Дмитрий Соболевский. Интервью с победителем проекта "Большой балет"


Елена Чапленко: Над какой партией Вы работаете в настоящий момент?

Дмитрий Соболевский: Одна из моих новых ролей в этом сезоне – это партия Феба в балете «Эсмеральда». Ранее в «Эсмеральде» я танцевал только партию офицера.

Елена Чапленко: При каких обстоятельствах Вы решили принять участие в телевизионном проекте «Большой балет»?

Дмитрий Соболевский: Мне предложил принять участие в проекте «Большой балет» художественный руководитель балета театра Станиславского и Немировича-Данченко Лоран Илер. Конечно, я согласился. Оказалось очень интересно и волнительно! Это такой огромный профессиональный опыт! Особенно запомнилось вот это ощущение, когда жюри – мировые звёзды балета – смотрят на тебя, оценивают твой номер, делают важные замечания. 

Елена Чапленко: Вам что-то запомнилось особо из того, что говорил член жюри проекта выдающийся Владимир Малахов?

Дмитрий Соболевский: Владимир Малахов меня очень удивил! Я знаю, что обычно он делает достаточно строгие замечания, когда видит, что артист танцует не так, как это должно быть. И на проекте меня очень удивило то, что Владимир Малахов был мягок в своих высказываниях и нередко говорил довольно приятные вещи. 

Елена Чапленко: Насколько сложно для Вас было танцевать перед камерами?

Дмитрий Соболевский: Очень сложно! Потому что на сцене ты танцуешь для зрителей, ты к этому уже привык, а когда на тебя направлено огромное количество камер – это так непривычно, сразу появляется волнение.

Елена Чапленко: Вы сами выбирали конкурсные танцы?

Дмитрий Соболевский: Танцы сами выбирали, правда из того, что мы предлагали в очень многом нам было отказано. У каждого свои предпочтения, а выбор танцев, на самом деле, огромный. Единственное, наверное, что у нас не было – это классического па-де-де.

Елена Чапленко: Какие у Вас были ощущения после завершения проекта, в котором Вы победили?

Дмитрий Соболевский: Ощущения обычные, такие же, как и на конкурсах, которых в моей жизни было достаточно много. Не могу сказать, что этот проект стал для меня каким-то грандиозным событием, но тем не менее, я, конечно же, очень рад, что мне удалось победить, потому что все участники этого проекта являются профессионалами высокого класса. 

Елена Чапленко: Участие в проекте подвергло Вас дополнительной эмоциональной нагрузке?

Дмитрий Соболевский: Конкурс – это всегда волнение. И когда это волнение присутствует, тебе становится трудно контролировать свои эмоции, они начинают «управлять» тобой, а не ты ими. Из-за чего танец может получиться несколько спонтанным, не таким, как ты его готовил на репетиции.  

Елена Чапленко: Не так давно Вы выступали на Венском балу в Москве, – что Вы исполняли?

Дмитрий Соболевский: Меня пригласили выступить на Венском балу в Гостином дворе, с моей партнёршей мы танцевали адажио из балета «Раймонда». Это моё первое выступление на Венском балу.

Елена Чапленко: На балу, в непривычной обстановке, выступать сложнее, чем на гала-концерте?

Дмитрий Соболевский: На балу выступать проще, чем в театре или на гала-концерте, – сама атмосфера располагает к размеренному танцу. И я точно помню, что станцевали мы очень хорошо!

Елена Чапленко: Вы умеете танцевать венский вальс?

Дмитрий Соболевский: Да, конечно, в балетной школе нас обучали венскому вальсу, вальс часто встречается в балете.

Елена Чапленко: Какую партию из своего репертуара Вы считаете наиболее драматичной?

Дмитрий Соболевский: Партию из балета «Татьяна» Джона Ноймайера. Этот спектакль был для меня самым трудным в драматическом плане.

Елена Чапленко: У Вас есть любимый хореограф?

Дмитрий Соболевский: Джон Ноймайер, этот хореограф очень много дал мне в профессиональном плане. Мы проделали большой объём работы, много времени провели на репетициях. Я научился глубже входить в образы своих героев и лучше их понимать.

Елена Чапленко: Что самое ценное Вы почерпнули из его слов?

Дмитрий Соболевский: Самое главное – это «не отключаться» на сцене. «Отключаться» – это когда ты выходишь из роли. Необходимо всё время фокусироваться на спектакле, только тогда образ может получиться правдоподобным и естественным.

Елена Чапленко: Вам случалось «отключаться» на сцене?

Дмитрий Соболевский: Да, бывает иногда – отключаешься, когда перестаёшь «быть в спектакле», реагировать на происходящее, когда ты стоишь, например, на сцене и ничего не чувствуешь, не переживаешь. Конечно, это большой опыт и мастерство – «быть в спектакле» в течение всего представления.

Елена Чапленко: Как Вы настраиваетесь перед выходом на сцену?

Дмитрий Соболевский: Самое лучшее средство – это вообще не думать о предстоящем спектакле! Относиться к нему проще, не ждать от представления какого-то особого успеха или поражения. Обычный спектакль обычного дня. И когда я отношусь к этому проще, я, как правило, танцую лучше!

Елена Чапленко: Руководствуясь личным опытом, какую страну Вы бы отметили, где особо тепло принимают русский балет?

Дмитрий Соболевский: Очень хорошо русский балет принимают в Японии. Запомнился один любопытный момент: в первый день после спектакля японские зрители ждали нас на служебном входе, чтобы сфотографироваться. А на следующий день эти же самые зрители снова ждали нас на служебном входе с уже распечатанными фотографиями, чтобы мы поставили на них свой автограф.

Елена Чапленко: Насколько важен для артистов балета стиль работы дирижёра?

Дмитрий Соболевский: Каждый дирижёр ведёт спектакль по-своему – кто-то не смотрит на артистов и играет неудобные темпы, кто-то, наоборот, смотрит. Поэтому работа дирижёра очень сильно влияет на исполнение артистов балета. Тебе приходится либо торопиться, что, естественно, неудобно, либо «тянуть время». Очень важно, чтобы дирижёр поймал вот эту «золотую середину». У нас в театре хорошие дирижёры, они играют нам «в ногу» и стараются задавать темп, удобный для нас.

Елена Чапленко: Вы чувствуете грани своих возможностей в танце?  

Дмитрий Соболевский: Грани, конечно, есть и, в первую очередь, они связаны с волнением, из-за которого может появиться некоторая зажатость в танце. Иногда я «закрываюсь», и мне не удаётся полностью раскрыться на сцене. А это самое главное качество – умение полностью раскрыться.

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Дмитрия Соболевского

за интересную беседу

Фотографии - из личного архива Дмитрия Соболевского