видится и большая моральная, можно сказать, политическая проблема. Люди отчаялись, они обращались в разные инстанции, а воз, как говорится, и ныне там.

- После выхода заметки в мае, - говорит руководитель группы склада №1 N, - мы уже больше никому не верим.

Беспризорное оборудование… Что же привело к тому, что сварочному роботу «Бетта» не нашлось места в цехе сварки кузовов?

На заводе как будто действует правило: пока несколько месяцев оборудование не простоит на улице, в цех его не забирать. Но если бы только несколько месяцев. Участники рейда убедились, что во многих случаях оборудование простаивает в ожидании монтажа годами.

        Например, около трёх лет стоят ящики с агрегатами термопластавтомата (фирмы ГДР), предназначенного для цеха пластмасс (ящики стоят рядом с цехом). Почему? Не нужны?

- Если бы об этом оборудовании узнали кооператоры, - сказал один из участников рейда. – Это же дефицитнейшее оборудование. На нём можно было бы столько сделать за эти три года изделий ширпотреба, что оно окупилось бы неоднократно. У нас же оно предназначено для формования пластмассовых деталей автомобиля. Может быть, поэтому и не торопятся в цехе с его монтажом? Почему же задержка?

- Об этом коротко не расскажешь, - ответил после рейда заместитель начальника цеха N. – Много документов надо просмотреть, чтобы разобраться.

А в итоге на сотни тысяч инвалютных рублей оборудование простаивает, ржавеет, разукомплектовывается и, в конечном счёте, безвозвратно теряется.

Много разбитых ящиков с оборудованием для болгарского склада разбросано по всей территории… Не удивительно, что когда придёт время монтировать склад, многое придётся закупать заново.

- А почему нельзя хотя бы сгруппировать в одном месте это оборудование?

- Сгруппируем, а завтра придётся монтировать… Лишняя работа. Однако в одном месте сгруппированное оборудование легче сохранить…

Теряется у нас немало. Об этом говорят, например, запоздалые находки. У центра запчастей лежат ящики с когда-то новенькими, а ныне проржавевшими кабинами лифтов!

Вдоль проезда у СКП (со стороны АБК) лежат шинопроводы, которые никому не понадобятся. Влага и ветры сделали своё дело. А для чего-то их покупали!

Кстати, раз речь зашла о шинопроводах, то вспоминается недавняя история с шинопроводами для уже монтирующегося чешского склада. На готовящейся недалеко от него площадке для возможной разгрузки вагонов с картофелем, тоже лежала большая куча этих шинопроводов. И вот когда вместе с членами КНК завода здесь зашла речь о том, чей лежит груз и почему, подошёл кто-то из охраны и сообщил, что неизвестные лица – явно иностранцы – на днях сфотографировали эти детали (показал на шинопроводы). А задержать их не удалось, скрылись. Как бы теперь что не произошло?

И невдомёк многим нашим работникам, что столько вреда, сколько мы сами себе наносим своей бесхозяйственностью, никакие злоумышленники нам не нанесут. Ведь свалить в кучу и держать шинопроводы под открытым небом уже значит попортить их в какой-то степени. Из ЧССР шеф-монтажники (а это были они), конечно же, не могут смириться с этим и с тянущимся уже несколько лет монтажом склада.

Скажем, что и другие детали к чешскому складу нам попадались. Много остатков от склада нового прессового корпуса. Около семи лет они лежат, т.к. проект склада при монтаже решили на треть сократить. Кому теперь они нужны, эти остатки? Для запчастей? Вряд ли, т.к. под открытым небом они окончательно потеряют такую способность. Наверное, больше пользу было бы от них, если бы пошли на металлолом. Но и эту возможность скоро можно потерять…

Также потихонечку выходит из строя под влиянием непогоды и трансформатор для цинкования.

Можно было бы продолжить перечень оборудования, бесполезно простаивающего на территории завода в результате несогласованных действий… Но закончить эти заметки хотелось бы таким наблюдением: между центром запчастей и КМЦ стоит забор с колючей проволокой и вольером для сторожевых собак.

- Что охраняют эти собаки?

Случайно возникшее любопытство участники рейда не смогли удовлетворить. Забор оказался внутри завода. Когда-то он был нужен, но с вводом МСП-2 необходимость в нём отпала, и его без труда можно обойти с обеих сторон!

***

Проблем у диспетчеров много. Несколько раз в течение часа вбегали в диспетчерскую работники ПДО и осведомлялись о наличии транспорта, который каждому из них нужен был, ну, что называется, позарез. А где пикапы? Они в принципе – диспетчерские – лишь «спят» и ремонтируются в гараже АТУ. Но пикап за номером 79-89 развалился, 79-95 разбит при столкновении с тепловозом на путях промплощадки. 46-33 тоже разбит, 45-77 работает завтра, один «сорок первый» - машина начальства, другой «сорок первый» не въезжает в МСП №2, потому что его проезды узки, заставлены кроватками, и машина застревает. Вот и получается, что ждать можно лишь пикап 45-89, который в данное время в пути с деталями.

Заводские специалисты сообщили, что «года через три, не раньше» можно ждать монорельс.

Ни один руководитель завода не станет «временно» носить недошитый костюм, без одного рукава, скажем, или без молнии на брюках… Понимаю, не хватает валюты, того-сего…

Среди диспетчеров, водителей тоже есть лодыри, неумёхи. Вот, к примеру, работники заводской централизации могут завезти безобидную 64-ю гайку в такое место, что диспетчеры её не сыщут… Не изучили в централизации ещё до сих пор детали «сорок первого» «Москвича». Привыкли раньше возить лишь одни узлы, и всё вчерашним днём живут.

На часах пробило десять (утра). Пять линий стоят по разным причинам. Диспетчеры вносят в свои записи коррективы. И тяжело вздыхают: когда линии начнут детали выдавать?

***

«Как бы ни отдалялся от нас зарубежный технический прогресс, мы всё же потихонечку его настигаем.

В нашем случае – выпуска современного легкового автомобиля, мало чем уступающего автомобилям самых ведущих европейских и заокеанских фирм».

Действительно, чего же нам не хватает, чтобы догнать «зарубежный технический прогресс»?

Зам. начальника стружечного цеха по подвалу объясняет: «Нужны только вагоны и краны. И телефонная связь. Дело в том, что оператору, чтобы позвонить, нужно целый километр до ближайшего аппарата бежать! Из-за этого вагоны простаивают».